О границах компетентности

Александр Гинцбург 
0
164
Время на чтение 5 минут
Когда речь идет о противостоянии двух идеологических партий - "церковников" и "ученых" - легко поддаться соблазну восприримать все, что говорит другая сторона как "вражескую пропаганду" от которой верный а благочестивый адепт "науки" или "религии" должен с негодованием затыкать уши.

Несколько труднее увидеть в словах оппонентов нечто, заслуживающее внимания. В чем-то я могу согласиться с авторами письма:

Мы считаем, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Мы полагаем, что преподавание естественно-научных предметов должно основываться только на устоявшихся научных концепциях. Современная эволюционная теория, с которой критики "дарвинизма" явно не знакомы, безусловно, относится к числу выдающихся достижений науки и поэтому должна быть обязательным компонентом обучения в средней и высшей школе. На наш взгляд, единственным компетентным экспертом при определении содержания программ преподавания естественных наук может быть только научное сообщество в лице Российской академии наук, университетов и научных обществ. Вопросы ошибочности или истинности той или иной научной теории не решаются на пресс-конференциях, митингах или в судах, в средствах массовой информации или в ходе социологических опросов. Здесь

В самом деле, содержание курса биологии должны определять биологи - а содержание курса богословия - богословы, а содержание курса истории - историки.

Похоже, дискуссия, которую мы ведем, есть дискуссия о границах компетентности тех или иных специалистов; и результатом общественной дискуссии могло бы стать прояснение границ.

Я с пониманием отношусь к требованию ученых-естественников, чтобы богословы не вторгались в их епархию; и именно потому, что считаю богословие наукой. Уразумение божественного откровения есть творческий процесс, причем процесс, в котором участвуют люди, подверженные грехам и ошибкам; в недогматических вопросах, по которым мы не имеем соборного суждения Церкви, богословы - и даже признанные святые - могут расходиться во мнениях. Обязав учителей биологии соглашаться с богословами, мы немедленно столкнемся с вопросом, с какими именно богословами они должны соглашаться. Некоторые православные богословы станут настаивать на том, что книгу Бытия надо толковать так, как ее толкует Генри Моррис и иже с ним - - шесть рабочих дней, несколько тысяч лет назад, другие обратят внимание на то, что уже у Святых Отцов можно найти и совершенно иное прочтение Шестоднева.

Более того, я думаю, нам совершенно незачем импортировать американский по своему происхождению конфликт между "креационистами" и "эволюционистами". Этот конфликт обусловлен определенной культурной ситуацией, а не чем-то вечным и необходимым в христианской вере. Дело в том, что для протестансткой - прежде всего, американской - среды был важен конфликт между так называемыми либералами и фундаменталистами. "Либералы", стремясь приспособиться к запросам мира, ставили авторитет Писания под вопрос или придавали тем местам Писания, которые по каким-то причинам не устраивали современное им общество, искусственно иносказательное истолкование. Это приводило (да и продолжает приводить) к отходу от самых фундаментальных христианских доктрин, к разбавлению веры водой до полного ее изчезновения. Это вызвало понятную реакцию христиан, которые назвали себя "фундаменталистами", людьми, твердо приверженными тем самым основам, от которых отходили либералы. Так нередко бывает, что люди, выступающие против явного заблуждения, шарахаются от него так сильно, что впадают в нездоровые крайности; реакцией на нездоровую склонность либералов к иносказательности явился самый свирепый буквализм, даже в тех случаях, когда сам текст Писания явно свидетельствует против такого прочтения.

Православная Церковь, слава Богу, догматична, и, значит, в определенном отношении более свободна. У нас есть догматы - принятые Церковью вероучительные определения, обязательные для всех ее членов. Догматы, как крепостные стены, ограждают нашу веру снаружи - от попыток ее исказить, и огораживают свободное пространство внутри - где остается место для разномыслий.

Догматы, являясь безопасной и верной оградой, оберегают нас от двух опасностей - от забвения или искажения обязательных истин веры, с одной стороны, и от объявления частных мнений обязательными для всех членов Церкви - с другой.

Все существующее, видимое и невидимое, создано и поддерживается в бытии личностным, всемогущим, нравственно благим Богом; таков догмат, провозглашаемый Символом Веры. Земля сотворена несколько тысячелетий назад в течении шести календарных суток - это мнение, связанное с определеным (на мой взгляд, спорным) толкованием библейского повествования. Этого мнения могут держаться, без сомнения, глубоко преданные и искренние христиане, но это - не догмат. Многие священники и миряне думают по-другому - и никто не отлучает их от Церкви.

Задевает ли научное исследование догматы Православной Церкви? Догматы - нет, не задевает. Когда люди противопоставляют "научное знание" "догматам Церкви" они просто выдают свое незнакомство с догматами. Науке просто нечего сказать о происхождении бытия как такового, о Боговоплощении или Воскресении Мертвых. Эти истины вообще находятся за пределами компетенции науки; ни они науке, ни наука им никак не угрожает - они просто находятся в разных плоскостях.

Поэтому я не считаю, что само по себе преподавание эволюционной теории означает пропаганду атеимза. Однако я должен отметить, что существует опасность подмены науки идеологией; приведу пример. Когда люди рассуждают о несовместимости религиозного и научного мировоззрения, они рассуждают не как ученые, а как идеологи; когда речь ведется о том, что религиозное мировоззрение (которое путают с магическим) должно быть вытеснено научным, рассуждают как идеологи невежественные. В действительности среди признанных ученых есть атеисты, есть верующие, есть те, кто никак для себя этот вопрос не проясняет - никакого антагонизма между глубокой личной верой и научной добросовестностью не существует.

Наше научное сообщество сформировалось под давлением принудительной идеологии "научного атеизма", с непременным набором мифов, следование которым было строго обязательным. Удивительно не то, что некоторые академики продолжают держаться этой идеологии, а то, что далеко все ее держатся.

Советская по происхождению идеология, противоставляющая "религию и отсталость" "науке и прогресссу", не выдерживает столкновения с реальностью - кафедры теологии имеются в Оксфорде и Кембридже, в университетах Америки и Германии, в других странах, далеких от научной и технологической отсталости. Но дело не только в этом - идеология это не наука. У специалистов в определенных областях науки есть право определять содержание курсов соотвествующих наук в школах и вузах. За пределами своей научной компетенции они граждане с правом голоса - но не более того. Я приведу крайний пример - и сделаю это без намерения кого-либо обидеть - но давайте вспомним академика А.Т. Фоменко. Это профессор, доктор физико-математических наук, признанный ученый - в своей области. Его суждения в области, находящейся за пределами его компетенции, в области Истории, настоящими историками оцениваются как невероятно безграмотные.

Суждения самых блестящих специалистов в области естественных наук о преподавании Основ Православной Культуры имеют не больше веса, чем суждения любого другого человека - они специалисты не в этой области. Несомненно, у них есть право голоса - как и любых других граждан - но у них нет права диктовать.

Поэтому я бы согласился с тем, что богословы не должны диктовать представителям естественных наук в том, что относится к естесвеннонаучной области; а естествоиспытатели не должны диктовать там, где пределы их компетенции заканчиваются.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2367
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Александр Гинцбург
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 7
01.11.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 6
29.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 5
25.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 4
21.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 3
18.10.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28