В традиции сосуществуют два понимания границ Церкви - узкое и широкое. Я бы заострил это противопоставление в виде дилеммы сектантского и открытого понимания Церкви. Границы Церкви можно истолковать как границы действия спасительной благодати. Сектантское понимание Церкви предполагает, что спасительная благодать распространяется только на членов одной из церковных конфессий. Открытое понимание Церкви предполагает, что спасительная благодать подается всем независимо от их отношения к религии. Ведь Христос принял искупительную жертву за всех людей, а не только за будущих членов одного из церковных течений.
Открытое понимание Церкви нисколько не умаляет исключительную роль христиан, которые заключили Завет с Богом на выполнение особой миссии служить посредниками действия спасительной благодати. В соответствии с Заветом христиане имеют эксклюзивное право на особые формы служения Богу, но они не имеют монополии на действие спасительной благодати, которая распространяется за пределами христианских общин во всем остальном мире.
Обосновать открытое понимание Церкви можно на основе различия сущности и энергии, которое являлось исходной предпосылкой восточно-христианской мысли и получило догматическое оформление во время паламитских споров XIV века.
Энергия переводится на русский язык как действие, и в соответствии с традиционным пониманием означает не только физическое, но и вообще всякое выражение сущности вовне. Любое свойство вещи - это действие ее сущности, при этом слово "энергия" приложимо не только к телесным свойствам вещи, но также к психическим, духовным и умопостигаемым. Любое проявление Бога в мире в восточно-христианской традиции называли энергией Бога, отличая ее от непостижимой сущности Бога.
На Константинопольском соборе 1351 года была окончательно устранена путаница в понимании соотношения сущности и энергии определением, что 1) в Едином Боге следует различать без разъединения сущность (как не именуемую и не допускающую причастности себе) и энергию (как именуемую и допускающую причастность себе); 2) энергия Божия не сотворена; 3) множество божественных энергий не нарушают простоты Божества; 4) к энергиям приложимо Имя Божества; 5) сущность выше энергии; 6) причастность Богу означает причастность Его энергии, а не сущности; 7) Фаворский свет Преображения нетварен.
Соотношение сущности и энергии легко показать на примере. Так, я не вижу саму сущность человека, но могу лишь видеть его внешний образ (т.е. воспринимать энергию). Однако в этом образе, который я вижу, присутствует сам человек по своей сущности. В этом заключается онтологическое единство сущности и энергии, при котором сущность присутствует в энергии, а энергия является частным выражением сущности. Если сущность обладает бесконечной потенцией многообразного выражения вовне, то энергия - это актуализация одной из возможностей.
Благодаря этому различию бесконечной потенции сущности и частного выражения в энергии можно устранить путаницу в понимании границ Церкви. Предназначение Церкви в том, чтобы раскрывать спасительную благодать, которую сообщает ей Бог. Бесконечная потенция благодати, составляет сущность Церкви, а спасительное действие Церкви - это энергия благодати.
В крещении человек заключает Завет с Богом и тем самым приобщается к благодатной силе Церкви, которую раскрывает через себя в служении Богу. Иными словами, в крещении человеку сообщается потенция спасительной благодати, которую он призван реализовывать в своей жизни. Однако потенция может оказаться и нереализованной, поэтому крещение не гарантирует спасения.
В соответствии с различением сущности и энергии границу Церкви можно определить двояко: по сущности, и по спасительному действию (т.е. сообразно энергиям). Сущностно Церковь там, где заложена потенция спасительной благодати, которая раскрывается через служение Богу. В этом смысле Церковь охватывает людей, заключивших с Богом Завет и добровольно принявших служение Ему. Энергийно Церковь простирается везде, где действует спасительная сила благодати. А действовать она может не только на христиан, но и на всех остальных людей независимо от их вероисповедания. В этом смысле Церковь потенциально может охватывать весь мир. Ее реальная граница оказывается открытой и подвижной в соответствии распространением божественной благодати далеко за пределы какой-то одной из конфессий. В соответствии с этим открытое понимание Церкви не умаляет значимость особого служения христиан, но напротив, раскрывает ценность этого служения для всего мира.
http://www.russned.ru/stats/1420
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна