itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Норма против Правила

Основы православной культуры 
0
435
Время на чтение 5 минут

Два богослова обыкновенно решали, как происходить битве: каждый ли класс должен стоять за себя особенно, или все должны разделиться на две половины... Грамматики начинали прежде всех, и как только начиналась риторика, они уже бежали прочь... Потом вступала философия с черными длинными усами, а наконец и богословия в ужасных шароварах и с претолстыми шеями. Обыкновенно оканчивалось тем, что богословия побивала всех, и философия, почесывая бока, была теснима в класс и помещалась отдыхать...
Н.В. Гоголь "Вий"

"Клерикалы" и "антиклерикалы" - части одного сконструрованного политического события, их разыгранные позиции как нельзя лучше работают друг на друга. Если действующие лица не понимают, что исполняют "заказанную" пьесу, то это лишь свидетельствует в пользу того, кто стоит за их столкновением. Или над ним...

В предвыборный год наука и образование, похоже, становятся ведущими поставщиками новостей и скандалов. Масштабное обсуждение в СМИ так называемого "письма десяти академиков" и то предсказуемое разделение мнений, которое оно породило, наводит на мысль о том, что и сами явления, ставшие причиной беспокойства ученых, принадлежат отнюдь не научной, образовательной или социальной сферам.

Борьба за введение "Основ православной культуры" вступила в активную стадию около года назад. Тогда еще можно было поверить, что за пресловутой "альтернативой" зарвавшихся атеистов и идущих на компромисс верующих, за нелепым названием курса и бездарной пиар-компанией стоит необходимость, связанная с отстаиванием общественных интересов. Однако, в настоящее время конфликт этот окончательно виртуализировался. В Медиароссии развернулась "борьба клерикалов с антиклерикалами по вопросу изучения основ православия". Правила борьбы просты:

1. Если ты сомневаешься в пользе "православной культурологии", превращающей "Основы Православного вероучения" в некий "нормальный курс мировой и русской культуры, ничем не похожий на "Закон Божий"", с целью "воспитания конкретных людей в конкретной стране", - то обязан считаться светским антиклерикалом.

2. Если ты преподаешь светскую науку, - то обязан бороться с клерикализацией, так как это является частью научной практики.

3. Наконец, если ты стоишь за православное вероучение, то просто обязан бороться за введение курса православной культурологии и кафедр теологии. В противном случае - см. пункт первый.

"Клерикалы" вдохновенно парируют обвинения в клерикализации науки, уверяя, что "православная культурология", в отличие от Закона Божия, не противоречит Основному Закону РФ. Между тем, "клерикалы" и "антиклерикалы" - части одного сконструрованного политического события, их разыгранные позиции как нельзя лучше работают друг на друга. Если действующие лица не понимают, что исполняют "заказанную" пьесу, то это лишь свидетельствует в пользу того, кто стоит за их столкновением. Или над ним...

Антиклерикальное восстание ученых началось вовсе не с "письма академиков", а с "революции" студентов-социологов МГУ. "Революция" началась весной этого года и выглядела как своего рода "68-й наоборот". Восстания 68-го были направлены на разоблачение мнимой "аполитичности", "непредвзятости", "схоластичности" академического Разума, и были первыми поминками по Просвещению. Историко-политическая плоть Настоящего поднялась тогда против безжизненной и лицемерной Aeternitas просвещенческого Университета. Однако, дети "нулевых" не похожи на детей "шестидесятых" - их цели совсем иные. Они намеренно разоблачают и без того нескрываемую веру и политическую позицию современного homo academicus'a, призывая защитить поруганную честь Университета, этого главного памятника Модерна. Во имя реставрации престижа "чистой", неангажированной, науки они отстаивают все те же модернистские идеалы - Личность, Свободу, и делают это теми же - "демократическими" методами.

Если сравнить действия этих "антиклерикалов" с действиями полит-православных "клерикалов", то нельзя не заметить, что первые, в отличие от вторых, преследуют консервативные цели: они консервируют Просвещение, его останки - и делают это в той области, где им созданы институциональные, "несущие конструкции". Они реконструируют традиционные ценности, присущие академическим институтам sui generis. "Клерикалы" же, напротив, либеральными методами приспосабливают "православное вероучение" к современным реалиям, всячески уверяя, что это совсем не "Закон Божий", не пропаганда Православия и не разжигание межрелигиозной вражды.

В современной ситуации, когда сама идея Школы и Университета переживает вполне закономерный, фундаментальный кризис и испытывает мощнейшую необходимость в легитимации (без которой нет и не может быть самого образования); когда модернистские схоластические и политические нормы перестали быть легитимирующими инстанциями; когда в основании просвещенческих дисциплин обнаруживаются "традиционные" измерения, Православие подается в качестве частного аспекта другого частного аспекта с единственной целью - хоть как-то худо-бедно представить его в системе современного образования на правах особого "мировоззрения" или "системы взглядов", на правах "нормальной" культурологии. На нормативном уровне ему не находится места ни в одной из гуманитарных наук (не говоря уже о точных и естественных).

Поэтому сторонникам преподавания Православия необходимо прежде превратить его в некое подобие просвещенческой "дисциплины". Сторонники ОПК не задумываются о том, что препарируемый ими "предмет" в принципе не совместим с системой специализированных областей с их внутренними нормами, которые выделились из единой средневековой scientia и составили новый органон европейской науки. По этой причине в русском Православии нет и не могло быть самобытной отечественной образовательной традиции; образцы ее и само институциональное и дисциплинарное устройство неизбежно должно было быть заимствовано у Просвещенческого разума.

Школа и Университет - европейские по происхождению, по структуре и по сути институты, являющиеся центральными и наиболее символичными "изобретениями" проекта Модерн. Причем церковная ("клерикальная") догматика в Школе и теология в Университете были (и остаются по сей день!) неотъемлемой частью этих институтов, присутствуя в качестве светского культурологического "просвещенного", а в высших учебных заведениях - сугубо логического нормативного знания, столь характерного для католической и особенно протестантской традиций. Преподавание христианской истории и культуры в немецких гимназиях является органичной частью их религиозной традиции и одновременно частью дисциплинарной и образовательной практики.

Мне случилось поинтересоваться у родителей одной из прилежных немецких гимназисток, бывала ли девочка в христианском храме на службе. "Зачем? - удивилась ее мама, - они ведь все это проходят в школе!" Степень теологии есть у каждого второго профессора, преподающего в университете Германии в качестве обязательной "второй" степени. Особенно популярен выбор теологии среди математиков, объясняющих его тем, что "в этой науке ничего не надо понимать".

Таким образом, лоббируемый сегодня пакет ОПК+теология - вовсе не является частью консервативной, национально ориентированной политики в области образования. Тем более, политики, направленной на возвращение к традиции во всех сферах - не только научной ("богословской"), но и повседневной. Нам предлагается приемлемый евровариант, отформатированный под политические нормы и никак не способствующий - а возможно, и препятствующий, как возрождению российского Университета, так и росту знаний о православном вероучении. Не говоря уже об усвоении православной культуры, которое вообще не является сферой нормы, но действием истории и живой традиции.

Сложность актуального момента заключается в том, что борьба за ОПК стала принципиальным вопросом поддержки решения РПЦ. В этом смысле борьба сегодня имеет сугубо политический аспект и не оставляет возможности для здравого стратегического рассуждения. Однако, в случае успешного исхода этой борьбы, необходимо всерьез задаться вопросом, что является основой, а что - приложением в гибриде "православная культурология" - норма европейского Просвещения или освоение Православия как правила.

http://www.pravaya.ru/column/13079
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Бражникова
Все статьи Яна Бражникова
Основы православной культуры
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04