Хранить и защищать

0
206
Время на чтение 7 минут
Нередко поиск религиозной истины и последующее ее хранение представляются современному человеку чем-то второстепенным и малозначимым. Более важной заботой считается достижение в обществе мира и благополучия. Сами по себе эти цели хороши, но возможно ли их достичь без того, чтобы люди имели ясные представления о мире, в котором они живут?

Если из мировоззрения человека исчезает знание о Боге, то рано или поздно искажается и разрушается вся его жизнь, поскольку личность теряет ориентиры для приложения своих сил. В послании к Римлянам святой апостол Павел следующим образом описывает последствия забвения истинного Бога: И как они не заботились иметь Бога в разуме, предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены завести, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим 1:28-31).

Жизнь в обществе, в котором многие из вышеперечисленных пороков почитаются нормой, не может быть счастливой. Чтобы не терять способность отличать добро от зла, а в случае ошибок - быстро замечать и исправлять их, Богом открыта людям истинная вера. Понимая все это, русские люди со времен крещения Руси старались бережно хранить апостольскую норму веры. На этом поприще проявил себя и Смоленск. Этот город, современник Киева, Новгорода, Пскова, возник на пути "из варяг в греки" и стал одним из главных городов Киевской Руси. Принятие смолянами христианства началось с 990 года, когда князь Владимир и митрополит Михаил провели первое крещение в Смоленске. Распространение новой веры в Смоленской земле, населенной кривичами и вятичами, происходило быстро и без сопротивления со стороны местных жителей. Вскоре Смоленск стал одним из центров христианской духовности и культуры, который привлекал греков-книжников и воспитывал собственных просвещенных мужей. В XII веке на Киевский митрополичий престол был возведен Климент Смолятич, книжный и мудрый человек с широким кругозором, вероятнее всего родом происходивший со Смоленщины.

Из различных исторических источников известно, что в домонгольский период в Смоленске существовали приходские школы, а многие местные церковные и государственные деятели проявляли себя как любители книжности. При этом речь шла не о простом обучении грамоте, а о преподавании основ логики, риторики, изучении некоторых образцов словесности. Также известно, что образованная часть населения владела иностранными языками - греческим, латинским, немецким, что обнаруживается из сохранившихся торговых договоров на иностранных языках. Кроме того, на Смоленской земле сложились свои архитектурные артели, которые вели большое каменное строительство не только на своей родине, но и за ее пределами - в Киеве, Рязани, Новгороде, Пскове. К сожалению, от былого домонгольского великолепия в Смоленске остались только три каменные храма XII века - святых апостолов Петра и Павла, Архангела Михаила, святого апостола Иоанна Богослова, которые можно увидеть и сегодня в нашем городе. Есть свидетельства и о том, что на Смоленщине существовала и своя оригинальная иконописная школа. Смутные времена и вынужденная борьба за свое выживание, привели к тому, что возрождение просвещения произошло только в XVIII веке, после того, как Смоленск окончательно вернулся в состав России. В те времена одной из главных задач была защита православной веры перед лицом католического влияния, так как многие дворяне направляли своих детей учиться в Польшу, да и сами, следуя моде, перенимали католические обычаи. Центром просвещения стала церковная школа при архиерейском доме, которая была преобразована в 1728 году в духовную семинарию. Позже в ряде уездных городов Смоленской губернии были открыты духовные училища. Из смоленских духовных школ вышли такие церковные деятели, как преподобный Макарий (Глухарев), просветитель Алтая, святитель Николай (Касаткин), апостол Японии, а также светские ученые - почвовед В. В. Докучаев, поэт и переводчик И. И. Виноградов, писатель-фантаст А. Р. Беляев и другие.

Сегодня в Смоленской земле при взаимодействии епархии, общества и государства возрождаются традиции духовного просвещения. Полагаю, очень важно дать современному человеку знания о его духовной традиции, которые бы являлись для него ориентиром в прохождении его собственного жизненного пути. С чего вновь начиналось духовное просвещение на Смоленской земле? Конечно, с подготовки грамотных и благочестивых пастырей. Для этой цели в 1990 году было открыто межепархиальное духовное училище, которое подготовило почву для восстановления семинарии.

Еще одной заботой в программе духовного просвещения смолян стало воссоздание системы религиозного образования для верующих мирян. Ее выстраивание идет по двум направлениям. С одной стороны, в епархии развиваются воскресные школы, существует две епархиальные православные гимназии, четыре детских сада. С другой стороны в средней школе ведется преподавание "Основ православной культуры" и "Истории православной культуры земли Смоленской". В рамках этих дисциплин даются знания о традиции, к которой принадлежат дети и их семьи и которая оказывает большое влияние на культуру России. Кроме того, убежден, что Церковь и светская школа должны сегодня дорожить возможностью не противостоять друг другу, как это было еще совсем недавно, а объединять усилия по образованию и воспитанию молодежи.

Однако преподавание основ православной культуры в школах требует решения многих вспомогательных вопросов: правового обеспечения предмета, подготовки преподавательских кадров и учебных пособий. Епархия уделяет важное внимание тому, чтобы преподавание культуроведческой дисциплины об основах Православия имело серьезное правовое обоснование. Над этим совместно работают и представители Церкви, и представители власти, и представители общественности. С каждым губернатором Смоленской области мы подписывали соглашение о сотрудничестве в области образования. Это дало возможность официально, начиная с 1991 года, вводить факультативы православной культуры в школах, колледжах и вузах.

Предпринимаются усилия по подготовке преподавательских кадров. Епархия проводит двухгодичные курсы для педагогов. На базе Смоленского педагогического колледжа ведется подготовка преподавателей начальной школы со специализацией "Православная культура и этика". Кроме того, в Смоленском межепархиальном православном духовном училище есть богословско-педагогическое отделение, имеющее очную и заочную форму обучения, готовящее православных педагогов. Мы стараемся не только готовить педагогов, но также координировать их деятельность после окончания курсов. Этой цели служит сестричество православных педагогов, которое стало формой самоорганизации православных педагогов в области. Одной из задач является воцерковление педагогов. Мы стараемся, чтобы в сферу православной педагогики не пришли люди случайные, с сомнительными взглядами и плохой подготовкой. Для этого, в частности, создана епархиальная инспекторская служба.

Еще одной важной задачей в обеспечении религиозного образования является подготовка учебных пособий и методических материалов. Известно, насколько трудно этот процесс идет в общероссийском масштабе и как сложно достигнуть консенсуса по поводу того, каким должен быть учебный материал, на основании которого православная культура может преподаваться в общеобразовательных школах. Существует несколько опытов написания учебника по данному предмету, одним из которых является учебное пособие, подготовленное смоленскими специалистами - "Основы православной культуры и этики". Также нашими специалистами был написан учебник для регионального использования: "История православной культуры земли Смоленской". С моей точки зрения при принятии каких-либо решений в области религиозного образования на федеральном уровне необходимо изучать и использовать положительный опыт, существующий уже на протяжении многих лет в регионах России, в том числе в Смоленске.

Порой защита веры означает твердое стояние за нее, даже до положения живота своего. Ценность веры для верующего человека настолько высока, что он готов отдать за нее свою земную жизнь. Если его лишают возможности строить свою жизнь по правой вере, то такая жизнь теряет всякий смысл и даже становится опасной для спасения души. В связи с этим надо прежде всего вспомнить князя Глеба, который был настигнут убийцами под Смоленском и который не хотел запятнать свою душу убийством своих братьев по крови, хотя и имел возможность защищаться. В первые годы принятия христианства смиренная смерть Бориса и Глеба, предотвратившая новый веток междусобиц, поразила и сплотила Русь, показала ей образец братской любви. Такой же подвиг защиты веры явил мученик Меркурий, вступивший в неравную схватку с врагами во время нашествия монголо-татар.

В позднейшее время Смоленск терпел многочисленные нападения с Запада. В середине XV века войска великого князя литовского Казимира, захватив город, выжгли его третью часть. В Смутные времена начала XVII века город на протяжении двадцати месяцев находился в осаде польского короля Сигизмунда III, сдерживая его поход на Москву. Когда полякам вследствие измены удалось сделать пролом в стене и ворваться в город, они взорвали городской собор, в котором укрылись прихожане. В результате погибло более трех тысяч человек. В 1812 году город оказался на пути наполеоновской армии, которая, не имея возможности захватить его в прямом сражении, нещадно расстреляла его из артиллерийских орудий. Однако это не сломило дух русских войск и жителей Смоленска, которые смогли резко остудить захватнический пыл Наполеона, понесшего под Смоленском значительные потери. Серьезной преградой стал Смоленск и на пути немецко-фашистских войск, мечтавших блиц-кригом завоевать Россию.

Очень часто в истории Смоленск первый испытывал на себе удары врагов нашего Отечества. Недаром Смоленск называют ключом к России. На протяжении всей его истории на него оказывали влияние и Восток, и Запад. Так, например, долгое время город жил по Магдебургскому праву. Многие храмы сегодня здесь построены в барочном стиле, а для других зданий характерен классицизм, ампир, барокко. Но всегда Смоленск хранил верность России, потому что его неизменно связывала с ней - единая Православная вера, формировавшая общий с остальной Русью взгляд на все исторические события и устроение национальной жизни.

В XX веке Смоленской земле вместе с остальной страной довелось испытать гонения на веру и разрушение многих святынь. Богатейшее духовное наследие, уцелевшее в прежние века, было разрушено руками собственных варваров, отступивших от Бога. В этих неимоверно сложных условиях многие священнослужители и миряне хранили живую веру и нормы христианской жизни, как и их благочестивые предки. Смиренно думаю, что, попустив поругание святынь и разрушение веры в нашем Отечестве, Господь дал нам серьезный исторический урок истинности евангельской заповеди: без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5). Без Бога невозможно построить добрую жизнь, а для этого надо уметь хранить и защищать Православную веру. ¦

Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

http://www.taday.ru/index.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29