Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Какую сказку можно назвать христианской?

Фома

31.07.2007

"...Сказка, чтобы быть христианской, должна быть настоящей сказкой. А настоящая сказка - всегда правдива и искренна, всегда из души, она никогда не вырастает из "педагогики" (сделаю вот так-то, и получится правильный эффект)."

Игумен Варлаам (Борин), настоятель Воскресенского мужского монастыря Ермолинской пустыни, Иваново-Вознесенская епархия

Чтение как молитвенное делание

Если говорить о сказке вообще, то в ней, как правило, имеется несколько смысловых планов. На первом плане - интрига с чудесами, сюжет с волшебствами, внешние действия. На втором - чувства героев, их мысли. На третьем (градации, конечно, условны) - мораль: сказка ложь, да в ней намек...

В христианской сказке, думается, необходим еще один план - духовный. Ведь внешняя победа добра над злом, да еще и "злыми" методами - кто-то кого-то убил, отсек голову, посадил в горящую печь - не несет в себе христианского духа. Христианская сказка видится мне провозвестницей иной победы, иной правды, и когда повествование поднимает сознание читателя в эту надмирную плоскость, то чтение такой сказки фактически становится молитвенным деланием. Евангелие призывает к внутреннему преображению, и не путем насилия, а через жертву: отвергнись себя и следуй за Мной.

Одним словом, христианская сказка - это показ художественными методами, свойственными сказочному жанру, правды Царства Небесного.

Инна КАБЫШ, поэт, преподаватель литературы и мировой художественной культуры в школе, Москва

Больше, чем литературный жанр

Я сейчас пишу диссертацию, и в работе у меня есть глава, которая называется "Сказки убивающие и воскрешающие". Под словом "сказка" я подразумеваю некий символ веры, который взрослый человек передает ребенку. Здесь сказка становится чем-то большим, чем просто литературный жанр. Я прихожу к выводу, что христианской сказкой можно назвать "Алые паруса". Очень живучая оказывается сказка - то есть очень близкая нам сейчас.

За всей этой романтикой, которой наполнено повествование, таится вера в прекрасное будущее, и символы жениха и корабля, мне кажется, созвучны христианству. Ассоль ждет Грея подобно тому, как Церковь ждет прихода Жениха... Эта символика в "Парусах" очень внутренняя, завуалированная, поэтому не становится, может быть, понятна сразу.

В этой сказке никто не спасается за счет другого, никем не приходится жертвовать. Ассоль уплывает с возлюбленным, но первый вопрос, который она задает Грею: "А ты возьмешь к нам моего Лонгрена?". Все остается сохранным и переходит как бы в новое бытие.

Я с большим удивлением прочитала эту сказку еще раз, когда мне нужно было говорить о ней на уроке, и пришла к такому выводу.

Для ребенка очень важно воспитываться на таких вот сказках, в которых слышен христианский отзвук. Особенно это важно в самые ранние годы. Внутри образуется какой-то стержень, идеал, по которому строится потом душа. Ведь душу тоже нужно строить. Она, как маленький зародыш, дана человеку, но ее тоже нужно развивать, питать. А сказка помогает это делать.

Сергей ХАРЛОВ, режиссер, создатель детских аудио-спектаклей, Москва

Зло не может торжествовать

В христианской сказке всегда должна присутствовать Высшая, Светлая Сила.

Однажды во время записи радиоспектакля по "Хроникам Нарнии" Клайва Льюиса у нас никак не получалась сцена казни - распятие льва Аслана и торжество Зла - Белой Королевы. И вдруг во время работы мы обнаружили такую вещь: в христианской культуре зло не может торжествовать всецело. Любое зло знает: есть Высшая Сила - Добро, которое всегда сильнее. И вот, когда мы сделали образ колдуньи не менее зловещим, но понимающим, что над ним есть Высшая Власть, - эта сцена, на мой взгляд, получилась более мощной и главное, очень точной. Зло не может безоглядно торжествовать. Дьявол всегда знает, что над ним есть Бог!

В сказке, если ее называть христианской, герои должны жить по-христиански и поступать по-христиански. Бога в этой сказке и не надо упоминать, все и так все поймут. Морализаторство на тему добра, нравственности и справедливости нам не подходит. Это убивает сказку. Не надо поучать! Добродетель должна быть не на словах, а на деле!

Вот и получится интересная сказка - а христианская она или не христианская, вы определите... сами.

Елена ТРОСТНИКОВА, филолог, сотрудник Издательского Совета Русской Православной Церкви, Москва

Искренность - главное в христианской сказке

Самые христианские сказки - это сказки Андерсена. Правда, раннее его творчество - переложение народных сказок - "христианское" гораздо меньше, чем собственные оригинальные сюжеты. Часто эти народные по происхождению сказки слишком жестоки.

Андерсен - величайший мастер иносказания - в своих сказках не боится говорить о Боге прямо. История Андерсена под названием "Зеленые крошки" (ее герои - тли) завершается таким афоризмом, который я на всю жизнь взяла на вооружение: "Давайте называть вещи своими именами, и если уж мы не можем делать этого в обычной жизни, так сделаем хотя бы в сказке!". Клайв Льюис в "Хрониках Нарнии" находит потрясающие "одежды" для весьма глубоких богословских представлений, от творения мира до его конца и Суда, не говоря ни об ангелах, ни о Христе, ни о Боге. Андерсен дерзновенно пишет "Райский сад", "Ангел", "Сон", создает истинно рождественскую "Снежную королеву", в которой сюжет закручивается с начальной притчи, объясняющей, для чего было воплощаться Христу - без всякого упоминания о Нем, но завершается сказка словами "Скоро узрим мы младенца Христа", а весь путь Герды - это путь к Нему. И все это - настоящее христианское искусство, настоящие сказки.

Сказка, чтобы быть христианской, должна быть настоящей сказкой. А настоящая сказка - всегда правдива и искренна, всегда из души, она никогда не вырастает из "педагогики" (сделаю вот так-то, и получится правильный эффект).

У меня сейчас есть опасение, что нам слишком часто пытаются внушить, будто с детьми нельзя прямо говорить в художественной литературе о Боге, о молитве - что такой разговор убивает художественность, а поэтому и веру. Но это неправда. Разговор о вере, о смысле жизни, что в художественной литературе, что во всякой другой, возможен и эффективен только при условии полной искренности, вне зависимости от того, строится он прямо или завуалировано. Надо самому не просто верить в то, что пытаешься передать в сказке, но жить этим (хотя бы в процессе творчества, но именно - жить глубоко, нелицемерно). Можно ремесленно, "вычислив", написать лживую сказку с хорошо запрятанной христианской моралью, можно написать столь же ремесленное, конъюнктурное произведение с ангелами и святыми на каждом шагу - и то и другое будет от отца лжи. А сказка меньше всего терпит ложь, хотя огромное количество людей считает, что "сказка - ложь" и оттого стерпит более других жанров всяческую натянутую "педагогику". Нет, не стерпит! Сказка - не подслащенная и позолоченная пилюля, а один из самых трудных жанров для выражения правды о бытии.

http://www.foma.ru/articles/1150/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме