Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Откуда "есть пошла" многовековая вражда

Игорь  Плугатарев, Независимое военное обозрение

28.07.2007


Размышления о российско-чеченских отношениях …

Ляховский А.А. Зачарованные свободой: Тайны кавказских войн: Информация. Анализ. Выводы. - М.: Детектив-Пресс, 2006, 640 с., илл. Тираж 5000 экз.

В этой книге приводятся многие нелицеприятные факты из новейшей российской истории. И пусть одних героев тех событий уж нет, другие - далече, а третьи - и сейчас занимают высокие посты в иерархии кремлевской власти, ставить крест на недавнем прошлом ни в коем случае нельзя... Как нельзя без волнения читать такие строки: "Солдатскими и офицерскими жизнями управляли, словно марионетками, неизвестные люди из Москвы. Войска, то захлебываясь собственной кровью, штурмовали хорошо укрепленный Грозный, то прекращали боевые действия и отступали с завоеванных позиций, передавая чеченским боевикам медикаменты и продовольствие".

ЛОГИКА СОБЫТИЙ И ПОСТУПКОВ


"Финансовые средства, выделяемые Россией на восстановление Чечни, "исчезали" по дороге и расхищались непосредственно на месте, - подчеркивается далее. - По меткому выражению Б.Н. Ельцина, "эти деньги, черт возьми, куда-то утекают". Фактически получалось так, что Россия сама финансировала боевиков".

Да, в той или иной степени об этом говорилось и ранее. Но впервые под одной обложкой в последовательной хронологии собраны подробнейшие разносторонние сведения о двух так называемых чеченских войнах 1994-1996 и 1999 - начала 2000-х годов. Это - аналитическое летописание о том, как возникла Чечня "образца 1990-х". Это - история государственного (да и общественного) предательства нищей и героической Российской армии, выполнявшей приказ по наведению в республике конституционного порядка. Это - эра похищений людей и торговля ими ("...Женщины и дети из местных селений обступали и останавливали боевые машины, следующие в походных колоннах, а затем рассредоточенные в толпе боевики разоружали солдат и увозили их в рабство"). Это, наконец, трудный путь "переосмысления ценностей" на рубеже 2000 года, приведший в основном к разгрому банд на территории Чечни, уничтожению лидеров сепаратистов и определенной стабилизации обстановки на всем Северном Кавказе.

Автор книги - генерал-майор Александр Ляховский, авторитетный в России и за рубежом исследователь проблем "малых войн" и "горячих точек". Он неоднократно работал в зонах вооруженных конфликтов (Чехословакия, Эфиопия, Ангола, Афганистан), принимал участие в нормализации обстановки в ряде регионов Советского Союза и России. Без малого 20 лет назад он впервые опубликовал ранее неизвестные документы и рассказал о предыстории и десятилетнем пребывании советских войск в Афганистане. И вот - новая работа. И тоже - с использованием неизвестных ранее документальных источников.

После прочтения книги становится понятна логика появления на политической сцене Чечни "мало чем приметных ранее" бывших советских офицеров генерала Джохара Дудаева и полковника Аслана Масхадова, подоплека рейдов головорезов Шамиля Басаева и Салмана Радуева, очевидная безмозглость ряда силовиков тех лет, "предательство в Хасавюрте национальных интересов России" секретарем тогдашнего Совбеза генералом Александром Лебедем... Жаль, однако, что в оценках деятельности последнего, равно как и в анализе хасавюртовских соглашений, автор довольно однозначен (есть и другие, весьма авторитетные взгляды на этот документ).

ОТНЮДЬ НЕ РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ


Но ценность труда Александра Ляховского еще и в том, что на историю конфликта 1990-2000-х годов автор смотрит через призму событий многовековой давности. Для ряда читателей, например, будет удивительно узнать, что в XIV-XV столетиях на территории современной Чечни вполне могло укорениться христианство. Но по разным обстоятельствам этого не случилось, и уже с конца XVI века, благодаря активизации деятельности проповедников из близлежащих держав (Сефевидская Персия, Оттоманская империя, Крымское ханство) предки современных чеченцев стали мусульманами. Тогда же началось и заселение Северного Кавказа русскими. Начали вспыхивать первые кровавые конфликты.

Тогда же примерно чеченский народ, испытав все прелести гнета иноземных властителей и своих феодалов, отверг крепостнический путь развития. Государство не сложилось, а сформировались вольные общества, где личная свобода была ограничена лишь строгими законами адата. "Индивидуализм, культ свободы, демократизм были развиты настолько сильно, - пишет Ляховский, - что на определенном этапе развития эти достоинства народа обернулись против него, стали тормозом самого процесса формирования нации". Примерно с тех пор они и "зачаровались свободой", делает вывод автор, всегда отстаивали ее и независимость с оружием в руках. Чеченцы называют своих детей волчатами, а волк стал символом мужества, так как в смертельной схватке он умирает, не взывая о помощи и не отступая.

Впрочем, в историческом очерке, занимающем почти треть книги, автор приводит и другие, отнюдь не "романтические" характеристики чеченцев. Так, историки нередко вспоминают их ответ генералу Румянцеву, требовавшему прекратить бесконечные разбойничьи вылазки: "Набег и грабеж - наши занятия, как ваши хлебопашество и торговля". Уж как жесток был наместник царя на Кавказе генерал от инфантерии Ермолов (прозванный чеченцами Ермуллаем), но и ему не удалось обуздать воинственный народ, хотя для него это было вопросом политического престижа.

Бандитизм (так стали квалифицировать это с годами) подобного рода продолжался чуть ли не до кануна Великой Отечественной войны. С ее началом, говорится в книге, "многие муллы и другие тейповские авторитеты агитировали за уклонение от военной службы или же за дезертирство... В 1942 году из 15 тысяч человек, которых нужно было призвать, удалось отыскать не более четырех с половиной. Всего количество дезертиров и уклонившихся от призыва на территории Чечни составляло десятки тысяч человек. Поэтому в апреле 1942 года последовал приказ Наркомата обороны об отмене призыва в армию чеченцев и ингушей".

В то же время тысячи тех и других с оружием в руках сражались в рядах РККА. Среди защитников Брестской крепости, павших смертью храбрых в первые дни войны, было около двухсот чеченцев. Они воевали и в партизанских отрядах. Четыре чеченца удостоены звания Героя Советского Союза. Один из защитников Брестской крепости стал Героем России в конце 1990-х... Кстати, Ляховский в своей книге напоминает, что воинские формирования, укомплектованные чеченцами, регулярно участвовали во многих войнах, которые вела Россия: с турками в 1877-1878 годах, с японцами в 1904-1905-м. А чеченский полк в составе Дикой дивизии проявил чудеса храбрости в Первой мировой войне при разгроме немецкой Железной дивизии в августе 1916 года, за что Николай II пожаловал ему "Знамя чести"...

Не забыты в книге сталинская депортация чеченцев 1944 года, возвращение при хрущевской "оттепели" к брошенным очагам, у которых уже много лет грелись другие, в 1950-е. Из-за этого - потаенная вражда более трех десятков лет. И вот - год 1991-й: "берите суверенитета столько, сколько сможете"... Вот она, долгожданная "свобода"!

В главе "Уроки и итоги войны в Чечне" автор пишет: "Чечня испокон веков традиционно выступала генератором антироссийских выступлений в Северо-Кавказском регионе. До сих пор нет вразумительного ответа на вопросы: "В чем, собственно, причина столь длительного и ожесточенного противостояния между Чечней и Россией? Чем обусловлена эта своеобразная роль чеченцев на Северном Кавказе? Где корни этого взаимного притяжения и отталкивания?" По опыту чеченцы и русские очень сопрягаются друг с другом". Вопросы эти отнюдь не риторические.

Кто-то может засомневаться в своевременности появления этой книги сегодня. Нужен ли такой труд, когда Москва ведет в отношении Грозного "очень тонкую политику"? Автор отчасти отвечает и на данный вопрос. Он как бы предостерегает, показывая, что со времен Ермолова "кавказская политика России была скорее инстинктивной и бессознательной, чем ясной и определенной".

http://nvo.ng.ru/history/2007-07-27/5_vrazhda.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме