Кесарю кесарево

Русская православная церковь оказалась перед научной дилеммой

Новости Москвы 
0
125
Время на чтение 5 минут
Группа российских академиков обратилась с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой оградить их от влияния православной церкви. Таким образом, на северных просторах дала о себе знать еще одна линия напряженности в обществе.

В России назревает давний спор "о граде земном и граде божьем", а именно - где должна проходить граница между двумя мирами в современном обществе. На это указывает обнародованное открытое письмо группы ведущих академиков президенту Владимиру Путину, в котором они выразили озабоченность распространением влияния церкви на науку. Как говорится в письме, сегодня "с нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни". Это притом, что действующая Конституция страны "провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования". А потому ученые мужи были вынуждены обратиться к главе государства "как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции". Свои подписи под коллективным письмом поставили 10 ведущих академиков страны, в том числе и лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов.

Поводом для научного бунта стал XI Всемирный русский национальный собор, прошедший в Москве в марте текущего года. В ходе него православное духовенство приняло резолюцию "О развитии отечественной системы религиозного образования и науки" и тут же обратилось к президенту с просьбой "о внесении специальности "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление". Именно этот постулат оказался объектом "критического разума" академиков. По их словам, церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники. А потому для Русской православной церкви (РПЦ) остался не взятым последний бастион российского общества - научная сфера. Как пишет группа академиков: "...раньше Высшая аттестационная комиссия ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После собора оно уже не скрывается". Далее следует риторический вопрос: "На каком основании, спрашивается, теологию - совокупность религиозных догм - следует причислять к научным дисциплинам?"

Полное "академическое несогласие" вызывает предложение Всемирного русского национального собора начать "диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе". На что представители Российской академии наук отвечают: "Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира". Но служители духовенства к крылатой бэконовской фразе "Знание - сила" добавили: "Вера - знание". А потому свое письмо авторы заключают словами: "Верить или не верить в Бога - дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное знание, вытравить из образования материалистическое видение мира".

Тем не менее критическое письмо ученых мужей далеко не последнее. Напомним, что и ранее руководство РПЦ подвергалось критике со стороны разных групп российского общества. Так, в свое время не получил "вотума доверия" со стороны правозащитных организаций законопроект о религиозной деятельности в России. Документ жестко ограничивал деятельность сектантских организаций в стране и вместе с этим создавал "духовную монополию" для представителей традиционных конфессий. Такое положение далеко не случайно. Как говорят эксперты, сегодня Русская православная церковь переживает трудный период собственного развития. Нельзя забывать о том, что процесс восстановления традиционного влияния РПЦ в обществе начался относительно недавно, только 15 лет назад. Развал коммунистической системы и создание правового механизма соблюдения свободы слова и вероисповедания оказались суровым экзаменом для российского православия. На это красноречиво указывают далеко не однозначные процессы внутри РПЦ, которые сопровождаются скандальными сообщениями. Напомним, что в апреле-мае текущего года в российской прессе появились слухи о резком ухудшении здоровья Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которые в срочном порядке были опровергнуты пресс-службой РПЦ. А немного позже был установлен источник подобных сообщений. Не раскрывая имен, руководство церкви только отметило: "Это их затея", подразумевая стоявших за газетой "Московский комсомолец" и радиостанцией "Эхо Москвы" людей.

Крайне болезненно проходит процесс объединения РПЦ с Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ). Так, несмотря на то что лидеры двух родственных конфессиональных организаций подписали в мае Акт о каноническом общении, тем не менее ставить точку в этом процессе пока рано. Уже в июне текущего года стало известно о том, что ряды РПЦЗ покинуло треть служителей духовенства, которые таким образом выразили свое несогласие со своим руководством. А в конце июля в Нью-Йорке появилось Временное высшее церковное управление. Порядка 40 православных клириков фактически анонсировали проект создания альтернативной РПЦЗ. По замыслу инициаторов, они намерены сохранить "здоровую часть церкви, благодаря которой в будущем оздоровится вся Русская церковь". Не менее болезненно процесс объединения двух церквей проходит и в "матушке России". Здесь это событие ознаменовалось активной деятельностью священнослужителей Анадырской и Чукотской епархии. Еще в конце прошлого года они опубликовали письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в котором выразили собственную обеспокоенность по поводу предстоящего объединения.

К слову, на этом эпистолярный жанр не исчерпался. В июне представители отдаленной российской епархии обнародовали новое письмо главе РПЦ, где звучат призывы "не приветствовать демократию как политическую систему, противоречащую церковному учению о законной, Богом данной власти". Так, о себе дали знать наиболее ортодоксальные и консервативные круги внутри РПЦ. Скорее всего, именно с их прикладной деятельностью пришлось столкнуться представителям научной общественности России. А потому последнее противостояние, дошедшее до президентских апартаментов, обещает стать далеко не последним. Поскольку внутри РПЦ протекают достаточно сложные процессы, отношение к которым у рядовых священнослужителей неоднозначное. И если до последнего времени здесь главные дебаты разворачивались по вопросу объединения двух родственных церквей, то теперь речь идет о расширении влияния РПЦ в обществе и весьма противоречивых взаимоотношениях с наукой. Но как бы ни выстраивала церковь свою будущую линию поведения, очевидно, что при любом раскладе в наиболее трудном положении оказывается его руководство. Алексий II является наиболее авторитетным лицом в духовенстве. При нем РПЦ начала процесс восстановления традиционного влияния и укрепления своего положения за рубежом. Однако сегодня ему фактически приходится постоянно думать о сохранении единства внутри православия - следовательно, балансировать между "модернистами" и "консерваторами" и при этом преследовать стратегические цели развития церкви.

Казалось бы, самой РПЦ не станет хуже от того, что православие приобретет широкое влияние в российском обществе. Но, как показывает недавний опыт деятельности КПСС, монополия на идеологию, даже если она носит сугубо духовный характер, разрушающе влияет на саму организацию. Именно это обстоятельство настораживает те круги в РПЦ, которые выступают за четкое отделение церкви от государства. А потому "модернисты" в рясе предпочитают придерживаться старой библейской истины: "Богу божье, а кесарю кесарево".

http://www.liter.kz/print.php?lan=russian&id=167&pub=7699
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28