Как передает Интерфакс, дипломат напомнил, что в настоящее время миротворческий контингент составляет 1,5 тыс. человек - по 500 человек от российской, грузинской и осетинской сторон. "Есть согласованный резерв, и мы можем увеличить контингент на 900 человек - по 300 человек с каждой стороны", - сказал Попов на брифинге в Москве. По его словам, этот резерв предусмотрен на случай экстренного развития событий. "Думаю, мы можем прийти к этому, если будет поставлена под угрозу безопасность наших миротворцев", - подчеркнул он. При этом сопредседатель СКК от России отметил, что опасения у Москвы вызывает то, что грузинский батальон, входящий в состав миротворцев, начинает выходить из подчинения Объединенного командования ССПМ.
Вместе с тем Юрий Попов предлагает провести встречу сопредседателей СКК 1-3 августа, так как ее необходимость назрела уже давно. Есть много актуальных вопросов, в частности демилитаризация региона, меры доверия, экономическая реабилитация. Однако данное предложение не нашло отклика у грузинской стороны, несмотря на то что постоянно возникают новые проблемы, например водный кризис, нелиберальный транзитный режим на автомагистралях и т. д. По словам дипломата, ситуация в зоне конфликта сейчас очень серьезная. "Грузинская сторона преднамеренно провоцирует осетинскую сторону на поспешные и неадекватные действия", - считает Попов. При этом он напомнил, что происходит увеличение полицейских сил Грузии, причем число вооруженных лиц растет непропорционально потребностям. "Это дестабилизирует обстановку", - подчеркнул сопредседатель СКК от российской стороны. Как передает Интерфакс, отвечая на вопрос, не свидетельствуют ли подобные действия грузинской стороны о подготовке к началу войны в регионе, Юрий Попов не исключил такой возможности.
В свою очередь, югоосетинская сторона обращает внимание сопредседателей СКК, и особенно грузинской ее части, на неэффективность частой замены своих представителей в комиссии. На днях официальный Тбилиси вместо Мераба Антадзе назначил на должность государственного министра по урегулированию конфликтов, являющегося сопредседателем от Тбилиси, председателя парламентского комитета по европейской и евроатлантической интеграции Давида Бакрадзе. Как отметил сопредседатель югоосетинской части СКК - вице-премьер Южной Осетии Борис Чочиев, "смена сопредседателя грузинской части СКК - это внутреннее дело грузинской стороны, но ежегодная смена сопредседателя СКК - не самый лучший выход. Считаю, что руководству Грузии надо менять не людей, а принципы и подходы к урегулированию конфликта". Обеспокоены в Цхинвали и недавним соглашением, достигнутым между министерствами обороны США и Грузии, по вопросу участия американских военнослужащих в подготовке подразделений специального назначения грузинской армии. Как считают в Южной Осетии, это может свидетельствовать о переходе официального Тбилиси к новой фазе подготовки силовой операции в отношении Цхинвали. А специальный представитель президента непризнанной республики Эдуарда Кокойты - Дмитрий Медоев так прокомментировал заявление президента Грузии Михаила Саакашвили о намерении начать переговоры по статусу Южной Осетии с представителями так называемой "временной администрации" Цхинвальского региона "альтернативного" президента Южной Осетии Дмитрия Санакоева: "Поезд уже ушел безвозвратно, предложения и переговоры о возвращении Южной Осетии в Грузию в какой бы то ни было форме мы считаем бессмысленными". Еще жестче высказался югоосетинский премьер Юрий Морозов: "Есть такая примета: чем больше в Тбилиси говорят о мире, тем активней там готовятся к войне".
Вопросы определения статуса Южной Осетии необходимо решать переговорным путем в рамках Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. "Позиция российской стороны состоит в том, что статусные вопросы должны быть предметом переговоров в рамках СКК на их третьем этапе", - подчеркнул недавно официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. Однако позиция официального Тбилиси может свидетельствовать о том, что даже до начала реализации первых частей трехэтапного урегулирования грузино-осетинского конфликта еще очень далеко. А они подразумевают демилитаризацию зоны конфликта, его экономическую реабилитацию и лишь после всего этого - определение характера отношений между Тбилиси и Цхинвали. Очевидно, что грузинское руководство торопится разобраться с Южной Осетией и намеренно педалирует ситуацию в зоне конфликта.
http://www.redstar.ru/2007/07/21_07/3_03.html