О любви к Отчизне

Проповедь на память преп. Сергия, игум. Радонежского

Пастырская проповедь 
0
272
Время на чтение 6 минут
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры, сегодня мы чтим память одного из тех святых, которых по праву можем называть своими земляками. Это преп. Сергий, игум. Радонежский. Нашим земляком он является потому, что родился и воспитался в наших краях. Тот факт, что преп. Сергий родился близ нашего города в селе Варницы и очень часто со своими родителями посещал наш Богоявленский Авраамиев монастырь, служит некоторого рода вдохновением для нас на подражание его святой жизни. А то, что на месте его отеческого дома воздвигнут был еще и Троице-Сергиев Варницкий монастырь, в память о нем, что является некоторым исключением из правил, наводит нас на мысль о любви к месту своего рождения и к присным по плоти своим.

Именно образ преп. Сергия побуждает нас любить ту землю, которая помогает нам перейти на небо. Может быть кому-то странным покажется эта проповедь о любви к земле, но мы не побоимся продолжить свое слово далее и даже вступим в спор с теми, которые говорят, что наш дом - небо, и что всецело любить мы должны только его. Мы не можем с этим согласиться, потому что считаем, что наш дом - это земля, ибо на ней мы получаем свое бытие и первоначальное воспитание. Кто же станет спорить с тем, что в понятие дома входят понятия рождения и возрастания. Или может быть кто-то повторит оригеново учение о том, что первоначальное свое бытие мы получаем на небе, а на землю отсылаемся в наказание за грех, как преступники помещаются в тюрьму за свои преступления? Св. Церковь давно осудила такой образ мыслей. И если Отцы говорят о небе как нашей отчизне, то только в смысле общечеловеческом, исходя из того, что все человечество в лице прародителей наших ниспало с неба на землю в наказание за грех. Только в таком смысле можно говорить о подмене "жизни в отчизне на обитание в чужих краях", имея в виду подмену жизни небесной на земную, и о тоске по отчизне нашей - "родине небесной",[2] и о другом подобном. При этом в отношении каждого из нас небо - это цель, наше будущее обитание, в которое мы переселимся, когда возрастем духовно. И как дети, достигнув совершеннолетия в родительском доме, переселяются в другие места обитания, но при этом всегда с любовью вспоминают места своего детства, так и всякий пришедший в полную меру возраста Христова (Еф. 4;13) и переселившийся с земли на небо не может не помнить и не любить родные ему места земли. Выражается это, прежде всего, через молитвенное предстательство за те места земли, на которых святой совершал свое возрастание.

Доказательством тому служат многие примеры заступничества святых, в том числе и пример преп. Сергия, который заботился о своей обители не только при жизни своей, но и "после кончины, неоднократно являясь кому-либо из братии".[3] О живой любви к отчизне блаженного Иллариона Печерского, как об особой добродетели отличавшей его от других, говорится в день памяти печерских угодников.[4] И о святом Вячеславе Чешском поминается, что он "сколько дорожил чистотою веры, столько любил и отчизну", любовь к которой ему привила его бабка, блаженная Людмила.[5] Искренне любил покой отчизны и преп. Мартиниан Белозерский.[6] Из новопрославленных Российских святых помянем преп. Серафима Вырицкого, которому Господь дал дар "быть преданнейшим сыном своей Отчизны, стремящимся сделать все возможное для ее блага и процветания".[7] А если кому-то нужны более яркие примеры, то можно указать на пример преп. Серафима Саровского, который лишил благословения одного из декабристов из-за того, что тот собирался бунтовать против своего Отечества. Характерно, что тихий и благодушнейший старец, возмущен был врагом Отечества настолько, что ученик преподобного, увидев его, смутился и подумал, уж не находится ли старец в каком-либо искушении, потому что страшно было смотреть на него в эти минуты.[8]

Но не будем доказывать того, что понятно и так. А именно, что святые угодники Божии, и в числе их преп. Сергий, в своем лице дают нам пример великой любви не только к Богу и Царству Его небесному, но и к своему Отечеству. С прискорбием должно признать, что у нас нет той любви к своей Отчизне, какую имели они. А иначе как объяснить тот факт, что мы не только не думаем о благе своей Родины, но и не знаем ее истории, забыли имена ее героев, не чтим ее святых, и в то же время благоговеем перед землями иноплеменичьими, заимствуем их обычаи, подражаем их героям, преклоняемся перед их кумирами. По мысли свят. Илариона Троицкого, мы из-за нелюбви к своей Родине сознанием своим попали как бы в плен забвения о ней. Причем в отличие от пленников, которые только и думают, как бы из плена убежать или плачут, подобно евреям в плену Вавилонском, мы ведем себя подобно тем пленникам, которые настолько забыли свою родину, что стараются вовсе о ней не вспоминать.[9] Такое поведение нельзя оправдать даже своей верой, требующей отречься от земли ради Неба. Ибо, во-первых, здесь презирается своя земля, ради иной земли и, причем земли более развращенной, а во-вторых, наша вера требует отречения не от земли, как Божьего творения и нашего места обитания, а от земли как совокупности всего греховного и плотского.

В силу последней причины некоторые из монахов по немощи своей духовной удалялись от своей родины настолько, что предпочитали ничего не знать о ней. Преп. Кассиан повествует об одном таком монахе, который через пятнадцать лет после того, как оставил мир, получил много писем от отца, матери и друзей своих и "не только не решился прочитать письма, но чтобы, вспомнив имена или вообразив лица писавших, не отстать от духовного занятия, не распечатав их, бросил в огонь, промолвив: и помыслы об отчизне сгорите также, чтобы через вас не возвратиться мне к тому, от чего я удалился".[10] Зная немощь человеческой природы, и желая изъять своего последователя из среды греха, даже Господь сказал так: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лук. 14;26). Но этими словами мы не можем оправдывать свою нелюбовь к отчизне, ибо Тот, который есть Любовь (1Ин. 4;8) не мог заповедать ненависти к кому или чему-либо. И как объясняют следующие сему изречению Господню: "Мы удаляемся от близких наших, или от мест, не по ненависти к ним (да не будет сего), но избегая вреда, который можем от них получить ".[11]

Когда же последователи Христовы посредством отречения от мира приобретают здравие и избавляются от действия и влияния на них страстей, то, как правило, движимые любовью к родным своим по плоти они возвращаются к ним для того, чтобы помочь им избавиться от того, от чего избавились сами и приобрести то, что сами приобрели. В этом и состоит их любовь к своей Родине. И эта любовь к присным по плоти иногда приобретает такую степень, что имеющие ее готовы бывают пожертвовать собственным своим спасением (Исх. 32; 31-32). "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Рим. 9;3), - говорит св. апостол Павел, выражая высочайшую степень любви к своему народу. Ибо как иначе объяснить то, что тот который всем свидетельствовал о невозможности отлучения его от Христа какими бы то ни было способами (Рим. 8; 38-39), сам желает этого отлучения ради сочетания со Христом своего народа. " Что ты говоришь, Павел? - спрашивает его св. Иоанн Златоуст, - От возлюбленного Христа, от Которого не могли отлучить тебя ни царство, ни геенна, ни видимое, ни представляемое умом, ни другое тому подобное, - от этого (Христа) ты желаешь теперь быть отлученным? Что произошло? Не изменился ли ты, не погубил ли любовь свою"? На это св. Апостол словами св. Златоуста отвечает: "Нет, не бойся, я только усилил в себе эту любовь". [12]

Таким образом, братья и сестры, примером святых угодников наших мы призываемся любить свою родину так, как мы любим самих себя, а если есть силы, то и больше сего, ибо эта любовь, если она основывается на любви к Богу, заповедана нам. Ведь не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин. 4; 20-21). Аминь.



1. Преп. Максим Исповедник. Кн. 1. К Феопемту Схоластику. М., 1993. С. 204.

2. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. С. 129.

3. Жития святых на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней. Св. Дмитрия Ростовского. Месяц сентябрь. День 25. С. 553.

4. Память о Печерских угодниках, почивающих в Феодосиевой пещере // Избранные Жития Святых по изложению Феодосия Черниговского. Месяц август. день 28. Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2005.

5. Память о св. чехах кн. Людмиле, кн. Вячеславе и преп. Прокопии. // Избранные Жития Святых по изложению Феодосия Черниговского Месяц сентябрь День 16. Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2005.

6. Преставление преп. Мартиниана Белозерского. // Избранные Жития Святых по изложению Феодосия Черниговского. Месяц январь. День10. Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2005.

7. Новомученики, Исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. 21 марта

8. Радость моя. О любви преп. Серафима к Отечеству.

9. Св. Иларион (Троицкий), архиеп. Письма о Западе. Письмо 1-е. Вместо предисловия.

10. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Кн. 5. Гл. 32. О письмах, сожженных до прочтения. репр. изд. М., 1993. С. 68.

11. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. 3;13. С-Пб. 1996. С. 29.

12. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Бес. 16. М., 1994. С. 689.

http://www.russned.ru/stats/1366
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Вадим Коржевский
Все статьи Священник Вадим Коржевский
Пастырская проповедь
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 14:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 13:44
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03