Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Прививка секуляризма на православной земле

Павел  Круг, НГ-Религии

19.07.2007


В Молдавии продолжаются дискуссии вокруг нового закона о культах …

Президент Молдавии Владимир Воронин в конце прошлого месяца отказался подписывать принятый парламентом 11 мая новый закон о культах и свободе совести и вернул его на доработку. Как сообщили информ-агентства, главное замечание со стороны президента касалось того, что в тексте закона не упомянуто православие как традиционная конфессия. Ранее с такими же возражениями против законопроекта выступал глава Православной Церкви в Молдове (Московского Патриархата) митрополит Владимир (Кантарян).

Согласно последним данным, 93% населения страны называют себя православными, при этом Молдавия остается территорией "канонического конфликта" между Русской и Румынской Православными Церквами. Кишиневская митрополия, пользующаяся автономией внутри Московского Патриархата, объединяет около 1200 приходов, а Бессарабская митрополия в составе Румынской Православной Церкви (РумПЦ) - около 130 общин.

Баталии вокруг скандального законопроекта продолжаются более полугода. До нынешнего времени в Молдавии действует принятый в 1992 году Закон "О культах". Ряд его положений ранее вызывал недовольство Совета Европы. По его рекомендации в 2002 году в закон были внесены поправки. Была отменена статья 15, которая закрепляла за государством право утверждать уставы религиозных организаций. Согласно упрощенным правилам религиозная организация лишь прилагает устав к заявлению о регистрации, которое Государственная служба по делам культов обязана утвердить в течение месяца. Таким образом, полномочия этого аналога советского Совета по делам религий уже пять лет назад были существенно урезаны.

Поправки 2002 года позволили официально зарегистрироваться Бессарабской митрополии РумПЦ - несмотря на противодействие представителей Московского Патриархата. Однако в целом старый закон вполне устраивает Кишиневскую митрополию. Он предусматривает, что "государство может поддерживать отношения сотрудничества с традиционной Православной Церковью" и запрещает "чрезмерный прозелитизм". В проекте нового закона, который лег на стол Владимиру Воронину и подписать который президент отказался, этих положений уже не было. В соответствии с рекомендациями Совета Европы Государственную службу по делам культов предлагалось окончательно упразднить, а регистрацию новых религиозных организаций сделать объявительной - единственным условием ставилось наличие подписей не менее 100 человек.

В декабре прошлого года новый закон о культах был принят молдавским парламентом в первом, а в мае этого года - во втором чтении. Подобно тому, как в 2002 году в клерикальных кругах возмущались регистрацией "раскольников" из Бессарабской митрополии, на этот раз страну охватила настоящая антисектантская лихорадка. Митрополит Владимир еще в марте направил в парламент свои поправки к законопроекту. Предлагалось включить в него упоминание о православии как традиционной конфессии, а также оставить статью, запрещающую прозелитизм. Однако эти предложения не были приняты к сведению разработчиками закона. Тогда у митрополита Владимира остался один выход - обратиться напрямую к президенту Воронину. И президент не отказал в помощи. Кстати, ранее он выступал за "усовершенствование закона о культах в соответствии с рекомендациями Совета Европы". Изменение позиции президента означает, что европейские ценности, включающие свободу совести и отделение Церкви и государства, плохо приживаются на молдавской земле.

"И я, и другое руководство страны относимся терпимо ко всем проявлениям веры в республике, но, конечно, поддерживаем православие. Однако появление все более необычных культов тревожит нас, потому что своего исторического места они в стране не имеют", - заявил молдавский президент в одном из последних интервью. Особый интерес в связи с этим заявлением вызывает то, что Владимир Воронин по своей партийной принадлежности - коммунист.

Тесный союз молдавской Компартии, наследницы КПСС, с Православной Церковью - уникальное явление на территории бывшего СССР. Объясняется это не только тем, что коммунисты имеют большинство голосов в парламенте, который избирает президента, а Церковь всегда поддерживает законную власть. Партия Воронина в Молдавии стала, по сути дела, единственным реальным противовесом националистическому движению, представители которого выступают за присоединение страны к Румынии. Недавнее вступление этой страны в Евросоюз - лишний козырь для них, тем более что огромное число молдаван уже имеют румынские паспорта. Для представителей Московского Патриархата подобный вариант развития событий - катастрофа, так как он предоставляет огромные возможности Бессарабской митрополии. С другой стороны, молдавская политическая элита вовсе не хочет терять свои полномочия и вынуждена искать возможности примирения с пророссийски настроенным Приднестровьем. При этом Кишиневская митрополия РПЦ остается единственной легитимной организацией, которая связывает правый и левый берег Днестра.

Неудивительно, что наиболее резкие заявления против "антиправославного" закона о культах и свободе совести раздались именно с левого берега. "Закон не делает различий между традиционными вероисповеданиями и тоталитарными, деструктивными, коммерческими, сатанинскими и псевдорелигиозными культами", - говорилось в майском заявлении приднестровского Союза православных граждан (СПГ). Особое негодование вызвало то, что законопроект в молдавский парламент внес Владимир Кубряков, лидер Христианско-демократической народной партии и секретарь Бессарабской митрополии РумПЦ.

Церковный раскол прямо отражается на раскладе сил в молдавском парламенте: коммунистическое большинство поддерживают Кишиневскую митрополию, а демократическая и националистическая оппозиция - Бессарабскую митрополию. В этой ситуации даже вопрос о церковном календаре приобретает политический характер. Как известно, Русская Православная Церковь празднует Рождество по юлианскому, а Румынская - по григорианскому календарю. В конце июня в парламенте обсуждалось предложение депутатов Социал-либеральной партии (СЛП) объявить 25 декабря выходным днем. Лидер СЛП Олег Серебрян доказывал, что Рождество по григорианскому стилю празднуют не менее 25% (!) жителей страны. Предложение было заблокировано коммунистами, представитель которых Виктор Степанюк заявил, что "празднование Рождества по старому стилю - давняя традиция, которой не следует пренебрегать. Дни 7 и 8 января являются выходными с момента провозглашения независимости республики".

Политизация церковного раскола в Молдавии накладывается на необходимость балансировать между европейскими секулярными ценностями и мнением Православной Церкви, которое бывает весьма консервативно. Причем речь идет не только о Кишиневской митрополии, непримиримой к "сектантам" и "раскольникам". Отношения Церкви и государства полностью зависят от политической конъюнктуры. Достаточно взглянуть на соседнюю Румынию, где с этого года действует закон, признающий только те религиозные организации, которые объединяют не менее 0,1% населения страны (то есть около 23 тыс. человек). При этом "особым статусом" наделены 18 крупнейших религиозных организаций, среди которых Румынская Православная Церковь занимает почетное первое место. Некоторые ее представители и вовсе предлагали объявить православие государственной религией, что вызывало протесты правозащитников. При этом в соседней Молдавии сторонники Бессарабской митрополии РумПЦ сами вовсю защищают свободу совести!

http://religion.ng.ru/politic/2007-07-18/6_privivka.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме