Русский тот, кто любит Россию

20 лет со дня основания Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, создал и возглавил которую выдающийся современный деятель русской культуры - талантливый русский художник Илья Сергеевич Глазунов - 1987 год

Новости Москвы 
0
728
Время на чтение 5 минут
"Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры как у нас, так и за рубежом, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма - Российская Академия живописи, ваяния и зодчества. Мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства".

Илья Сергеевич Глазунов

Вокруг имени И.С. Глазунова вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, но несмотря ни на что, интерес к его творчеству не ослабевает.

"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его громадами стройных домов, Дворцовой площадью, мостами, ветрами... Эрмитаж - будто бы мерцание свечей, отражённое в паркете, тёмные прорывы картин в золочённых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое моё впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"".

И.С. Глазунов получал высшее художественное образование в годы так называемой хрущевской оттепели. Именно тогда сумел он явить всем яркий и смелый пример того, как может быть востребовано возвращение художника к истокам, к своему народу, к его вере. Поставив свое искусство на службу исторической России, Глазунов стремится разбудить всенародный интерес к героическим страницам нашего прошлого. Со своих полотен он ведёт смелый и страстный разговор со зрителем. Здесь важно было и правильно выбрать тему, которая была долгожданной для народа, и взять нужную тональность, которая и есть мастерство художника, впитавшего все лучшие достижения отечественной и мировой школы живописи.

Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный успех её, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещал о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесённом молодым художником. Эта выставка стала историческим явлением. Основанием для её проведения стало получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодёжи и студентов в Праге за созданный им образ узника, писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключённых вывели на прогулку. Они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматичная, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.

И.С. Глазунов после всемирного признания не стал придворным художником номенклатуры. Весь свой талант он направил не против лжи соцреализма, а для утверждения правды русской, национальной, гражданской. Лживость большевизма была опасна тем, что всё лучшее, что было в советском прошлом, было взято от христианства и русской традиции, но направлено на уничтожение христианского, национального начала Святой Руси.

ХХ столетие показало бесперспективность всех химер, основанных на богоборчестве и утрате национальных истоков. Вопреки всему, оно стало временем торжества национальных, христианских идей, расцвета национальной культуры и реалистической живописи.

И сегодня имя Ильи Глазунова - своего рода лакмусовая бумажка, которая сразу выявляет мировоззрение человека. Не случайно один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Кто против Глазунова, тот против России. И наоборот". Авторы многих публикаций в защиту художника отмечали глубоко национальный характер его творчества, поэтическое видение, открытие новых тем и свежесть трактовки вечных, таких, как любовь. Зрители не могли не отметить его особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие", - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". ""История России" - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла ещё краше, сильнее и удивительнее".

Одна из важнейших граней деятельности Глазунова - защита древнейших памятников истории и культуры России. Им был создан клуб, затем объединение "Родина", из которого в дальнейшем выросло широкое общественное движение, окончательно оформившееся в середине 60-х годов во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). У истоков этой организации, сыгравшей огромную роль в объединении национально мыслящей интеллигенции, собрались лучшие представители национальной элиты того времени: писатели Леонид Леонов, Владимир Солоухин, историк Б.А. Рыбаков, архитекторы и реставраторы А.В. Ополовников и С.Л. Агафонов, скульптор С.Т. Коненков. Активная гражданская позиция И.С. Глазунова проявилась в его борьбе против разрушения старой Москвы и в острой дискуссии в процессе подготовки и принятия в 1976 году первого в советской истории государственного закона об охране памятников истории и культуры.

По инициативе И.С. Глазунова в Москве в 1987 году создано уникальное учреждение - Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, а ещё ранее была создана мастерская портрета в Суриковском институте, которая сформировала будущий педагогический состав нынешней Академии. За время существования мастерской Глазунова её окончил 41 художник.

В 1986 году, когда в стране только начиналась перестройка, уже была очевидна трагическая картина разрушения художественных Академий мира, включая и многие наши некогда авторитетные учебные заведения, которые не устояли перед натиском абстрактного формотворчества, приведшего к краху реалистической школы. Обострённое видение эпохи подсказало Глазунову, что настал момент во всеуслышанье заявить о необходимости создания в Москве нового художественного высшего учебного заведения, в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы - Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Им был поставлен вопрос о возвращении художникам России здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице, 21, и размещении в нём вновь создаваемой Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

В стенах Академии бережно сохраняются лучшие традиции классического гуманитарного образования, ведь, как считал сто лет назад известный знаток искусства барон Н.Н. Врангель: "Нет ничего хуже культуры в зачаточном состоянии, "полуобразованности", которая мнит себя наукой, начала, которое считает себя концом".

"Считаю, что миссия педагога-художника - воспитать личность, которая понимает своё время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого...", - говорит Илья Глазунов. Свою книгу "Распятая Россия" он творил всю жизнь.

Илья Сергеевич Глазунов родился и воспитывался в то трудное время, когда словно от страшного землетрясения, раскалывающего землю, через всю Россию, через каждую русскую семью прошёл кровавый рубеж, вынудивший родных братьев сделаться непримиримыми врагами. Семью Глазунова не миновала эта чаша, но братья Глазуновы нашли в себе достаточно мудрости и здравомыслия, чтобы не опуститься до греха братоненавистничества. Три брата - и три разные судьбы. Отец, Сергей Федорович Глазунов, был крупным учёным, автором трудов по экономической социологии, соратником П.А. Сорокина, и вполне мог бы вместе с ним покинуть на известном пароходе пределы своего гибнущего Отечества, отбыв в более благополучные страны. Но он не сделал этого. В итоге - голодная смерть в блокадном Ленинграде. Брат отца, Михаил Фёдорович Глазунов, известный военный врач, честно выполнял свой долг и солдата, и доктора, и благодаря высокому положению в Красной армии, фактически спас своего племянника Илюшу от неминуемой смерти, дал возможность получить хорошее образование, научил любить русскую культуру. Третий брат, Борис Федорович Глазунов, оказавшись в оккупации (семья была угнана в Германию), стал одним из создателей Народно-Трудового Союза и активным деятелем русской эмиграции.

И.С. Глазунов - народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), член Мадридской и Барселонской королевских академий, профессор, лауреат премии ЮНЕСКО, создатель, профессор и бессменный ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.

http://www.russdom.ru/2007/200707i/20070719.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Большаков
Михаил Ходорковский: Заговор на обочине
Все попытки вернуться на магистраль политической жизни России, грабителя и афериста номер один, обречены на провал
25.09.2023
Преступление века
О цареубийстве и обстоятельствах его современного дорасследования
15.07.2022
Что пригодно для России: многопартийность или
корпоративно-профессиональное представительство?
20.10.2021
Все статьи Владимир Большаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05