Мир настоящих

0
99
Время на чтение 3 минуты
Подчас, слушая или читая простые, бесхитростные истории о том, как человек нашел нечто такое, что давно искал, удивляешься силе людского стремления к истине, к настоящему. Рассказ Елены Сапаевой - как раз из ряда подобных "нечудесных" историй.

То, что мы живем в мире искусственных преград между людьми и "пластиковой", "офисной" дружелюбности, наверняка ощущают многие люди, в том числе молодые. В недавние студенческие годы среди нас - сокурсников литфакультета - нередки были разговоры о выхолощенности современного общения. Постоянно читая о внутренних потрясениях и "перерождениях" литературных героев, невольно начинаешь искать подобные "глубокие и настоящие моменты" в своих взаимоотношениях с людьми.

Только вот поймать это ускользающее ощущение "глубокого и настоящего" очень непросто. Порою казалось, что его заключает в себе "богемная" жизнь. Литературные споры в обшарпанном университетском коридоре, осенняя ночь с песнями "ДДТ", разговоры с хрипотцой на подоконнике хрущевской кухни...

Главным отдохновением, целым миром в этом отношении был для меня Грушинский фестиваль. Скинув тяжеленный рюкзак на его поляне, человек отрясал с себя пыль социального статуса и стереотипов "городского" поведения. За несколько суток здесь можно было понять человека лучше, чем за все предыдущие годы общения с ним. И только подивиться незаметной прежде тонкости его отношения к миру. В какие-то минуты "Каменная чаша" Жигулей казалась единым поющим целым. Хотелось служить этому песенному братству, проникнуться им до глубины души.

Там же, на "Груше", произошла моя первая встреча с православными миссионерами. Точнее, столкновение, ибо неожиданно встретив в этой обстановке священнослужителя, да еще облаченного в рясу, я испытала удивление и ужас. Но разговор, который вел священник, отец Артемий, с сидящими кружком молодыми людьми, был чрезвычайно интересен. Речь шла о том, что ищут молодые люди в огромном фестивальном "вавилоне".

Многие из них (за исключением тех, кто приезжает выпить и отдохнуть) ждут от этого действа не только хороших песен, но и какой-то правды, если не сказать любви. В советское время слеты КСП были действительно особой средой, в которой говорили правду. Интеллигенция, не желающая "мыслить по режиму", должна была взяться за руки, "чтоб не пропасть поодиночке". Но в новых условиях жизни от этого объединяющего начала осталась скорее "эклектичная смесь либерально-демократических идей и коммунистической романтики юности" (как выразился в своей статье побывавший на Грушинке саратовский священник Александр Ионов). Каждый стал приезжать на поляну за чем-то своим. И новичок, пришедший сюда в поисках спасения от "одиночества среди людей", побродив среди чужих костров, нередко отходил неутешен. "Всеобщую любовь" на фестивале провозглашали разве что кришнаиты, из года в год зазывавшие его посетителей в сентиментально-розовый шатер.

Конечно, фразы миссионеров о том, что и правда, и любовь обретаются в Боге, я в тот момент не восприняла. Казалось, что "в Боге" или "во Христе" - это такие приставки, которые добавляют православные к любому своему предложению. Церковь не представлялась мне в виде общности людей, и желания продолжать знакомство с "православной молодежью" не было. Но и ощущение того, что обожаемое мной "фестивальное братство" есть лишь искусственный, внешний антураж без чего-то главного, уже не проходило. "Обкуренный десант", высаживавшийся на поляну, с каждым годом становился многочисленнее и агрессивней, и ездить на Грушинку я перестала.

А безотчетная тоска по "настоящему" осталась. На работе все было подчинено "сбору, обработке и передаче информации", а отношения с друзьями все более приобретали характер обсуждения бытовых или, в лучшем случае, творческих проблем. Я ходила в церковь, но посещение богослужений никак не связывалось в сознании с какой-либо человеческой теплотой. Куда обильнее, казалось мне, она изливалась в протестантских собраниях, и возможно, их ряды пополнились бы еще одной рабой Божией, но сердце уже стремилось к мистическому и вечному Православию.

Так сложилось, что вскоре после осознанного прихода в Церковь мне пришлось оставить родной город, прежнюю работу, друзей. Кругом общения на новом месте для нас с мужем стали люди, приходящие по воскресеньям в храм. Возможно, беседы с любопытными "бабушками в платочках", "чересчур строгие", отстраненно-занятые батюшки и многое другое не вызывало особого восторга. Но людей, близких по какому-либо другому "признаку", рядом просто не было. И тогда Господь нежданно-негаданно подарил мне то, что я давно искала. Пространство Церкви и оказалось тем самым миром, где настоящими становимся мы все.

Храм и все, что с ним связано, порождает самые искренние проявления человеческих отношений. Вот церковный сторож - седовласый старик - утешает, прижав к груди, рыдающую молодую женщину, потерявшую кого-то из близких. Вот бабушка-свечница в зимние холода кладет батюшке в пакет свежесвязанные носочки. Вот сам батюшка, дающий мне такое необходимое интервью, несмотря на то, что от усталости в глазах полопались капилляры. А вот милый малыш-дауненок, которого, высвобождая маму, по очереди нянчат в притворе две девочки из соседской многодетной семьи. Все это и есть, наверное, та "любовь во Христе", которой мир со всей его похотью и подозрительностью не может отобрать у нас.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4134&Itemid=5
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35