Проблемы возвращения имущества церкви в Болгарии

0
149
Время на чтение 7 минут
Прошло уже несколько лет со времени принятия в Болгарии Закона о вероисповеданиях, который позволил урегулировать многие вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и Церкви. Однако некоторые проблемы все еще остаются достаточно острыми, среди которых и вопрос о церковной собственности, изъятой государством в годы коммунистического правления.

В 1989 году, сразу после наступления демократических изменений, была создана общая нормативная база для реституции имущества, которая в продолжении 17 лет продолжает изменяться, дополняться и совершенствоваться. Несмотря на это, процесс возвращения Церкви ее имущества оказывается порой сложным и трудным, так что Болгарская Православная Церкви вынуждена периодически начинать продолжительные судебные разбирательства, чтобы доказать свое право собственности на различного рода имущество.

Параграф 5 Переходящих и заключительных распоряжений Закона о вероисповеданиях постановляет: права на перешедшее государству, отчужденное, конфискованное или незаконно изъятое имущество Церкви (в соответствии с отмененной в 1991 г. статьей 21 Закона о вероисповеданиях) восстанавливается по Закону о восстановлении собственности на перешедшую государству недвижимую собственность. Когда не могут быть представлены условия для восстановления собственности по § 5 абз. 1-4, Церкви возмещаются убытки в порядке, предусмотренном Законом о возмещении убытков собственникам имущества, перешедшего государству, если же речь идет о земле - то Законом о собственности и использовании сельскохозяйственных земель (ЗСИЗТ).

Согласно этому закону, восстановление права собственности на участки сельскохозяйственных земель в новых существующих границах осуществляется с привлечением равнозначных в количественном и качественном отношении участков, по возможности в тех же местах, где располагалась земельная собственность ранее, до образования на ней кооперативных земледельческих хозяйств, государственных земледельческих хозяйств или других сельскохозяйственных организаций. Новые реальные границы определяются планом размежевания земли. Статья 29 ЗСИЗТ регламентирует специальный административный порядок восстановления права собственности Болгарской Православной Церкви на сельскохозяйственные земли, согласно которой изъятые у Церкви земли возвращаются по требованию митрополитов или церковных настоятельств, в случае если после изъятия они не были законно застроены зданиями, не предназначенными для сельскохозяйственных нужд или в которые было заселено гражданское население. В этих же случаях предоставляется равнозначное по ценности недвижимое имущество из государственного или общинного земельного фонда.

Восстановление права собственности осуществляется по решению соответствующей общинной службы по земледелию и лесам на основе вошедшего в силу плана размежевания земель. Общинная служба по земледелию и лесам по местонахождению имущества является единственным органом, уполномоченным государством выносить решение по поводу признания, восстановления или отказа в восстановлении права собственности на сельскохозяйственные земли. Решение принимается административным органом самостоятельно после целостной оценки доказательств права и установления фактов и обстоятельств отчуждения. Необходимо иметь в виду, что решение общинной службы подлежит контролю со стороны судебных органов.

Митрополии и церковные настоятельства, владевшие сельскохозяйственными землями до образования на них кооперативных либо государственных земледельческих хозяйств, независимо от того, были ли они включены в них или в другие образованные на их основе сельскохозяйственные организации, находившимися в границах урбанизированных территорий (населенных пунктов) или вне их, которые были застроены или на которых были проведены мероприятия, не допускающие восстановления права собственности, имеют право на возмещение убытков по требованию равноценными землями из общинного поземельного фонда и/или именными компенсационными облигациями (ст. 10 б, абз. 1, ст. 29). На основе мотивированного предложения общинной службы по земледелию и лесам и любого заинтересованного лица общинный совет в месячный срок с момента получения заявления определяет вид, размер и местонахождение земель общинного поземельного фонда.

Если на земельном участке построены здания или проведены мероприятия, которые препятствуют восстановлению права собственности, общинная служба по земледелию и лесам определяет имущество, право собственности на которое не может быть восстановлено. О сделанных выводах она, по правилам Гражданско-процессуального кодекса, уведомляет заинтересованных лиц, если речь идет о церковном настоятельстве или митрополии. Они в четырнадцатидневный срок с момента получения уведомления должны подать письменное заявление общинной службе по земледелию и лесам и указать, каким образом им должны быть возмещены убытки - выделением земли или облигациями, после чего общинная служба решает, имеют ли собственники право на возмещение убытков по ст. 10, п. б ЗСИЗТ. Тут следует упомянуть, что размер компенсации именными облигациями определяется специальным распоряжением, а не рыночными ценами. Это распоряжение издано на основе ст. 36, абз. 2 ЗСИЗТ и известно как "Распоряжение об определении цен сельскохозяйственных земель" (ранее это распоряжение называлось "Распоряжение об условиях и порядке установления текущих рыночных цен на сельскохозяйственные земли"). На его основе устанавливаются условия и порядок определения цен на сельскохозяйственные земли, что в соответствии со ст. 8, абз. 1 Распоряжения осуществляется в служебном порядке соответствующей общинной службой по земледелию и лесам.

Митрополии и церковные настоятельства, которые вовремя не подали заявления о восстановлении права собственности на сельскохозяйственные земли, могут сделать это до 13 мая 2007 года, подав исковое прошение в Районный суд по месту нахождения имущества. Суд принимает в качестве доказательств не свидетельские показания и декларации (ст. 11, абз. 2 ЗСИЗТ), а только письменные документы, перечисленные в ст.12, абз. 2 (нотариальные акты, протоколы о размежевании, протоколы сельскохозяйственных кооперативов, налоговые регистры, просьбы-декларации о членстве в сельскохозяйственных кооперативах, бухгалтерские книги о выплате ренты, протоколы и решения о выделении земли, в том числе и Закон о трудовой поземельной собственности 1946 г. и сборник правил в виде приложения к нему).

До сих пор немалая часть церковных земель еще не возвращена Болгарской Православной Церкви. Основные причины этого следующие: во-первых, плохое знание положений Закона о вероисповеданиях и, во-вторых, правовой статус церковных настоятельств и митрополий. Последнее - следствие особого регистрационного режима БПЦ - "ex lege" ("в силу закона", то есть Закона о вероисповеданиях).

К сожалению, вопрос о юридическом статусе Болгарской Православной Церкви и ее местных структурных единиц затруднителен не только для государственных служащих общинных служб по земледелию и лесам и других учреждений государственной администрации, но и для большинства юристов, которые в его разрешении разделились на две группы.

По мнению первой группы юристов, церковные настоятельства и метрополии могут получить правовой статус юридического лица после регистрации в соответствующем окружном суде. По мнению другой группы, церковные настоятельства и митрополии являются юридическими лицами в соответствии со ст. 10, абз. 2 Закона о вероисповеданиях и со ст. 13 Устава Болгарской Православной Церкви. Эти два взгляда отражены и в существующей на данный момент судебной практике по этому вопросу.

Так, к примеру, в мотивах Бургасского окружного суда (БОС), касающихся Определения 101/2006 г. в отношении способа получения правового статуса местных структурных единиц Болгарской Православной Церкви, говорится, что, по нормам ст. 14 Закона о вероисповеданиях, религиозные общины получают статус юридических лиц после регистрации в Софийском городском суде. Согласно ст. 19, абз. 1 того же Закрна, они могут иметь отделения, определенные в их уставах, а по ст. 19, абз. 2 местные отделения вписываются в регистр по абз. 5 кметами (управляющими) соответствующих общин. Так, хотя устав Болгарской Православной Церкви предусматривает, что местные структурные единицы ее являются юридическими лицами без необходимости в регистрации, Бургасский окружной суд находит, "что при помощи Устава невозможно отменить императивные нормы Закона о вероисповеданиях, требующие регистрации местных структурных единиц всех вероисповеданий, в том числе и Болгарской Православной Церкви". В качестве основания для такого заключения БОС приводит следующую мотивировку: "Действительно, ст. 10, абз 1 определяет Восточное Православие как традиционное вероисповедание, чьим представителем является Болгарская Православная Церковь, но норма абз. 3 той же статьи добавляет, что это не является основанием для предоставления этому вероисповеданию каких-либо привилегий законом. Согласно нормам ст. 4 Закона в вероисповеданиях, вероисповедания свободны и равноправны".

По сходному казусу Софийский апелляционный суд в своих мотивах к Определению N100/14.02.2005 г. говорит, что, согласно ст. 10, абз. 2 Закона о вероисповеданиях (ЗВ) и ст. 13 Устава БПЦ и § 2 Переходящих и заключительных распоряжений ЗВ, БПЦ не подлежит судебной регистрации, что относится и к ее местным структурным единицам, так как распоряжение ст. 10, абз. 2, к которой отсылает § 2, абз. 3, касается целостного устройства БПЦ. Согласно ст. 13 Устава БПЦ, митрополии и церковные настоятельства являются организационными и структурными единицами БПЦ и как таковые имеют качество существующих местных отделений в статусе юридических лиц, согласно ЗВ. Текстом § 2 Переходящих и заключительных распоряжений ЗВ улаживается регистрация существующих местных отделений существующих вероисповеданий, но БПЦ исключена из общего режима. В связи с этим по мотивам Софийского апелляционного суда, она не подлежит регистрации в СГС, следовательно, ее местные отделения не подлежат регистрации в соответственных окружных судах по получению правового статуса в соответствии с § 2, абз. 3 и 4 ПЗР ЗВ.

Здесь не преследуется цель оценить правильность и законность этих и других определений по сходным казусам различных судебных инстанций. Мы хотели только лишний раз подчеркнуть, что налицо противоречивая судебная практика. Единственной инстанцией, которая может и должна дать компетентное толкование текстов Закона о вероисповеданиях касательно правового статуса местных отделений БПЦ, является Верховный кассационный суд. Однако для этого он должен быть поставлен в известность заинтересованной стороной - Священным Синодом БПЦ.

Другая причина встречаемых трудностей при восстановлении прав собственности на изъятое церковное имущество - это отсутствие нотариальных актов, планов и других документов, удостоверяющих право собственности Церкви на него. Имеется много случаев, когда митрополиты и церковные настоятельства не могут представить эти документы, потому что у них их никогда и не было или же они утеряны или уничтожены государством в процессе огосударствления.

Трудности при восстановлении собственности проистекают и из того факта, что немалая часть земельного имущества захвачена и обрабатывается частными лицами или земледельческими товариществами, которые каким-то образом добыли необходимые нотариальные акты. В этих случаях Болгарская Православная Церковь, даже обладая необходимыми документами, подтверждающими ее права собственности, вынуждена участвовать в длительных судебных разбирательствах, которые в большинстве случаев, к сожалению, заканчиваются не в ее пользу.

В немалом количестве случаев в том, что церковное имущество оказывается не возвращенным, виноваты и сами церковные настоятельства, не проявляющие должной заинтересованности в этом или же не имеющие достаточной компетентности и финансовых средств. По той или иной причине, но во многих населенных пунктах право собственности Церкви на ее имущество все еще не восстановлено, оно так и остается в руках частных земледельцев или кооперативных хозяйств, от которых Церковь, подлинный собственник, ничего не получает.

Двери.Бг. Перевод с болгарского Федора Калайдова

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=481&did=2041
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29