Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Дмитровский вариант

Александр  Бобров, Русский дом

14.07.2007

70 лет назад было завершено строительство канала Москва - Волга, сделавшего столицу портом пяти морей. В 1947 году переименован в канал имени Москвы, 15 июля, 1937 год

О соединении рек Москвы и Волги, как и о многих других "перестройках" внутренних водных путей России, задумывался ещё Пётр I.

Но причиной строительства канала послужили не только потребности судоходства. Разросшаяся к концу XIX века Москва часто сидела на голодном водном пайке, особенно в засушливые годы. Речку Москву в иных местах можно было перейти, едва ноги замочив. Июньский 1931 года пленум ЦК ВКП(б) выдвинул лозунг: избавить Москву от голодного водного пайка, предотвратить катастрофу! Сталин приказал довести суточное потребление каждым москвичом воды с 80 л до 500 л и вернуться к планам Петра I.

Строительство канала поручили Народному комиссариату внутренних дел под руководством Генриха Ягоды. Инженеры после дискуссий выбрали сталинский проект, получивший название "Дмитровский вариант". Затем пригнали технику, завезли десятки тысяч рабочих и зеков в Борисоглебский монастырь - и началась крупнейшая во второй пятилетке стройка с рекордными сроками и грандиозными результатами.

Сейчас принято считать, что канал строили только т. н. "каналармейцы". Александр Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" записал такой слух: "Говорят, за зиму с 1931 на 1932 год вымерло около 100 тысяч человек. Это на Беломорстрое, а канал Москва - Волга строился в два раза дольше по сравнению с Беломоро-Балтийским каналом, и можно себе представить, сколько же наших соотечественников покоятся на берегах этого канала".

По объёму работ канал Москва - Волга равен семи Беломорстроям. Но представлять, сколько людей умерло при его строительстве, нужно осторожней - уровень механизации при проведении работ для того времени был предельно высок: 80 паровозов, 2000 вагонов, 1000 грузовиков, 70 экскаваторов, гидромониторы, землесосные снаряды, 15 тыс. лошадей.

По некоторым данным, на строительстве канала имени Москвы работало около миллиона человек. Сколько из них погибло, не может сказать никто. Да, при строительстве использовался тяжелейший труд заключённых, во многом ручной, но ведь здесь работала и наша инженерная элита, вольные рабочие высочайшей квалификации. Если посмотреть на сухую статистику, то в сегодняшней и сталинской России заключённых примерно одинаковое количество - около 1 млн, но почему ныне им не по силам поднять ни одну стройку, хоть отдалённо напоминающую канал имени Москвы? Они, похоже, только рукавицы и тапочки шьют, как Ходорковский.

На нынешнем бесплодном фоне через 70 лет ещё сильнее впечатляет это великое свершение - канал длиной 128 километров, сделавший столицу портом пяти морей, построен всего за четыре года и восемь месяцев (Беломорканал - 37 км, строился год и восемь месяцев). До сих пор канал имени Москвы один из крупнейших в мире и один из самых сложных в гидротехническом плане - 14 портов, пристаней и вокзалов (среди которых - Южный и Северный), 11 шлюзов, 11 плотин, пять насосных станций, восемь ГЭС и т. д. - всего более 240 объектов. Для сравнения: Панамский канал длиной 65,2 километров (меньше почти в два раза) при использовании рабского труда чернокожих строился Соединенными Штатами Америки целых 11 лет, почти в три раза дольше! Уровень Москвы-реки поднялся на три метра. В июле 1937 года по водоносной магистрали, ставшей заодно и транспортной, началось постоянное судоходство. После пуска канала было объявлено решение: досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва - Волга 55 тыс. заключённых.

Канал - уникальное архитектурное сооружение, как бы громко ни звучала эта фраза. Построенный с перспективой на сто лет вперёд, он не уступает другим искусственным и естественным водным путям. Даже сейчас, когда единая глубовая система Европы составляет 4 м, здесь - гарантированные 5,5 м. Ни в России, ни за рубежом нет ни одного речного судна, которое не смогло бы пройти по каналу имени Москвы.

Тем более тревожит судьба этого великого сооружения. Мало кто знает, что своей полноводностью Москва-река обязана небольшому сооружению на северо-западных подступах к городу в районе Тушина - Сходненской ГЭС. Именно благодаря ему река судоходна и полноводна в любое время года. "Антикварный" ныне деревянный трубопровод, построенный в 30-х годах для перекачки воды из соседнего Химкинского водохранилища в реку, сейчас на грани полного разрушения.

- Ситуация для города складывается очень опасная, - рассказал главный инженер Владимир Чаадаев. - Сходненская ГЭС находится в ужасном состоянии, и в любую минуту её трубопровод может развалиться. А запасного нет - дублирующая труба лопнула ещё в 2005 году.

Страшно сказать, но более 100 гидросооружений канала имени Москвы пришли в негодность. Если ничего не предпринимать, мегаполис может вернуться в средневековье.

В память всех погибших во время строительства на берегу канала установлен один поминальный крест. Хочется надеяться, что тень его не упадёт на обмелевший канал.

http://www.russdom.ru/2007/200707i/20070708.shtml



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме