Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Советы венчающимся

Протоиерей  Александр  Авдюгин, Русская неделя

11.07.2007

- По вашему мнению, венчаться могут только люди глубоко верующие? Если нет, то как людям, которые еще не укрепились в своей вере, правильно подготовиться к венчанию и как они должны воспринимать это таинство?

- Я бы не стал какие то определенные критерии устанавливать для тех, кто может и не может прибегать к Таинству. Да и невозможны тут каноны строгие. Иногда вполне достаточно слов: "Батюшка, мы хотим, чтобы Господь благословил наш брак", в других же случаях я настаиваю на обязательной исповеди и причастии перед Венчанием.

Если и жених, и невеста крещены, то вполне достаточно веры в Бога одного, а второй, лишь был бы согласен идти под венец церковный. Тут четкое евангельское разрешение: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор.7:14). Подобные браки не редки и в большинстве случаев через некоторое время я вижу, что к исповеди подходят уже вдвоем, а не только тот, кто настоял на венчании и считался "более верующим".

Готовиться же к Таинству надо также, как мы готовимся к любому значительному событию в своей жизни, то есть со внутренней сосредоточенностью. Она же определяется не только внешним красивым и торжественным видом, но и чистотою душевной. Если под модным и оригинальным свадебным платьем невесты и модным костюмом жениха остались струпья грязных грехов, что-то скрывается друг от друга или недоговаривается, то начало будущих семейных недоразумений уже положено. Поэтому и надобно, венчающимся прибегать к Таинству покаяния, то есть к исповеди. Ведь на венчании Господь соединит души и тела двух, совсем недавно разных, не знающих друг о друге людей "и будут двое - одна плоть" (Еф. 5:25-28). Вот и представьте себе: одна из душ чиста и непорочна, а другая запачкана и скрытна, каков результат будет?

Совет один перед венчанием - будьте искренни друг с другом, и Божье благословение лишь сильнее объединит любящие сердца.

- О чем должны думать и на что обращать внимание жених и невеста во время обряда?

- Тут легче сказать, о чем думать не надо.

Не имеет значения, кто первый станет на расстеленный под ноги венчающимся рушник, как и не имеет никаких последствий, если свидетели поменяют руки, держа венцы над головами молодоженов (тем паче, что есть венцы достаточно тяжелые); нет разницы чья венчальная свеча прогорит больше, как и не приведет к катастрофе уроненное кольцо или упавший платок. Все эти "приметы" имеют один источник происхождения и зовут его у нас: "фирма ОБС", то бишь "одна бабка сказала".

Внимательно вслушивайтесь в молитвы произносимые священником и молитесь вместе с ним. Лишь то, что читается священником и поется хором, имеет значимость и действительно необходимо для многих лет совместной жизни. Ведь сам богослужебный чин венчания берет начало из глубины веков и именно так, как венчаются ныне, сочетались "в брака общение" и наши далекие предки, именно после этих священнических молитв стало возможным и нынешнее предстояние жениха с невестой пред Престолом Божиим. Не обвенчались бы во времена давние наши пра-пра-бабушки с такими же "пра"-дедушками, откуда нам-то было бы взяться?

- Надо ли молодоженам приходить в храм в день венчания к началу службы?

- Сегодня, большей частью, венчаются на второй день свадьбы, в воскресенье. Какой смысл после субботних торжеств, свадебных угощений, веселья и поздравлений устраивать раннее хождение в храм на службу? Молиться ведь все равно не получится. Лучше все же отдохнуть, до времени венчания...

Исповедоваться же и причаститься Тайн Господних надобно накануне, за несколько дней до официальных торжеств.

В верующих воцерковленных семьях венчание всегда предшествует первой брачной ночи, т.е. плотской близости жениха и невесты. Нынче это установление и обязательность не в чести у большинства молодежи, но все же почему бы, идя к Богу за благословением, не вспомнить те времена, когда соблюдение этих установлений гарантировали долгую и счастливую жизнь?

- Правда ли, что венцы, которые держат над головами молодых во время обряда, - это символы мученичества? Если да, то как надо расценивать этот символ.

- Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Это четко определяется евангельским текстом: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2, 10). Слова данные были сказаны тем, кто может ради Бога "претерпеть" и "остаться верным".

Разве супружеский союз не предполагает собой жертву своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека? Разве семейная жизнь это всегда неуемная радость и постоянное веселие? Отнюдь. Это новые заботы и ограничения себя в материальном плане, в удовольствиях; это бремя обязательств по достойному воспитанию детей; это, в конце концов, и неприятности с недоразумениями с новыми и старыми родственниками, т.к. "враги человеку - домашние его" (Матф.10:36).

Как только в семейной жизни, кто либо из супругов станет свое собственное "я" ставить во главу угла, кто будет свое мнение и свои желания не сочетать, а противопоставлять, единение прекратится и семья останется лишь юридическим фактом.

Там же, где ради любви и счастья супруги или супруга есть жертвенность (мученичество) всегда присутствует великая награда - духовное единение, та великая радость, ради которой стоит жить, жениться и замуж выходить. Жертвуя - приобретаем. Страдая - возносимся.

Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели - это и венцы домашнего царства и это же мученические венцы, потому как счастливая семейная жизнь без смирения себя, по отвержения своего "я" не получится..

Именно поэтому, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, хор поет песнопение: "Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших".

- Что вы можете сказать тем, кто считает венчание неким новым модным обрядом?

- Знаете, как мы называем тех представителей власти, которые нынче в силу своих должностей и ими же придуманных "обязанностей" приходят на церковное богослужение и с бальзамированными от напряжения лицами выстаивают службы? Очень просто - подсвечниками. Другой роли они не играют, ни в храме, ни у себя в душе. Так зачем же неискушенных в жизни молодоженов, по воле моды или дабы блеснуть пред друзьями и знакомыми переводить в роль бесчувственного приспособления для держания свечи?

Если венчание это не просьба к Богу освятить брак, помочь прожить счастливо и достойно, родить и воспитать детей, а просто некий пункт из обязательного списка предсвадебных ритуалов: к памятнику Ленина цветы положить, бутылку шампанского выпить, поворожить на счастье и т. д., то пользы от него не будет никакого...

- Как меняется жизнь молодоженов после венчания? Что они должны и чего не должны делать.

- Любить друг друга. Всё остальное приложится. Один из богословов сказал: "Люби Бога и делай, что хочешь". Вполне можно перефразировать: "Люби жену (мужа) и делай что хочешь". Ведь любовь твоя никогда не позволит огорчить...

Советов молодым дают много и как то готовясь к проповеди я встретил следующие, которые раз за разом повторяю, когда благословляю молодых:

1). Никогда не бывайте одновременно оба сердитыми;
2). Никогда не кричите на друг друга (за исключением, когда пожар в доме);
3). Если кому-то из двух необходимо одержать победу в споре, то уступи победу другому;
4). Если нужно высказать порицание, то сделай это с любовью;
5). Никогда не вспоминай ошибок прошлого;
6). Не идите спать, не примирившись;
8). Старайтесь, по крайней мере раз в день, сказать другому ласковое слово;
9). Когда ты сделал что-либо неправильно, поспеши признать свою ошибку и попросить прощения;
10). Двое участвуют в споре, но тот, кто неправ, тот всегда говорит больше.

- Если же касаться церковных запретов и канонических правил в семейной жизни, то тут все индивидуально, в каждой семье по-разному. Поэтому, если есть благое желание сочетать свою семейную жизнь с православием, то нужно обратится к священнику, хотя бы к тому, который вас венчал.

- Насколько серьезную ответственность берут на себя венчающиеся, и что означает понятие "развод" в Православной церкви?

- Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание священнослужителей из числа людей, состоящих в повторном браке или женатых на уже бывших замужем и тем более вступление в повторный брак по принятии сана. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь дозволяет вступление в повторный брак, понимаемый как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи.

Чина "развода" как такового в Церкви не существует. Есть благословение на повторный брак.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19. 6,9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям...

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа...

В любом случае - развод есть грех.

http://www.russned.ru/stats/1325



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме