Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

К дню памяти святителя Мефодия, патриарха Константинопольского

Седмицa.Ru

30.06.2007

На земли подвизался еси яко безплотный, и небеса наследовал еси Мефодие, яко изъяснивый в концех икон поклонение: в трудех бо и болезнех вящше пребыв, не престал еси дерзновением обличая отметающыяся иконы Христовы (Кондак, глас 2)

Житие святого отца нашего Мефодия, патриарха Константинопольского

Уроженец Сицилии [1], святитель Христов Мефодий в юных летах воспринял иноческий образ, преуспевая в добродетельной жизни. В царствование Льва Армянина [2], иконоборца, он занимал при святейшем Никифоре, патриархе Цареградском [3], должность апокрисиария [4]. Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим [5] с одним поручением, касающимся церковных дел; здесь, в Риме, он намеренно задержался на довольно продолжительное время, потому что нечестивый Лев, свергнув с патриаршего престола святейшего Никифора, возвел на него еретика иконоборца Феодота Милиссийского, по прозванию Касситера [6]. По кончине царя Льва и лжепатриарха Феодота святой Мефодий возвратился из Ветхого Рима в Новый [7]. В сане пресвитера он служил Господу в правде и преподобии, неустанно борясь с иконоборческой ересью, особенно усилившейся в то время: по Льве Армянине на царский престол вступил, тоже еретик иконоборец, Михаил Валвос или Травлос [8]; патриархами во дни его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя блаженный Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. За такую деятельность нечестивый царь томил в муках и темнице святого Мефодия, как сообщает об этом грек Зонара [9]: он передает, что Михаил Травлос в начале царствования своего показал себя милостивым правителем: многих святых отцов, заточенных Львом Армянином за почитание икон, он освободил от уз и заключения, но затем, по прошествии уже довольно значительного времени, Михаил отменил это, внушенное лицемерием, доброе дело и, не скрывая своего злобного нечестия, воздвиг гонение на православных. С гневом он ополчился на святого Мефодия и на Евфимия, Сардийского епископа, - о многих других, много пострадавших от него, уже не говорим. Евфимия он отправил за почитание икон в изгнание, а святого Мефодия заключил в темнице в Акрите [10]. Тот же Зонара следующим образом описывает нечестие Михаила Травлоса: он подражал во всем, по его словам, царю Копрониму [11]; благоволя иудеям, он приказал поститься в субботу; не веря воскресению мертвых, Михаил осмеивал надежду на блаженную жизнь за гробом; подвергал насмешкам и предсказания святых пророков, утверждал, что бесов не существует и не почитал за грех скверных плотских деяний: почитая Иуду предателя за святого, Михаил думал, что последний будет спасен. Он ненавидел учение книжное и препятствовал родителям отдавать детей в православные школы, чтобы, изучив священное Писание, они не обличили его безумия, но, пребывая невеждами и бескнижными следовали его еретическому заблуждению. Так говорит Зонара. Святой Мефодий мужественно противился зловерному царю, как пастырь мудрый, сведущий в Божественном Писании, православных догматах и преданиях святых отцов; за это он, как исповедник истины, переносил не только узы и темницы, но даже раны.

По смерти Михаила Травлоса воцарился сын его Феофил [12] - наследник не только престола, но и зловерия своего отца, Феофил многих замучил за честное почитания святых икон, однако, любя учение книжное, он обновил запустевшие было школы Царьграда, приказал снова начать в них занятия. Он же освободил из заточения и святого Мефодия, как передает об этом греческий историк Михаил Гликос: небывалым, - говорит он, - и чудесным образом извел Бог Мефодия из мрачного узилища: Феофил из любви к знаниям часто проводил время за чтением книг; однажды царю попалась в руки книга, содержание которой ему было малопонятно; кто-то из приближенных заметил Феофилу, что Мефодий, заключенный в темнице в Акрите, известен своим уменьем изъяснять трудные для уразумения места в книгах. Тотчас же царь послал приказ привести к нему из узилища святого Мефодия; увидевшись с ним, он после беседы понял, что святой Мефодий муж мудрый, и освободил его из уважения к нему.

Получив свободу, святой Мефодий снова вступил в словесную борьбу с еретиками, уча воздавать святым иконам достойные их честь и поклонение; этим он опять навлекал на себя гнев иконоборцев: деятельность святого Мефодия на защиту православия стала известна царю, который сильно гневался на угодника Божия, скрывая свое недовольство до более удобного времени. В эти дни греки вели войну с сарацинами [13], и была необходимость самому царю присутствовать при войске. Отправляясь к полкам, царь взял с собой и святого Мефодия, частью как бы ради молитвы, частью для бесед от писания и решения недоуменных вопросов, которые, как убедился царь, святой Мефодий искусен был разъяснять. В действительности же царь взял с собой угодника Божия из боязни, как бы в столице, если в ней останется святой Мефодий, не возникло народное возмущение против иконоборцев: народ любил преподобного, как мужа святого и учительного, прекрасно сведущего не только в области управления духовного, но и гражданского; поэтому-то царь и не оставил его в столице на время своего отсутствия, а взял с собой. Но вот, по Божию попущению, измаильтяне одолели греков, уничтожив почти все войско царя, так что последний едва спасся бегством с малыми остатками от своих полков; тогда нечестивый царь обнаружил на святого Мефодия свой гнев, который доселе таил в сердце:

- Потому Бог и даровал врагам нашим победу, - говорил Феофил, - что среди нас находятся идолопоклонники.

На это святой Мефодий возразил:

- Господь, поругаемый христианами в Своей святой иконе, прогневался на них и попустил врагам одержать над нами победу.

Исполнившись ярости, царь сослал святого Мефодия после жестокого бичевания [14] в заточение на один остров: здесь он приказал заключить его вместе с двумя разбойниками в глубокой гробной пещере, куда не проникал и солнечный свет. Так святой Мефодий явился живым мертвецом, как Иона во чреве китове, пребывая в земных недрах и благодаря Бога. Одному рыбаку поручено было доставлять ему пищу и притом столь скудную, чтобы только не умереть с голода; мучители желали продолжить жизнь угодника Божия, а с ней - и его страдания в том гробе.

Во время этого заключения святого Мефодия царь Феофил поверг мукам за почитание честных икон двух святых исповедников Феофила и Феофана [15]: на их лицах раскаленным железом была выжжена надпись, свидетельствующая об их поклонении святым иконам, после чего царь отправил мучеников в заточение. Путь их лежал мимо того острова, где томился святой Мефодий, заключенный в гробной пещере. Случайно встретившись с рыбаком, питающим узника, святые исповедники разузнали от него все подробно об угоднике Божием. Не имея возможности увидеться со святым Мефодием, потому что очень строги были люди, ведшие их в заключение, Феодор и Феофан написали к нему следующее приветствие, доставить которое по назначению взялся тот же рыбак:

«К живому, как мертвому сидящему во гробе, к земному, обходящему горние страны и к носящему узы, пишут окованные, имеющие «лица начертаны».

Прочтя это, присланное с рыбаком приветствие и узнав от последнего о подвигах святых страстотерпцев, святой Мефодий благодарил Бога, даровавшего им такое мужество. Затем он ответил им в свою очередь на их приветствие таким письмом: «Погребенный прежде смерти и скованный узами приветствует тех узников, из которых каждый, имея «начертанное лице», вписан горе в книгу жизни».

В своем гробном заключении святой Мефодий пробыл до смерти царя Феофила, и когда (один) гроб приял мертвеца по истине [16], тогда другой гроб, подобно киту, изрыгнувшему из чрева Иону пророка, даровал миру «живого мертвеца» [17]. Когда смерть закрыла очи Феофила гробной перстью и затворила его нечестивые уста, наложив молчание на хульный язык, тогда славный исповедник увидел дневной свет и снова отверз свои уста для проповеди благочестия. По кончине Феофила воцарился сын его, Михаил III, причем за его малолетством управляла его мать Феодора [18]. Первой заботой правительницы была забота о мире церковном, совершенно нарушенном иконоборством: от дней первого царя иконоборца Льва Исаврянина [19] до смерти Феофила прошло сто двадцать лет; в течение этого времени икона Христова была поругаема христианами, и разгневанный Бог воздвигал за это немалые бедствия на Христианское царство. В эти годы сарацины, овладев многими христианскими странами, многих жителей их увели, как пленников, в свою область. Тогда же Греко-римское государство разделилось на два царства: между тем ранее царь Нового Рима или греческий обладал и Ветхим Римом, так что Восток и Запад объединялись под скипетром одного царя греческого. Но вследствие развития иконоборческой ереси, связанной с лютыми кровавыми мучениями множества исповедников благочестия, Запад отторгся из-под власти греческих царей, поставив себе своего собственного царя. Поэтому греческий царь вынужден был управлять одной только Грецией, да и то не всей, потому что Палестина со святым городом Иерусалимом, Сирия, Аравия, а также и Египет с подлежавшими ему областями, взяты были сарацинами. Все это Бог попустил за грехи христиан, отпавших от благочестия в ересь и поругавших святые иконы. Принимая во внимание последнее обстоятельство, благочестивая и исполненная боговдохновенного разума царица Феодора приложила все старания к тому, чтобы, уничтожив в Христианском царстве проклятую иконоборческую ересь, утвердить правоверие, возвратив как драгоценное украшение невесты Христовой, святой Церкви почитание честных икон. Она повелела освободить от уз и заключения, а также возвратить из ссылки всех исповедников благочестия, чтобы они пришли на собор в Константинополь, который бы возвратил с подобающею честью храмам святые иконы. По этому указу был освобожден из гробного затвора и святой Мефодий. На патриаршем же престоле, как мерзость запустения на месте святе, все еще пребывал лжепатриарх Иоанн, по прозванию Анний [20], - еретик и волхв, возведенный на престол царем Феофилом, и так как святые отцы не желали иметь с ним общения, то благочестивая царица Феодора помянутого лжепатриарха, лишив престола, изгнала из Церкви как дикого вепря из виноградника. По благоволению Божию на патриарший престол к неизреченной радости всех православных был возведен святой исповедник Мефодий.

Это возведение святого Мефодия, происшедшее более по Божию нежели человеческому избранию, еще прежде было предсказано преподобным Иоанникием Великим, о чем житие его говорит так: Игумен Агавронского монастыря Евстратий спросил некогда преподобного Иоанникия [21]:

- Отче, доколе же святые иконы будут попираемы (и доколе продолжится такое положение вещей), при котором Церкви не возвращаются, гонители возрастают и стадо Христово расхищают дикие звери?

Святой отец отвечал на это:

- Подожди еще немного, брат, и увидишь проявление силы Божией: церковное управление примет некто, именем Мефодий, озаренный Божественным Духом он будет руководить Церковью по истине, истребит ереси, утвердит Церковь православными догматами, создаст тишину и единомыслие; противящихся же смирит десница Вышнего,

Это пророчество преподобного Иоанникия сбылось с очевидностью на святом Мефодии. По смерти царя Феофила он был поставлен патриархом Царьграда, как муж достойный столь великого сана, как крепкий столп правоверия и непоколебимое утверждение благочестия, как украшенный мученичеством Христов воин, от Бога предзнаменованный и прозорливым мужем предуказанный на великое служение архиерейское. Святой Мефодий вместе с благоверной царицей Феодорой созвал в Константинополе поместный собор, который подтвердил догматические определения седьмого Вселенского собора, созванного в царствование Константина и Ирины, в Никеи на иконоборцев [22]. Не принимающих же догматов этого Вселенского собора поместный собор, собранный при святом Мефодий, предал вторичной анафеме. Доставив радость православным, обратив церковную смуту в мир, бурю и волнение - в тишину, отцы собора с великим торжеством в первую неделю святой четыредесятницы внесли честные иконы в церковь Господню. И была великая радость не только в Царьграде, но и во всех тех местах поднебесной, где находились православные христиане.

Когда повсюду православные христиане совершали духовное торжество, зависть терзала сердца тех, в душах которых была укоренена иконоборческая ересь: таковы были уже помянутый, сверженный с престола, лжепатриарх Анний и брат его Ареабор, имевший сан сенатора и заседавший в царской палате; таковы были и некоторые другие из числа сановных вельмож и людей меньшого чина. Не зная, что делать, они по злобе придумывали, как бы оклеветать святейшего Мефодия. За золото еретики наняли одну единомысленную с ними и знатную женщину, - сын ее был ипатом [23] в Смирне, - чтобы она, согласно их наставлению, пошла к царице и воспитателям молодого царя и сообщила им, что будто бы новопоставленный патриарх Мефодий блудодействовал с ней. Так поступили клеветники в том расчете, что им будет более удобно хулить как учение святого Мефодия, защищавшего почитание честных икон, так - и самые иконы, если патриарха удастся обесславить, распустив о нем в народе дурную молву и тем опозорив его имя. Подученная еретиками женщина, отправившись к царице и воспитателям молодого царя, открыто перед всеми оклеветала святого Мефодия, принеся жалобу на мужа ни в чем не повинного. Чтобы клевета ее была принята за истину, она проливала слезы, как бы потерпевшая насилие от новопоставленного патриарха. Они удивлялись такому поступку первосвятителя, породившему великий соблазн; тотчас молва распространилась по всему городу, православных смущая, а нечестивым доставляя радость и торжество. Еретики смеялись над православными: «Вот какого имеете вы патриарха, вот за кем вы следуете».

Когда клевета дошла до самого святейшего Мефодия, он недоумевал, откуда именно она могла возникнуть. Но имея совесть чистой, он в душе радовался незаслуженному бедствию, вместе с тем патриарх и печалился, видя столь великий соблазн среди народа и насмешки еретиков над православными. Как же поступает сей великий святитель, муж не повинный руками и чистый сердцем, соблюдший от утробы матерней непорочно чистоту своего тела? Желая не столько себя очистить от ложного обвинения, сколько - отнять у Церкви соблазн и заградить лживые уста еретиков, патриарх решил, жертвуя своим стыдом, открыть доколе никому неведомый недуг, которым он страдал и который с очевидностью обнаруживал неспособность первосвятителя к плотскому греховному смешению. Послав в палату цареву, патриарх просил справедливого суда, который расследовал бы дело между ним и помянутой женой. Представ же перед судом, состоящим из честных лиц, патриарх, не хотя спорить с бесстыдной женщиной и желая непререкаемым образом засвидетельствовать о своей неповинности и убежденный к тому же наступившей необходимостью отложить природный стыд, соблюдение коего особенно было обязательно для человека его сана, - святейший Мефодий обнажил «тайное место» своего тела, объятое болезнью, так что «плоть родная» была как бы умерщвленной; и все узнали, насколько ложна была клевета женщины, так как видели, что невозможно столь больному человеку совершить плотской грех. И возрадовались православные, что уничтожился соблазн в Церкви и отнялось поношение от сынов благочестия.. Еретики же покрылись стыдом и заградились нечестивые уста их; болезнь их обратилась на их головы и издевательство их принесло посрамление и уничтожение им же самим.

Когда же судьи спросили святейшего Мефодия, каким образом прилучилась ему болезнь, он, обнаруживая недуг свой, открыл и причину его, о которой доселе тоже никому не говорил: «Когда, - сказал он, - я был послан святейшим патриархом Никифором к папе в Рим и там задержался, в это время по действию пакостника плоти, ангела сатанина, напало на меня сильное плотское вожделение, соединенное с возбуждением плотских удов; многие дни и ночи боролся я с похотной страстью, изнуряя постом и бдением и умерщвляя себя всякого рода трудами, и так как страсть все-таки не оставляла меня и мне казалось, что я уже близок к падению, со слезами повергся перед святым верховным Апостолом Петром, вручая себя его помощи и прося у него ослабления: я молил его, чтобы он дарованной ему от Бога благодатной силой избавил меня от плотской брани и тем не попустил оскверниться моему телу, освященному для чистоты. Когда я в печали забылся немного сном, мне явился святой Апостол Петр и коснулся своею десницею тайных частей моего тела; от этого прикосновения я ощутил сильную боль, - точно кто огнем ожег заболевшее место; я сильно застонал. Апостол же Петр сказал мне: «Отселе ты не будешь более испытывать плотской греховной брани». «Я тотчас пробудился от сна и нашел себя с тем повреждением, какое вы уже видели».

Этот рассказ святого Мефодия умилил его судей: они признали его неповинным; женщину же ту они приказали подвергнуть наказанию, чтобы она сказала, кто научил ее оклеветать неповинного и чистого архиерея Божия. И тотчас явились палачи, чтобы взять ее для мучений; она же, увидев обнаженный меч, приготовленный огонь, острые терновые жезлы, сильно испугалась и, не доводя дело до казни, открыла истину: она назвала по имени всех, нанимавших и учивших ее, сообщила и о большом количестве золота, полученном от наустителей, указала и место, где оно положено в ее доме. Судьи послали в дом женщины заслуживающих доверия служителей; они отправились и, действительно, нашли на месте, указанном женщиной, золото, которое и принесли судьям. Последние произнесли смертный приговор как над женщиной, так и над подучившими ее оклеветать святого Мефодия. Святейший же патриарх, будучи по своему незлобию верным и истинным последователем Господа, не только не допустил до осуществления смертного приговора, но освободил своих врагов и от предстоящих им ран; он наложил на них одно только наказание, чтобы они во все ведшие праздники чинно с возложенными свечами приходили от Влахернской [24] церкви Пречистой Богородицы к соборной церкви святой Софии и здесь при вратах храма выслушивали анафему, что и исполнялось. Тогда умолкли хульные еретические уста и ересь иконоборная была совершенно уничтожена в Царьграде благодатью Божиею, молитвой и неусыпным радением угодника Божия, святейшего патриаха Мефодия, который из причиненной ему незаслуженной напасти вышел с еще большей славой.

Врагам его не было дано того, чего просит у Бога Давид согрешающим: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи» (Пс.82:17). Ослепленные злобой с окаменелым сердцем они к первым своим злым делам присоединили новые, не менее горшие. Вышеупомянутый лжепатриах Иоанн, он же и Анний, виновник всех зол, был послан на поклон в один монастырь; во время своего пребывания там, видя святые иконы Христа Спасителя и Пречистой Богородицы и святых ангелов снова обновленные благочестивыми ревнителями после иконоборческого разорения, Анний приказал своему диакону тем святым иконам выколоть глаза. Диакон поступил согласно приказанию. Об этом было возвещено благоверной царице Феодоре. Ревнуя по Христе Боге, она повелела, было, выколоть глаза самому лжепатриарху, но потом, склоненная просьбами некоторых сенаторов, заменила первое наказание бичеванием: царица приказала нанести двести ударов твердыми бичами лжепатриарху, достойному бесчисленных мук и многих смертей; ибо он во время своей власти многих православных замучил до смерти и, находясь даже в заточении, не переставал наносить бесчестие святым иконам.

Святейший же патриарх Мефодий после всех церковных смут и после многих злоключений, перенесенных им за икону Христову, остальное время своей жизни провел у кормила церковного в мире и тишине, украшая патриарший престол в Царьграде своим ангеловидным лицом и ангелоподобным житием, стадо словесных Христовых овец руководя к истине и насыщая на пажити богодухновенных учений. Под его влиянием возрастало почитание святых икон, в которых, собственно, чтились изображенные на них лица; вместе с тем он заботился и о том, чтобы в Царьграде и честным мощам угодников Божиих снова по-прежнему воздавалась достойная их честь; во дни владычества иконоборцев честные мощи были поругаемы как и иконы, - на них плевали, их попирали ногами, влачили с поруганием по улицам, бросали в болота и навоз, иногда же уничтожали, предавая их сожжению или потоплению; только те мощи и сохранились нетронутыми, которых рука благочестивых поспешила укрыть в земле от руки нечестивых. Все это привело к тому, что в Царьграде исчез и самый слух о мощах святых угодников Божиих; поэтому-то святитель Христов Мефодий и приложил все старания к тому, чтобы снова обогатить Царьград честными мощами и научить православных достодолжному их почитанию. Прежде всего он торжественно перенес с места первоначального погребения в столицу мощи преподобного Феодора Студита, пребывшие нетленными и по истечении восемнадцати лет со дня преставления его к Богу. Затем он перенес в Царьград честные мощи патриарха Никифора, покоившиеся на месте его заточения; об этом перенесении патриархом Мефодием мощей своего господина, у которого он был апокрисиарием и который посылал его в Рим, подробно говорится 13 числом месяца марта. Наконец, он как драгоценное сокровище готовил церкви Цареградской в нетленные мощи свое многотрудное, многострадальное и освященное чистотой тело: он уже приблизился к своей кончине, которую и сам предвидел и о которой получил предсказание от преподобного Иоанникия. Предсказав ему в начале патриаршество, он впоследствии предсказал ему кончину. Оба они, одаренные от Духа Святого прозорливостью, предвидели преставление друг друга, как говорится об этом в житии преподобного Иоанникия. В пятый год царствования Михаила, святой патриарх Мефодий, провидя приближающееся отшествие к Господу преподобного Иоанникия, пришел к нему со всем своим клиром, прося последнего благословения и молитв. Преподобный Иоанникий, достаточно побеседовав со святым Мефодием и поучив пришедших с ним православной вере, предсказал патриарху Мефодию, что и он, по его кончине, не замедлит перейти от временного в вечное житие; затем, после молитвы и последнего прощания, они расстались. Патриарх возвратился к себе, а преподобный Иоанникий остался в своей келии, молясь и приготовляясь к кончине. На третий день по отбытии патриарха преподобный и богоносный отец наш Иоанникий отошел ко Господу (4 ноября); через семь месяцев, июня, 14 дня, почил о Господе и святейший патриарх Мефодий [25]. Так сбылось пророчество преподобного Иоанникия, что патриарх не умедлит по его кончине и сам отойти в вечность.

Архангел Гавриил (ц. Панагии Ангелоктисты, д. Кити близ Ларнаки, Кипр, VII в.)

По преставлении святейшего Мефодия поднялись великий плач и рыдание во всей Константинопольской церкви, лишившейся столь великого отца и всемирного светильника; он был погребен с честью, подобающей столь высокому по жизни и служению архиерею. Святой Мефодий пас Церковь Христову четыре года и три месяца и затем перешел в жизнь не оскудевающую временем; причтенный к лику святых иерархов он предстал Пастыреначальнику и великому Архиерею, небеса прошедшему, Господу нашему Иисусу Христу, всеми святыми славимому Богу, Ему же и от нас грешных да будет честь и слава со Отцом и святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:

1] Сицилия - один из больших островов Средиземного моря; от материка отделяется Мессинским проливом.

2] Лев V Армянин правил в 813-820 гг.

3] См. житие его под 2 числом настоящего месяца.

4] Апокрисиариями назывались временные или постоянные представители епископов важнейших церквей при особе государя, которые заведовали всеми сношениями своей церкви и ее представителей с верховной властью.

5] Рим, главный город Римского государства, находится в средней части Италии и расположен по обеим сторонам реки Тибр, при впадении ее в море.

6] Феодор I Касситер был патриархом в 815-822 гг.

7] Т.е. Царьград или Константинополь.

8] Михаил II Косноязычный царствовал в 820-829 гг.

9] Зонара Иоанн - византийский историк и канонист, современник императора Алексея Комнена (1080-1118 гг). Первое место по достоинству среди литературных трудов Зонары принадлежит его комментарию на полный текст церковных правил. Другим крупным трудом Зонары является его «'Epitomn istorion» - хронологическое изложение событий всемирной истории от сотворения мира до вступления на престол императора Иоанна Комнена (1118 г.) Кроме того, от Зонары остались письма, жития святых, гимн и т.п.

10] Вероятно, близ Акритского мыса.

11] Константин Копроним занимал престол в 741-778 гг.

12] Феофил правил в 829-842 гг.

13] Сарацины - иначе арабы.

14] Феофил приказал бить св. Мефодия по щекам, причем челюсть его была разбита до того, что на всю жизнь у св. Мефодия остался безобразный шрам. Будучи патриархом, св. Мефодий разрезал концы клобука и обвязал ими челюсть, чтобы скрыть рубец, из уважения к исповеднику и все иноки, по его примеру, начали носить клобук с разрезами.

15] Феофан и Феодор, иноки Иерусалимской лавры св. Саввы, при Льве Армянине были заточены за обличение ереси иконоборцев, при Феофиле на их лицах была выжжена надпись, говорящая об их поклонении честным иконам, отсюда они в называются «начертанными» Память их празднуется 27 декабря.

16] Т.е. царя Феофила.

17] Т.е. св. Мефодия.

18] 842-855 гг. Михаил III Пьяный правил в 855-867 гг.

19] Лев III Исаврянин царствовал в 716-741 гг.

20] Был патриархом в 832-842 гг.

21] Память его празднуется 4 ноября 846 г.

22] Был в 787 году.

23] Консул начальник.

24] Влахерны - местность в Царьграде.

25] Скончался в 847 году; правил Церковью 4 года и 3 месяца слишком. Святой Мефодий составил правила для обращающихся к вере, которые приняты Церковью в руководство: три чина касательно браков, покаянные правила и несколько церковных песней; после св. Мефодия осталось несколько пастырских поучений.

(Источник: «Православный архив христианских святынь»)

Преображение Господне (м-рь св. Екатерины, Синай, Египет, сер. VI в)

Слово о святых иконах иже во святых отца нашего Мефодия, архиепископа Константинопольского, исповедника

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. И во всесвятого Духа, Святого и Господа, наравне с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, Которым все освящается. Во Святую Троицу нераздельную, неизреченную и неописуемую. Во Святую Троицу вседержавную и вседетельную, равнобожественную и равномощную, тожественную по воле и тожественную по уму, тожественную по сущности и единосущную, совечную и собезначальную. И в единоначалие триипостасное в Сыне Боге, рожденном, в Духе Боге, содержащем и животворящем все. Ибо Дух всегда есть с Отцем и Сыном, и никогда не разделялись один от одного. И Отец всегда был и существовал с сыном. И Сын существовал с обоими - Отцем и Духом. Так покланяюсь и славлю нераздельную Святую Троицу, единое Божество в трех ипостасях.

Подобно и святую Богородицу исповедую святейшею херувимов и серафимов, высшею всех тварей и превысшею небес, как по плоти родившую единого от Троицы Христа Бога нашего, ради нас сошедшего к нам и вочеловечившегося для нашего спасения. Вместе с Ним чту и славлю и святых Его подвижников, и покланяюсь им и почитаю их. Святому Иоанну Предтече и Крестителю, и бывшим до него пророкам, и после него всехвальным апостолам, святым и добропобедным мученикам, и всем святым покланяюсь, почитаю их и прошу молитв их. Ибо чрез них все спасаемся, так как желание боящихся Его исполняет Бог (Пс.144:19). Покланяюсь и честным останкам их и почитаю их; ибо многие тела святых мучеников источали миро и цельбы, и многие болезни чрез них уврачевались.

Почитаю, покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращенное описание, уяснение и напоминание страданий их. Потому что иконы не суть только начертание тела и указание на него, но показывают и страдания тела. Ибо за страдания, которые претерпели ради Христа, Бога нашего, ублажаются, почитаются и чествуются поклонением (святые). А если бы сего не потерпели за Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах.

Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители - детей своих, дети - родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их - впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах. И если те по причине плотской любви к детям своим начертывают изображения для напоминания о них, то тем более должны мы писать иконы святых с страданиями их, (изображать) проливших кровь свою из любви ко Христу.

Почему называешь меня идолослужителем? Ибо, скажи мне, кланяюсь ли идолу какого Аполлона, а лучше сказать Губителя, или иконе Господа нашего Иисуса Христа, научающей меня домостроительному Его воплощению? Скажи мне, покланяюсь ли идолу какой Артемиды или иконе всесвятой непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа? Покланяюсь ли идолу какого-нибудь Дия или иконе святого Иоанна Предтечи и Крестителя? Покланяюсь идолу какого Дия и Иракла или иконам святых апостолов, мучеников и всех святых, от века угодивших Богу? И кто смеет назвать идолослужением прекрасное это изъяснение и порицать страдания Христовы и святых Его, или передавших нам святую церковь Божию? Ибо так украшенною мы приняли ее от отцов, как и божественные Писания выставляют домостроительное воплощение Христа. Его к нам ради нас сошествие, пещеру, звезду и волхвов, крещение. Иордан и Иоанна, касающегося главы Его, и Духа Святого, сходящего с неба в виде голубя. Обратимся и к страданиям Его и увидим детей с вайями, умывальницу и полотенце, лобзание Иуды, суд иудеев, приговор Пилата, и прочее; воскресение, радование мира, как Христос попирает ад и восставляет Адама; подобно и - вознесение, встретить и чудеса Его, прозрение слепого, исцеление расслабленного, прикосновение страдавшей кровотечением к краю одежды, которая первая и сделала образ Христа из меди; подобно (встретим) и иконы святых с мучительными орудиями и судилищами, которые они претерпели за Христа, Бога нашего.

Такое прекрасное изъяснение и полезное начертание можем ли назвать идолослужением? Ибо это есть сокращенное и хорошее писание, как и божественный отец наш Златоуст сказал: «я люблю и живопись на воске, как исполненную благочестия». И святой Василий, великий отец наш, восхваляя святых сорок (мучеников), говорит: «потому что и писатели и живописцы, одни - украшая речью, а другие - изображая на досках, те и другие поощряли многих к мужеству». Так писатель написал Евангелие и то, что описал в Евангелии, все домостроительство воплощения, и мучения святых, и предал Церкви. Подобно и живописец начертал все домостроительство Господа нашего Иисуса Христа, и истязания святых, и предал Церкви. Так что оба преподают нам одно наставление. Почему же книгу уважаете, а картину порицаете, скажи мне! Какое различие между ними, когда оба вещают об одном действии, между тем одна считается достойною поклонения, а другая уничижается? О приключение! Кто не осмеет такого суждения? Кто не возгнушается такого учения, что, тогда как оба представляют одно писание, одно уважается, а другое попирается? Видел знание, а лучше сказать - невежество? В действительности, если хорошо размыслишь, о человек, то хорошее и благоприятное изображение само есть истолкование и уяснение Евангелия; ибо, что Евангелие излагает словесно, то икона показывает предметно. Почему же то уважается, а эта отвергается? Чем отличается бумага от камня? Не оба ли, как материал, приспособляются к одному производству? Чем отличаются чернила от сурика и прочих красок? Не приготовляются ли те и другие из многих составов и таким образом служат на пользу пишущим? Скажи же мне: пред чем благоговеешь в книге Евангельской, пред веществом, или изложением домостроительства Христова чрез воплощение? Так и я не доску чту, не стену и не вещество красок, а образ тела Его и очертание домостроительства Христова, как и отец наш Златоуст в беседе «на умовение ног»: «когда изображения и отличия царские вносятся в город, то выходят им навстречу сановники и толпы народа с приветствием и благоговением, не камню воздавая честь, не слитому из воска очертанию, а изображению царя; и ради изображения полагается воздавать такую честь и поклонение, когда нет там царя». О несчастие! Изображение земного царя со страхом чествуется и прославляется, а Христово уничижается. О прельщение христиан! О суждение и учение отцов! Кто не осмеет сего нечестивого мнения? Потому что, если найдется человек, безчестящий изображение царя, не подлежит ли уголовному наказанию? Ибо безчестящий изображение царя безчестит самого царя, так как честь от образа, по выражению великого Василия, переходит на первообразное; подобно и - безчестие. Так надлежит понимать и относительно Царя небесного; именно, что безчестящий икону Его наносит оскорбление первообразу Христову. Ты скажешь мне, что Бог неописуем и недомыслим, безстрастен и непостижим? Но описуема плоть, которую Он принял и по которой виден был на земле с состояниями ее. Или отделяешь плоть от Божества? Да не будет! Потому что никогда они не отделялись друг от друга, ни во чреве Матери, ни при крещении, ни на кресте, ни во аде. Но скажешь мне: если никогда не отделялись, то как описываешь только плоть? Скажи же мне и ты: кто сосал молоко из сосец Матери? Не плоть ли? Конечно, этим питалась плоть, а Божества не касалась сия потребность. И кто дерзает говорить или спорить из-за этого о Божестве и погубить душу свою, как многие еретики? Или кто, опять, может описать человека, сотворенного по образу Божию? Никто. Потому что мы постигаем не мысленное в человеке по образу Божию, а являемое. Являемое же сложно и описуемо, а Бог прост, несложен и неописуем. И плоть, которою облекся Христос от непорочной Матери Своей, описывается как видима была на земле. И это не есть идолослужение. Потому что Христос, сойдя, упразднил идолов на земле; как же снова оставил нам идолов? Скажешь ли, что не заповедал нам делать изображений и покланяться им? Но Сам Христос сделал образ, так называемый нерукотворенный, и даже доныне он существует и почитается, и никто не назвал его идолом.

Скажешь ли, что не написано покланяться иконам? Много и других преданий приняли мы от апостолов и отцов, которых Христос не высказал. Ибо где сказал Христос кланяться на восток, или кланяться кресту, Евангелию, или принимать Тело Его натощак, или венчать брачующихся? Есть и много иного, что делаем, хотя Христос того не заповедал нам; но мы как приняли от апостолов и отцов, так и веруем, зная, что от Бога они научены тому. Ибо от святых Своих Бог не скрыл ничего, как вредного, так и спасительного людям. И почему бы Он скрыл это от них?

А если почитание икон есть идолослужение, и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему миру (Рим.11:25; Мф.24:14)? О несчастие! Если от снисшествия Христова до времен господина Германа патриарха народ погибал, кланяясь идолам, то для чего сходил к нам Христос? Но, о Боже, не может быть, чтобы почитание икон было идолослужением. Если бы оно было идолослужением, то несомненно хотя бы один Собор отринул их. Если не отринул их первый, то почему не отринул второй: третий, опять, как не отринул их? Как не отринул четвертый, пятый, шестой? Напротив, (шестой) и уяснил употребление их. Загляни в определения шестого собора, в главу восемьдесят вторую, и найдешь там доказательство. Ибо так изрекли богоносные отцы. «На некоторых изображениях честных икон пишется агнец, указуемый рукою Предтечи, так что принят во образ благодати тот, что в законе нам предозначает истинного Агнца, Христа Бога нашего. Мы же, почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, предпочитаем благодать и истину (Ин.1:17), приемля оную как исполнение закона. Посему, чтобы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, чтобы чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводили мы себе на память житие Его во плоти, Его страдания и спасительную смерть, и совершившееся таким образом искупление мира». Когда так определили отцы, мы какую нужду имеем преступать определения их и производить раздор в Церкви Божией? Не знаешь разве, что нарушающий постановления отцов подлежит отлучению? Смотрите, что вы сделали, и все еще пребываете во зле! Если бы ты сказал мне, что они появились с шестого Собора, то сказал бы нечто, хотя и так оно не имело бы смысла; а если они начались с пришествия Христова, то ничего не можешь сказать против них. Скажешь ли мне, что отцы шести Соборов озабочены были ниспровержением иных богохулений и ересей? Но что, скажи мне, хуже идолослужения? И почему они упразднили менее опасное, а тягчайшее всех оставили на погибель народу?

Скажешь мне, что отцы ни покланялись им, ни имели их в виду? Как же Златоуст сказал: «Я и слитое из воска изображение люблю»? - Как святый Григорий Нисский сказал, что никогда не видел иконы этого страдания [1] без того, чтобы не проходить мимо без слез, а святый Василий должен был приложить столько усилий в Кесарии, чтобы написать икону Христа? А ты говоришь - не покланялись им! Какой же человек, видя на иконе Господа распятого, не поклонится?

Скажешь ли с пророком Давидом, что идолы язычников сребро и золото, произведения рук человеческих, имеют уста и не говорят (Пс.113:12-13), и прочее? Они действительно были таковы, как сказал пророк. Но язычники считали те изображения за богов, а Бога вовсе не знали. Мы же не так, да не будет! Но, как сказал уже, чту Святую Троицу нераздельную, святую Богородицу и всех святых, по усердию и великой к ним любви покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, подобно еллинам, но как начертание краткое и удобовразумительное, как приняла их Церковь; посему они и говорят и не немы, подобно идолам язычников, как и всякое читаемое писание говорит и не немотствует. Посему говорит Златоуст: «Я люблю и слитое из воска изображение».

Скажешь, «не кланяюсь предметам рукотворенным»? Но и церковь сделана руками, и крест, и Евангелие, и жертвенник, и прочие сосуды церковные. Скажешь ли, «никто не видел ангелов, как же живописуют ангелов»? В действительности часто видели их святые. Святая Богородица видела Гавриила, видели миронисицы, когда пришли ко гробу, апостол (Петр) в темнице и под стражею, пророки Исайя, Иезекииль и Даниил, и вообще многие святые видели ангелов, поскольку могли видеть...

Скажешь ли, что это поколение обоготворило их? А ты должен учить народ, как надлежит почитать их. Ибо как прикажешь: если селянин и простец встретит слугу царского и поклонится ему как царю и скажет ему «помилуй меня, владыко благий!», чтобы наказан был смертию и поклонившийся, и принявший поклонение? Несправедливо, потому что по неведению сделал это. Но следует людям сведущим вразумить неопытного, что это не царь. Потому что царь пребывает во дворце и никто его не видит, разве когда явится со славою. Так надлежит учить тех, кои по невежеству боготворят икону Христову, что это не Христос во плоти, а икона Его. Потому что Христос пребывает на небесах, и никто Его не видит, не знаю - разве когда явится во второе пришествие Свое. И, конечно, они вразумились бы и покланялись как следует. На то есть епископы, чтобы учить народ, как нужно веровать и как молиться...

Теперь скажи мне наконец: кому будем следовать? Святому Василию или Пастиле, погубившему многие души? Кого станем слушать? Святого Иоанна Златоуста или Трикаккава, учителя нестроения и пагубы, и преимущих из тех (иконоборцев)? Кого станем слушать? Святых шести Вселенских Соборов или безглавого сего [2] и отверженного Богом и святыми Его?.. Кто не осмеет этого Собора? И посему знайте, что он неподлинный и неприемлем Богом и святыми Его, и непристойно называть его Собором, но сонмищем иудейским, ибо, подобно ему, состоялся против Спасителя. Поелику злоначальный враг наш диавол, изначала воюющий на род человеческий, видя, что народ еврейский был любим Богом, позавидовал ему и погубил его, и вложил в них мысль лукавую, что Христос не есть Сын Божий, а обманщик и хочет погубить род еврейский; но схвативши, убейте Его. И священники иудейские, составив сонмище и от лица диавола приняв умысел против Спасителя, чтобы схватить и умертвить Его; и, смешавши уксус с желчию, наложили губку на трость и поднесли к устам Его; и, взявши копье, пронзили бок Его, и предали себя диаволу. Подобно так же оный враг наш диавол, видя род христианский любезным Богу, весьма позавидовал ему, и, желая погубить его, вложил в тех (иконоборцев) лукавую мысль: то поклонение есть идолослужение; а вы пренебрегите его и отстаньте от него, так как (иначе) погибнете. И составивши сонмище, и сами приняв от диавола умысел против иконы Христовой, присудили, вместо телесного распятия, попрать ее ногами своими. Подобно и они, смешавши воду и известь и наложивши губку на дерево, приложили к лику изображения Его, и, вместо копья взявши меч, выколупали его. Исполнили и они деяние иудеев и сами себя предали диаволу. О несчастие, о прельщение на христиан, потому что и они бросились в пропасть иудейскую! Горе тебе, диаволе, враждебниче Богу, потому что смешал христиан с иудеями.

Нравственное приложение

Умоляю вас, воспряньте от сего мрака и ослепления. Потому что диавол, когда хочет погубить человека, ослепляет ум его, чтобы он не познавал добра (2Кор.4:4). Мы же вникнем в Писания и Предания отцов, и отцам станем подражать; и как застали Церковь, так и пребудем при ней, такою и передадим ее (родам последующим). Не будем отлучать себя от отцов наших, чтобы грядущее другое поколение не анафематствовало нас и не отлучило; и воистину, нисколько (тогда) не принесут пользы пределы земли, да удостоит меня Бог быть в общении с шестью Вселенскими Соборами и иметь участие с ними, а не с безглавым сим и разбойническим собором. Бог же мира и утешения (Рим.15:5; Евр.13:20) по Своей милости да избавит нас от настоящей и всякой ереси и сподобит удержаться в православной вере во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков, аминь.

Примечания:

1]. Т.е. изображения жертвоприношения Авраамова.

2]. Речь идет об иконоборческом соборе 754 г.

(Источник: Pagez.ru)

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=44781&p_comment=belief




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме