Доклад генерал-майора в отставке Александра Владимировича Черкасова на V Сборах военного духовенства

0
175
Время на чтение 16 минут
Необходимость и содержание специальной подготовки священнослужителей для работы в Вооруженных силах России и основные направления их деятельности
Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший владыка! Ваши Высокопреподобия! Всечестные отцы! Братья и сестры. Товарищи генералы и офицеры.
В 1992 г. представителями Вооруженных сил России был впервые поставлен вопрос о необходимости восстановления института военных и морских священников. Поддержав принципиально эту идею, Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий II указал, что главное найти и подготовить священников для её реализации.
Уже в 1992-1993 гг. определилась группа священнослужителей, которые первыми проторили дорогу в армию и на флот.
Это - священник Федор Соколов (вечная ему память), владыка Савва Волков, священники Валериан Кречетов, Дмитрий Смирнов, Константин Татаринцев, Александр Салтыков, Николай Кравченко, Феофан Замесов, Савва Молчанов, Николай Соколов, Михаил Васильев, Александр Федоров, Василий Шпак, Михаил Ялов и многие другие, которые начинали эту работу и сегодня продолжают ее.
На предыдущих 4-х сборах в Калининграде о. Дмитрий Смирнов отметил уникальность процесса сближения ВС и Русской Православной Церкви. Она в том, что всё происходит по велению души и сердца, ничего не навязывается сверху директивно. Прошло 15 лет, пройден большой путь. Но есть и большая неудовлетворенность, хотелось сделать больше, но не смогли, сил не хватило.
Сегодня от имени и по поручению многих моих товарищей и сослуживцев хочу сказать искреннее и сердечное спасибо перечисленным и многим другим священнослужителям Русской Православной Церкви за их бескорыстный и самоотверженный труд. Вечно живет то, что делается бескорыстно. Они были и останутся первыми. Их имена навсегда останутся в истории Вооруженных сил новой России.
Путь пройден большой и результаты впечатляют, особенно если знать, как трудно было начинать под крики, а часто и злобный вой псевдолибералов, псевдодемократов и т.н. правозащитников. Больше всего они боятся единения армии и Русской Православной Церкви, прихода православных священников в воинские части, вузы и на корабли. Они прекрасно понимают, что Православие - это несокрушимый Дух армии и флота России. Поэтому и пытаются мешать нам, подбрасывая разные заумные вопросы. Ссылки на Конституционное положение об отделении Церкви от государства и его светский характер не что иное, как лукавство. Этого или от злого умысла, или от нежелания работать, или незнания и маскировки того и другого заумными, но пустыми рассуждениями.
За 15 лет всё детально обдуманно, сказано и даны все разъяснения. Хватит рассуждать и объяснять. Не надо отвлекаться! На это и расчет, что мы остановимся, будем кому-то, что-то доказывать и терять драгоценное время. Надо идти вперед, ибо сказано: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (От Матф. 7:6).
Правовые трудности для работы священнослужителей в армии и на флоте мнимые, запретов на работу священников в Вооруженных силах в законодательстве России нет. Есть мировой опыт. Во многих странах существуют более жёсткие, чем в России правовые нормы отношений государства с религиозными организациями, но это не мешает священникам различных конфессий официально работать в армии и на флоте. Светский характер этих государства не является препятствием для создания в их Вооруженных силах военно-религиозных служб. В январе с.г. в рамках работы XV Международные Рождественских образовательных чтений на заседании секции "Церковь и Армия" под руководством протоиерея Дмитрия Смирнова и игумена Саввы Молчанов очень подробно и конкретно обсуждалась проблема образования и подготовки военных священников. Впервые это было сделано так конкретно и подробно.
Теперь надо идти вперед, помня древнее изречение "Non progredi, est redredi", нельзя упускать инициативу, снижать напряжение в работе и темпы движения вперёд.
Почему в Вооруженных силах сохранятся недопонимание роли священника в армии и на флоте?
Первая причина, это вопиющее незнание офицерским составом истории и роли Русской Православной Церкви в строительстве армии и флота, это незнание и непонимание офицерами духовных истоков побед русского оружия, в т.ч. изумлявших весь мир побед Суворова, Ушакова, Кутузова, Скобелева и других выдающихся полководцев и флотоводцев России.
Мы имеем успешный и уникальный исторический опыт создания стройной и детально продуманной системы духовно-религиозного и духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота России на основе Православия.
Подобного опыта никогда не было ни в одной армии мира. Наши выдающиеся военачальники все дело воинского обучения и воинского воспитания осуществляли в неразрывном единстве с духовным воспитанием своих воинов, сами лично содействовали этой работе и руководили ею. Но этот опыт сегодня по-настоящему не востребован. Стыдно и недопустимо, что современные офицеры и генералы не знают и нигде не изучают опыт духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота нашими прославленными полководцами. Многие из них даже о "Науке побеждать" А.В.Суворова знают лишь понаслышке.
Вторая причина, это отсутствие должной подготовки священников к работе в Вооруженных Силах. Дальше разговоров дело не идёт. Их нигде и никто к этому не готовит. Часто они не понимают сути армии, смутно представляют содержание и смысл воинской службы, а потому не видят своей роли, не находят своего места и неправильно себя ведут.
Священнослужитель, прежде чем идти к военным людям должен знать особенности их мышления, их психологию и ментальность, особенности восприятия военнослужащими всего окружающего и себя в окружающей обстановке. Есть детали, которые некоторым могут показаться мелкими и незначительными, но которые часто могут определить отношение военнослужащих к священнику.
Многим генералам и офицерам претит упрощенный подход со стороны некоторых священников к воинским правилам поведения и традициям, к нашим душевным переживаниям и духовным потребностям. Например, быстрый переход некоторых батюшек к обращению с офицерами на "ты".
Это не грех гордыни, а отторжение на подсознательном уровне, изначально не достаточно уважительного отношения ко мне как представителю Вооруженных сил и к моему трудно и честно заслуженному высокому воинскому званию офицера, генерала.
Есть "гордыня", "само возвеличивание и само любование" и это грех. А есть гордость за офицерское звание и за свою принадлежность к армии и флоту России, к святому делу защиты Отечества.
Священник должен учитывать особенности, традиции армии и флота, но и не подстраиваться под нас. В связи с этими хотел бы привлечь внимание священнослужителей к одной проблеме, которая меня как военного профессионала очень беспокоит.
Речь идет об упорно навязываемой либеральными политиками типа Хакамады, Немцова и многими СМИ ("МК", "КП" и т.п.) идеи, что священники придут в армию для борьбы с т.н. "неуставными взаимоотношениями" и "дедовщиной", для укрепления воинской дисциплины.
За моей спиной 43 года службы и работы в Вооруженных силах. Поверьте мне, это очень опасная идея. Проанализировав проблему мы приходим к выводу, что это не что иное, как замаскированная попытка нанести ущерб Православной Вере и Русской Православной Церкви, лишить смысла её служение в Армии, дискредитировать Церковь, священнослужителей, саму идею военного духовенства.
К сожалению, из-за духовной необразованности и исторической безграмотности подобные мысли находят поддержку в военной среде. К еще большему сожалению и некоторые священнослужители проявляют готовность укреплять воинскую дисциплину, бороться с "дедовщиной" и "неуставными взаимоотношениями". Большая ошибка, с далеко идущими негативными последствиями.
Возложить эти задачи на священников, значит дать повод для постоянных упреков и обвинений их в безсилии и неумении работать. Это недопустимо. Не Ваше это дело, честные отцы укреплять воинскую дисциплину. Командир и зам. по воспитательной работе пусть этим занимаются.
Не одно десятилетие я занимаюсь проблемами воинской дисциплины и морального состояния личного состава, диссертацию защитил по этой тематике. Смею утверждать, что "дедовщина" всегда была и будет, это явление генетически присуще всем армиям мира. И "неуставные взаимоотношения" были, есть и будут, люди не могут общаться только по уставу. И воинскую дисциплину всегда будут нарушать.
Проблема превращения "традиционной дедовщины" и "нормальных неуставных взаимоотношений" в глумления, издевательства и преступления сложная, самовоспроизводящаяся психологическая проблема и никакой батюшка в полном объеме ее решить не сможет.
Священнослужители, несомненно, и положительно будут влиять на положение дел в войсках, в том числе и на воинскую дисциплину, если они будут заниматься исключительно своим делом: духовным воспитанием военнослужащих, проповедью Слова Божьего, индивидуальной душеспасительной работой с военнослужащими, их духовно-религиозным образованием.
Нам всем следует понять, что священники вводятся в армию не в качестве помощников командиров и начальников.
Занимаясь с 1992 года по зову души и по благословлению сначала архимандрита Кирилла Павлова, иеросхимонаха Моисея Боголюбова, а затем и Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II вопросами взаимодействия Вооруженных Сил РФ и Русской Православной Церкви я часто задавал себе вопрос: "Зачем в армии священнослужители?" и экстраполировал возможные ответы на себя.
Всегда, независимо от звания и должности мне важнее всего было получить от священника утешение души, успокоение сердца и ума, которые часто бывали в смятении.
Священник в армии - это, прежде всего, носитель духовного опыта и духовный утешитель, в любой ситуации священник призван наполнять сердца и души воинов Благодатью Духа Святого.
Сегодня это особенно важно и очень трудно.
Важно потому, что, не успев освободиться от государственной атеистической идеологии, наш народ подвергся страшной духовной агрессии. Над основополагающими духовными ценностями народа и защитников России, нависла опасность их полной утраты и это самая большая угроза будущему России. Это надо остановить.
А очень трудно это потому, что Вооруженные силы - инерционный институт, и эта инерционность сохраняется во взглядах на природу и ведения войны, подготовки и воспитания личного состава.
Большинство современных отечественных военных теоретиков и практиков твердо стоят на материалистических позициях марксизма-ленинизма, их взгляды на войну, подготовку и воспитания личного состава опираются на методологию исторического материализма и другие догмы безбожной бездуховной государственной идеологии нашего недавнего прошлого.
Война неумолимо меняет свое лицо. До недавнего времени вооруженная борьба играла едва ли не главную, единственную и решающую роль в ходе и исходе войны. Сегодня ее роль часто носит демонстрационный, обеспечивающий, устрашающий и подстраховывающий характер, а итог определяется использованием других сил, средств и способов борьбы.
Основным содержанием войны все больше становится противоборство в духовной, нематериальной сфере, когда победа в войне будет достигаться за счет духовного превосходства, несгибаемой моральной и психологической стойкости одной из противоборствующих сторон. Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе специальных тренировок и на основе специальных методик (такая подготовка тоже нужна), а полное превосходство духовного, морального характера, на основе глубокого осознания правоты и справедливости воинского служения Отечеству, на основе понимания, что твое дело освящено Божьим Промыслом.
Основания для подобных выводов дает анализ хода и исхода всех войн и вооруженных конфликтов, имевших место после второй мировой войны, в которых многие цели достигались не вооруженной борьбой, а иными эффективными средствами, например проведением специальных психологических операций, активным информационно-психологическим воздействием, ложью и дезинформацией общественного мнения отдельных государств и мирового общественного мнения.
За последние десятилетия ХХ и начала XXI в. изменилось все, что влияет на генезис, эволюцию и характер войн и вооруженной борьбы, а система знаний о войне изменилась менее всего. Необходим решительный и бесстрашный пересмотр устоявшихся взглядов и представлений о сути войны, поиск истинного понимания явления войны, особенно ее глубинных духовно-нравственных аспектов.
В связи с вышесказанным мы обязаны по-новому оценивать возможные последствия духовного кризиса, охватившего сегодня все сферы и все слои нашего общества.
Для Вооруженных Сил угрожающими являются кризисные явления в любой области, но наиболее опасным является духовное, морально-нравственное опустошение военных людей, потеря ими духовных основ, нравственных ориентиров жизни, а сегодня мы стоим перед суровой и реальной перспективой полного уничтожения духовной основы воинской деятельности, ратного труда, воинского служения Отечеству. Связано это с опасной и губительной, а потому неприемлемой для России идеей перехода к комплектованию Вооруженных сил только на контрактной основе и отказа от службы по призыву.
Это вроде бы и не по теме, но хочу об этом сказать, надеясь на резонанс такой авторитетной и представительной аудитории.
Возражений, и достаточно серьезных, против этого перехода очень много: экономического, демографического, правового, геополитического, мобилизационного и иного характера.
Но главное возражение в том, что комплектование Вооруженных Сил России только по контракту подрывает и уничтожает с корнем основное качество воинского служения в России - его духовное наполнение, его духовную и национальную самобытность. Меняется глубинный, освященный тысячелетней верой и традицией смысл ратного труда. Разрушается высокий духовный, морально-нравственный стержень, который всегда был присущ русскому воинству, воинская служба превращается из высокого и святого служения Отечеству в наемное ремесло.
Некомпетентные рассуждения о профессиональной армии, контрактной и альтернативной службе заполонившие почти все средства массовой информации, послужили в недавнем прошлом и служат, к сожалению, и сегодня средством унижения самих понятий воинской службы, воинского и патриотического долга.
Фридрих Великий справедливо говорил, что русского солдата мало убить, его еще и мёртвого надо повалить. И не случайно заявлял Наполеон, дайте мне русского солдата и я завоюю весь мир. Таким русский солдат был и пока такой он в своей основе и остается. Но ещё немного, и армия превратиться в организацию вооруженных людей, объединяемых далеко не духовными целями и именно это может стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой не смогут ликвидировать никакие успехи в экономике, не дальнейшее продвижение реформ и т.п.
Вся военная история страны и ее Вооруженных Сил позволяют нам утверждать, что полный переход на контрактную систему комплектования армии и флота недопустим в духовном, разрушителен в нравственном плане, обременителен и неподъемен для страны и народа в экономическом отношении, не эффективен с чисто военной точки зрения, ибо не решает проблем улучшения качественных характеристик военнослужащих армии и флота, подготовки мобилизационных ресурсов и многих других важных проблем обороноспособности страны и боеспособности ее Вооруженных Сил.
Исторические исследования свидетельствуют, что как только какое-либо государство поручало свою защиту наемникам, оно неминуемо разрушалось и исчезало с исторической арены. Судьбы Римской империи и Византии - тому убедительное подтверждение.
Показателен и факт покорения Наполеоном европейских государств, на воинской службе которых использовались наемные армии. И не случайно его блистательные победы закончились в России. Русскую землю и Веру православную защищали не наемники, а ее сыновья в военной форме, а помогал им весь русский народ. Российская империя была отеческим домом для всех народов, ею объединенных, и все они вместе с русским народом защищали свое Отечество в Отечественной войне 1812 года.
Патриотизм заключен в самой сути Православия. Русская Православная Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке и обществе. "Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу...", - проповедовал Святитель Феофан Затворник (Журнал "Пастырь". М., 2005г.).
И не только коммунистическая идеология явилась источником героизма и стойкости нашего народа в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией, а воспитанная веками внутренняя потребность защищать Отечество "не щадя живота своего". Советский Союз выстоял и потому, что народ сохранил эту внутреннею готовность защищать Родину. Обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси смогло в нашей официально атеистической стране поднять и объединить все слои общества на всенародную борьбу с врагом. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они ее защищали вместе.
И кто бы, что не говорил, сегодня объективно только Православие и Русская Православная Церковь последовательно и во всей полноте противостоят духовному разрушению России и ее армии и флота. Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом для воинского и патриотического воспитания военнослужащих российских Вооруженных Сил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные идеалы и нормы, внутреннюю, нравственную чистоту, правду и силу.
Поэтому так необходим приход в армию и на флот православных священнослужителей. Отсюда вытекает и главная задача военного и морского духовенства - вернуть высший духовный смысл воинской службы, возродить Православный Дух Армии и Флота России. Именно эта высокая цель и должна определять основное содержание подготовки и работы военных священников.
Это концептуальный ответ на вопрос, каким должен быть военный священник. Но одной концептуальности мало, нужна детальная разработка проблемы. Сегодня этим занимаются многие генералы и офицеры Баранов В.П., Золотарев О.В., Коротков А.И., Курылев В.М., Овчинников В.Д., Опарин М.М. Поликарпов В.М., Суровцев А.И. Сергеев К.Г., Шаталов А.Ф., Шатохин В.Я., и многие другие.
Наше соборное мнение едино в том, что священникам для работы в армии и на флоте необходимы глубокие знания:
истории государственного и военного строительства России;
истории войн и военного искусства, военной истории России;
конституционных и законодательных основ строительства Вооруженных Сил РФ, их организационно-штатной структуры и т.д.
Военный священник должен знать происхождение и понимать значение воинских традиций, символов, знать историю вида ВС, рода войск, соединения, части, где он служит.
Важно, чтобы военный священник знал и правильно понимал основные положения общевоинских уставов, обязанности военнослужащих, порядок подчиненности, основы воинских взаимоотношений и правил воинской вежливости.
Вопрос подготовки священников сложный, а процесс развертываний системы их подготовки длительный. Но не надо ждать законодательного решения о введении института военного и морского духовенства. Работу необходимо вести сегодня и одновременно по двум направлениям:
- первое, что надо делать - это вводить в минимально необходимом объеме военную тематику в программы духовных семинарий и академий, в систему духовного образования священников. Мы готовы оказать как теоретическую, так и практическую помощь;
- и второе, необходимо вводить элементы духовного образования в программы военных вузов и создавать в них факультеты православной культуры по опыту академии имени Петра Великого.
Кстати в конце 1996 г. в Министерстве обороны по этому вопросу было принято принципиальное решение и его никто не отменял.
Второй такой факультет видится в Военном Университете МО, где готовят т.н. "воспитателей", здесь наше обращение к ГУВР как основному заказчику ВУ. Мы готовы помочь, есть планы, программы, люди, даже финансирование. Необходимо принципиальное решение руководства Минобороны, а конкретно ГУВРа.
Позволю себе немного самокритики. Некоторое время назад Вооруженные Силы были в авангарде взаимодействия с Русской Православной Церковью, а сегодня появляется ощущение, что они сбавляют темп и явно начинают выпадать из общей парадигмы развития взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и обществом. Особенно это заметно на примере военного образования, которое закапсулировалось и далеко отстало в сотрудничестве с РПЦ от гражданских вузов.
Это заявление не голословно, вот конкретный факт. В январе с.г. я имел честь участвовать в работе всех пленарных заседаний XV Международных Рождественских Образовательных Чтений. Какое богатство мыслей. Какой замечательный и поучительный опыт. Правда, очень жаль, что из поля зрения Рождественских Чтений полностью выпали темы духовных основ военного образования, системы духовного образования и воспитания военнослужащих.
Но наиболее обидно было за то, что в работе чтений не участвовали военные вузы. Не было от Министерства обороны ни приветствия, ни доклада, ни выступления, хотя оно имеет мощную и наукоемкую систему военного образования и научно-исследовательских учреждений. Есть целое управление военного образования. Совершенно непонятно почему оно не участвует в подготовке международных, образовательных чтений.
Разве Министерству обороны не важна тема консолидации общества по вопросам воинского служения Отечеству и его защиты? Или ему безразлично осмысление и стратегия воспитания молодежи, а именно этой проблеме были посвящены и пленарные доклады, и специальные конференции, круглые столы, семинары. Несомненно, актуальны для Вооруженных Сил процессы и проблемы восстановления системы российского образования на принципах преемственности культурно-исторических традиций и т.д.
Через полгода очередные Чтений, хорошо бы всё это учесть и централизованно решить вопрос об участии Министерства обороны, особенно военных вузов в их подготовке и проведении.
В заключение несколько предложений и мыслей для соборного обсуждения.
Необходимо налаживать прямое и конкретное взаимодействие на уровне военных институтов, университетов и духовных семинарий, академий.
Сегодня мы имеем методический материал, программные материалы, опыт организаторской работы. Основываясь на этом, можно создать, например, в МДА "Факультет воинской культуры России" или "Факультет военного образования священнослужителей", а Духовной семинарии создать на общественных началах "Военную семинарию имени А.В.Суворова". Как вариант можно создать при Московской Духовной Академии и Московской духовной семинарии Центр военного образования (просвещения) священнослужителей.
Если будет поддержка со стороны участников настоящего собрания, Фонд "Омофор", который я имею честь представлять готов участвовать в разработке проекта и организации работы Факультетов и Военной семинарии или Центра. Мы готовы подготовить и представить этот материал для критического анализа и конструктивного обсуждения. Важно понять в принципе мы за или против этой идеи.
Вера, Церковь, священник призваны облагораживать военное дело и военных людей. Все мы осознанно или неосознанно, интуитивно ждем от общения со священнослужителем прикосновения с Божьей Благодатью, жаждем духовного возрастания и морального совершенствования и бываем жестоко разочарованы, обманувшись в своих ожиданиях.
Военнослужащим сегодня очень нужны знания и разъяснения по нравственным вопросам войны и военного дела:
1. Первое. Сочетание заповеди "Не убий" и необходимости убивать человека в бою. Это основное нравственное противоречие войны. Здесь необходимо глубокое духовное обоснование и нравственное оправдание убийства человека на поле боя.
2. Второе, тесно связанное с первым. Православный воин не может вести себя американские солдаты в Ираке, которые под влиянием животного страха стреляют не думая, уничтожая всё, что шевелится, движется, лишь бы выжить. Мы же должны воспитать победоносного воина и в тоже время не допустить его озверения, превращения в хладнокровного убийцу, воспитать в нем милосердие к мирному населению и великодушие к побежденному противнику.
3. Для нравственного оправдания войны в защиту Отечества часто используют Евангельские слова: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин.15,13). Но надо разъяснить военнослужащим, как соотнести их со словами Христа: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас" (Матф. V, 38).
4. Воинам идущим в бой необходимо глубоко разъяснять великий и спасительный смысл Воскресения Христова, его учение о безсмертии и спасении Души. Он должен знать и понимать смысл заключительных слов Символа Веры: "Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века".
Обобщенно и ярко сказано о роли военных священников в исторической записке подготовленной по случаю столетия введения императором Павлом (4 апреля 1800 г.) института военного священства:
"...военные священники всегда были достойными пастырями беззаветно храброго христолюбивого воинства, безропотно переносили тяжести походной жизни, бестрепетно ходили со своими частями на штурмы, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, заключение в плену; много было духовных героев, по свойственному им смирению их подвиги не известны в литературе...".
Видимо эта оценка и должна стать основным критерием при разработке теоретических основ и практических программ подготовки военного и морского духовенства для современной армии и флот России, и при ответе в целом на вопрос, каким должен быть и какую подготовку должен иметь военный священник.
Во все времена несокрушимый православный Дух был главным оружием русских воинов. Присутствие высокого и крепкого Духа необходимо им и сегодня. Вернуть высший духовный смысл воинской службы можно лишь на основе Православной веры, с помощью Русской Православной Церкви и её самоотверженных сынов военных священников. Только с их помощью можно возродить систему духовного воспитания, разработанную нашими выдающимися военными мыслителями и военачальниками, духовными пастырями прошлого.
Честь имею!

ПОБЕДА.RU
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06