Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Выступление заместителя председателя ОВЦС Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина на Сборах военного духовенства

Победа.Ru

27.06.2007

Огромная радость побывать в нескольких воинских частях Новгородской епархии, посетить военкомат этого региона. Я отметил одну очень важную вещь - командиры проявляют настоящую, самую неподдельную заботу о тех молодых людях, которые сегодня приходят служить по призыву. Это очень важно, потому что армия все больше и больше становится местом воспитания и часто единственным местом воспитания для людей, которые сегодня в сложных условиях взрослеют и приходят в армию, может быть, для того чтобы в первый раз ощутить, что такое Отечество, что такое настоящая взрослая жизнь, что такое место нашей страны в мире.

Мне кажется, что вот эта забота, это ощущение себя россиянином, сегодня поддерживается в Вооруженных Силах не в последнюю очередь потому, как хочется надеяться, что сегодня развивается взаимодействие Церкви и Армии. Развивается как нечто естественное, как продолжение той заботы, которую проявляют сегодня командиры о солдатах и как очень важная часть нового становления России, как свободного народа, как народа, который ощущает свою независимую роль в мире, как народа, который никого не боится и способен самостоятельно влиять на очень непростые сегодняшние процессы.

Мы знаем массу случаев, когда в истории гибли народы, которые имели много денег, имели большие территории, имели много оружия, но оказывались бессильны перед наступающей вражеской силой, потому что потеряли себя духовно, потому что не имели четкого понимания своей миссии в истории, не знали, что им нужно, не знали, что такое хорошо и что такое плохо. Без этого понимания своей роли в истории, в тех процессах, которые протекают в мире, не устоит и не будет сильным ни один народ. Поэтому, как мне хочется надеяться, присутствие Церкви в Вооруженных Силах, во всех структурах, где есть люди, носящие оружие - это забота, помощь, участие, но, наверное, в первую все-таки очередь это возможность дать людям смысл жизни, смысл жизни человека, как личности и смысл жизни человека, как части соборного организма страны. Без этого смысла жизни незачем жертвовать собой, незачем нести тяготы. Если такой смысл жизни есть, никто не страшен, потому что даже самое страшное, что может с человеком случиться - смерть - не так страшна, потому что есть вещи выше смерти, есть вещи выше собственной выгоды, собственного блага. И вот об этом, наверное, священник с особой силой, силой веры может сказать сегодня солдату и офицеру. И если этого не говорить, мы при всех деньгах, при всей силе оружия, при всей территории можем оказаться беззащитными.
Мы должны ощущать себя как православная страна, как центр самостоятельной цивилизации. И это нисколько не умаляет роль других традиционных религий в жизни Армии, эта роль должна быть максимально развита. Сегодня в Армии есть люди разных вероисповеданий, есть люди пока, и именно пока, как хочется надеяться, далекие от веры.

Когда противники присутствия Церкви в Армии говорят, что это присутствие разделит наших солдат и офицеров по вероисповедальному признаку, я думаю, что это совершенно ложные страхи. У нас сегодня рождается сотрудничество традиционных для России религий, в том числе, в сфере пастырской заботы о военнослужащих. Присутствие традиционных религиозных общин в Армии также естественно, как оно было естественным всегда, и также естественно, как оно является естественным для большинства стран мира.

Мы знаем, что армии самых разных стран имеют в своей структуре капелланов, которые представляют разные религиозные общины, и это не разделяет, а объединяет, если мы действительно объединены общими ценностями, общим служением нашему Отечеству, как духовно независимому народу, как народу, который ощущает себя сильным самостоятельным центром мировых процессов.

Единственное от чего хотелось бы предостеречь - это от миссионерского соревнования в армии. Сегодня оно, наверное, уже уходит в прошлое, но помню времена, когда неявственного происхождения миссионеры под видом благотворительной деятельности, под видом социальной помощи, под видом культурной деятельности, каких-то контактов проникали в воинские части, военные учебные заведения и там вели свою деятельность, несмотря на то что в этих воинских частях, учебных заведениях практически не было последователей тех религиозных учений, которые представляли миссионеры. Т.е. они вели ярко выраженную деятельность, направленную не на то, чтобы помочь уже имеющимся своим последователям, а для того, чтобы обратить в свою веру тех, кто находился в этих воинских частях и учебных заведениях. Я думаю, что этого в Армии быть не должно. И такому отказу от миссионерской конкуренции в Вооруженных Силах учит нас опыт любой нормальной страны, которая считает себя в праве контролировать то, что происходит в идеологической сфере в войсках.

И последнее, что хотелось бы сказать. Сегодня очевидно, что опыт взаимодействия Церкви и армии в полной мере состоялся. Об этом говорят сегодняшние сборы, и мне хотелось выразить огромную благодарность командованию Дальней Авиации, и в целом руководству Военно-воздушных сил, и руководству Нижегородской области, и высокопреосвященному архиепископу Льву и его соработникам по Нижегородской епархии. Особая, конечно благодарность, его высокопреподобию отцу Димитрию Смирнову и его коллегам по Синодальному Отделу за то, что эти Сборы были проведены здесь. Это еще раз дает батюшкам, которые служат в этой сложной области церковной жизни почувствовать солидарность, почувствовать взаимопомощь. Сам факт этих Сборов говорит о том, что взаимодействие между Церковью и Армией стало неотменимым и неизгладимым фактом нашей жизни. Любому непредвзятому человеку очевидно, что это взаимодействие приносит пользу.

Нас пугали в 90-е годы, когда я был одним из первых людей, которые устанавливали контакты между Церковью и Министерством Обороны, между Церковью и иными ведомствами, которые располагали вооруженными формированиями, что будет разделение, неприятие, конфликты, будет критика Запада ( а это у нас самое "страшное" всегда). Так вот все эти "страшилки" оказались далекими от жизни, и взаимодействие Церкви и Армии стало действительно частью нашей реальности. Сегодня очень важно, чтобы это взаимодействие получило со стороны высшего государственного руководства должную правовую и практическую поддержку. В этом нет ничего противозаконного, в этом нет ничего для России противоестественного, если мы берем наш исторический опыт, в этом нет ничего удивительного или неестественного для мировой практики. Много раз было сказано в самых разных контекстах, что нормой для мира является присутствие священника в Армии, и отклонением от нормы является его отсутствие. В тех странах, где отделение Церкви от государства является частью национальной идеологии - это США и Франция - есть постоянно действующее капелланство в Армии и оно имеет полную стопроцентную государственную финансовую и практическую поддержку.

Сегодня рождаются в спорах и дискуссиях мысли о том, как может строиться подобный институт в России. Но совершенно очевидно, что он естественен для любой уважающей себя страны, располагающей крупными Вооруженными Силами и нам, наверное, нужно развивать диалог с властью и с обществом, и с оппонентами о том, как поставить взаимодействие Церкви и Армии на прочную правовую и практическую основу.

Дай Бог успеха всем, кто, будучи священнослужителем, работает с людьми в погонах. Дай Бог успеха нашей Армии в том, чтобы она повышала свою мощь, развивала свою великую воспитательную роль в обществе и всегда была опорой России, как государства, страны, народа, знающего себе цену, знающего свою силу, и мирно и достойно выстраивающего свои отношения со всеми окружающими, друзьями или недругами, будучи уверена в том, что православная Россия является духовно сильной и независимой страной, которая имеет, что сказать окружающему миру и знает, ради чего она живет и здесь, в земной жизни, и в своей устремленности в вечность.

ПОБЕДА.RU



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме