Медицина особого назначения

0
88
Время на чтение 8 минут
В канун Дня медицинского работника в рамках работы пресс-клуба военных обозревателей при Управлении информации и общественных связей Минобороны состоялся брифинг начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ генерал-полковника медицинской службы Игоря Быкова, посвященный состоянию и перспективам развития системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Открывая брифинг, начальник пресс-службы Минобороны России полковник Вячеслав Седов поздравил медиков в погонах с их профессиональным праздником и сообщил, что недавно произошли знаковые изменения в статусе Главного военно-медицинского управления Минобороны. Речь идет о подчинении ГВМУ в мирное время министру обороны Российской Федерации, а в военное - начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Директива N Д-17 называется "О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинской службы ВС РФ".
Генерал-полковник Быков уточнил, что данный документ появился в результате комплексного рассмотрения положения дел за последние 10 лет в области медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ всеми заинтересованными сторонами: Генеральным штабом ВС РФ, командованиями видов и родов войск, округов, флотов, ГВМУ Минобороны РФ. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" на медицинском обеспечении только в Министерстве обороны РФ состоят 6,241 млн. человек, а всего в силовых структурах нашего государства - более 7,6 млн. человек. С полным основанием можно утверждать, что сегодня медицинское обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей гарантирует социальную и кадровую стабильность самих Вооруженных Сил. Недавно был проведен социологический опрос, результаты которого говорят сами за себя. Из 300 опрошенных командиров рот и батальонов частей постоянной готовности более 80 процентов, отвечая на вопрос о мотивах продолжения службы в ВС России, поставили во главу угла возможность решения трех проблем. Это надежда на улучшение материального благополучия и рост престижности военной службы, возможность получения квартиры и гарантии медицинского обеспечения самого офицера и его семьи при выходе на пенсию.
- Медицинская служба ВС РФ в мирное время, - отметил генерал Быков, - имеет в своем составе более 130 тысяч медицинских работников, из них около 16 тысяч - офицеры. Роль и значение медицинского обеспечения Вооруженных Сил России, как в мирное, так и военное время возрастают. И это объективный процесс. Боевая готовность Вооруженных Сил РФ все больше зависит от военного специалиста, военнослужащего-профессионала, жизнь и здоровье которого становится самой большой ценностью, а его скорейшее возвращение в строй - главной задачей обеспечения боевых действий войск.
При выработке решения о подчинении медицинской службы ВС РФ министру обороны России чрезвычайно важным стало то, что было выявлено устойчивое коренное различие систем материального и медицинского обеспечения в технологическом смысле. Если тыловое обеспечение сегодня построено по принципу периодического (1-2 раза в сутки) подвоза и снабжения от тыла к войскам, то система медицинского обеспечения строится по принципу непрерывного (днем и ночью) розыска раненых, их непрерывной эвакуации и поэтапного, последовательного и преемственного оказания медицинской помощи при решающем факторе времени. Практика показывает: при непосредственном подчинении командующему задача будет решаться наиболее эффективно и цена этому - тысячи спасенных жизней.
В ходе аналитической работы было выявлено и другое: в мирное время управление медицинским обеспечением, войдя в 1997 году в систему управления тылом, в значительной мере утратило оперативность и оказалось перегруженным несвойственными задачами. Сама специфика и условия деятельности Тыла Вооруженных Сил нейтрализовали контрольную деятельность медицинской службы над объектами тыла. Разве могла идти речь об эффективности и конечных результатах медицинского контроля и санитарно-эпидемиологического надзора за объектами и деятельностью Тыла ВС РФ в условиях, когда врач или эпидемиолог в своей служебной деятельности полностью зависел от заместителя командира по тылу?
- На протяжении всей истории существования регулярной русской армии, - напомнил генерал-полковник Игорь Быков, - коренным принципом управления медицинской службой являлось ее непосредственное подчинение командирам на всех уровнях. В Уставе внутренней службы ВС РФ только у двух должностных лиц в обязанностях записано, что они отвечают за "...принятие мер по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава..." - у командира и начальника медицинской службы.
Медицинская служба Вооруженных Сил РФ предназначена для медицинского обеспечения повседневной жизнедеятельности войск, войск (сил) постоянной готовности в вооруженных конфликтах, а также медицинского обеспечения отмобилизования и стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовки и проведения ими первых операций. С другой стороны, медицинское обеспечение Вооруженных Сил РФ - составная часть государственной системы здравоохранения, проводимая по территориальному принципу.
В структуре обслуживаемых контингентов военнослужащие составляют 19 процентов, военные пенсионеры и члены их семей - 15 и 42 процента соответственно. Для обеспечения прикрепленных контингентов медицинская служба ВС РФ имеет в своем составе 203 военных госпиталя на более чем 52 тысячи коек, 4 клиники военно-медицинских учебных заведений, 279 амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений, рассчитанных на 55 тысяч посещений в смену, 46 санаториев и домов отдыха. Затраты на военное здравоохранение России в 2006 году составили 6,6 млрд. рублей (0,8% от бюджета Минобороны), в том числе 3,6 млрд. руб. на содержание военно-лечебных учреждений.
На военное время вся эта инфраструктура переводится на боевой режим работы и составляет основу системы медицинского обеспечения войск (сил) в операциях, готовую к работе по предназначению уже через 1-2 суток.
Штатная численность медицинской службы ВС РФ мирного времени составляет порядка 16,5 тысячи военнослужащих и 136,4 тысячи человек гражданского персонала. Ежегодно в военных госпиталях и клиниках стационарное лечение получают более 800 тыс. военнослужащих; в амбулаторно-поликлинических учреждениях обслуживается более 14 млн. посещений, выполняется около 5 млн. лечебных процедур и около 16 млн. диагностических исследований, проводится более 100 тыс. амбулаторных хирургических операций. В дневных стационарах и стационарах на дому ежегодно получают лечение более 52 тыс. больных при средней длительности лечения около 8 дней.
- Хочу заметить, - подчеркнул начальник ГВМУ, - что это существенно превышает объемы работы структур, непосредственно подчиненных Минздравсоцразвития России, и составляет основную долю всего объема работы, осуществляемого в рамках единой системы медицинского обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
За последние 3 года организационно-штатная структура системы медицинского обеспечения претерпела существенные изменения. Было сокращено около 5 тыс. неразвернутых и неэффективно работающих коек, расформировано 19 военных госпиталей и лазаретов с загрузкой коечного фонда менее 50 процентов и обеспечивающих менее 1.000 военнослужащих. Данные мероприятия приносят ощутимый экономический эффект бюджету Минобороны России.
Однако система муниципального здравоохранения, где в настоящее время оказывается медицинская помощь пенсионерам Минобороны РФ и членам их семей, не способна взять на себя в полном объеме медицинское обеспечение. Анализ показывает, что для окончательной оптимизации структуры необходимо в течение 2007 - 2008 гг. дополнительно сократить около 2 тысяч неэффективно работающих коек, сделав при этом акцент на развитие сети дневных стационаров поликлиник, где койка обходится в 7,2 раза дешевле, а результаты лечения не хуже.
Особое место в медицинском обеспечении ВС РФ занимает санаторно-курортное лечение. Оно фактически является главным в системе реабилитационно-восстановительных мероприятий и позволяет значительно ускорить возвращение в строй военных профессионалов как в мирное, так и в военное время, сократить число инвалидов и отдаленных осложнений. Для выполнения поставленных задач Минобороны России располагает 46 санаторно-курортными учреждениями. В 2006 году санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом было охвачено более 192,2 тыс. человек, в том числе в военных санаториях более 168,7 тыс. человек.
По мнению главного военного медика, санатории Минобороны России в отличие от здравниц большинства других ведомств, которые больше напоминают гостиницы различного уровня, располагают мощными специализированными под различные виды патологии лечебными комплексами. Эти лечебные учреждения имеют, как и военные госпитали, совершенно определенное предназначение на военное время.
В "Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года", утвержденных Президентом Российской Федерации 17 августа 2002 г., сформулирована задача перехода к межведомственной унифицированной системе медицинского обеспечения. Одной из основных проблем в рамках перехода к этой системе остается проблема оптимизации сети военно-лечебных учреждений и создание территориальной системы медицинского обеспечения в самом Министерстве обороны Российской Федерации. При ее решении ГВМУ исходит из необходимости совершенствования системы медицинского обеспечения с целью ликвидации параллелизма и дублирования деятельности военно-медицинских учреждений, повышения социальной защищенности военнослужащих, независимо от места службы.
На сегодняшний день данная работа проводится только по учреждениям, содержащимся в численности Главного военно-медицинского управления Минобороны России. Только за последние пять лет сокращено 8,8 тыс. неэффективно работающих и неразвернутых коек, расформировано более 200 учреждений. Вместе с тем улучшение показателей использования коечной емкости осуществляется в основном за счет военных госпиталей центра и военных округов. Загрузка военных госпиталей центрального подчинения близка к оптимальной. Чего нельзя сказать о военных госпиталях видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений: там она существенно ниже, чем в центре. Это свидетельствует о недостаточно рациональном использовании ресурсов этих госпиталей. Анализ показывает, что их организационно-штатная структура не в полной мере отвечает структуре заболеваемости прикрепленных контингентов и требует коренного пересмотра с сокращением незагруженных коек.
Другой причиной неэффективного использования военно-лечебных учреждений в видах и родах войск ВС РФ является "местничество". Зачастую эвакуация больных из соединений и частей видов осуществляется только в свои видовые госпитали вне зависимости от их удаленности. При этом возможности близлежащих военных госпиталей окружного подчинения не учитываются и не используются. И это несмотря на то, что в соответствии с требованиями руководящих документов медицинское обеспечение ВС РФ осуществляется по территориальному принципу, который заключается в медицинском обеспечении войск независимо от видовой принадлежности обслуживаемого личного состава.
Показатели загрузки в военных санаториях и домах отдыха видов и родов войск Вооруженных Сил также ниже, чем в санаторно-курортных учреждениях центра. Прежде всего это связано с недостаточным развитием их материально-технической базы, что приводит к сезонной их недогруженности. В подходах к решению задач реформирования узковедомственные интересы доминируют над интересами государства.
В настоящее время 27 процентов военно-медицинских учреждений находится в подчинении главнокомандующих видов Вооруженных Сил, командующих родов войск, начальников главных и центральных управлений, а около 21 процента содержится вне численности медицинской службы. Такое положение дел крайне негативно сказывается на решении вопросов, связанных с оптимизацией организационной структуры военно-медицинских учреждений, ликвидацией дублирующих объектов инфраструктуры. Отсутствие единого руководства не позволяет качественно проводить мероприятия в рамках реформ, проводимых в стране Министерством здравоохранения и социального развития России.
- Могу доложить вам, - сообщил присутствующим журналистам начальник ГВМУ, - что работа, начатая нами еще в 2005 году, наконец получила практическую направленность. В этом году 6 июня начальником Генерального штаба ВС РФ была подписана директива о передаче в подчинение начальника медицинской службы ВС РФ военно-медицинских учреждений видов (родов) войск ВС РФ, главных и центральных управлений Минобороны РФ. Согласно требованиям вышеупомянутой директивы к 1 января 2008 года в состав медицинской службы перейдут 58 военно-медицинских частей и учреждений, 39 из них - в центральное подчинение, 19 - в подчинение начальников медицинской службы округов (флотов) по территориальному признаку.
Завершая пресс-конференцию, генерал-полковник медицинской службы Игорь Быков поздравил медиков и всех присутствующих с Днем медицинского работника и напомнил о тех приоритетных задачах, на решении которых будут сосредоточены усилия ГВМУ: создание системы медицинского обеспечения разновидовых войск (сил), приведение состава и структуры медицинской службы ВС РФ в соответствие с боевым составом российской армии и решаемыми на военное время задачами. Необходимо дальнейшее развитие комплекса медицинских сил и средств постоянной готовности. Важной задачей является совершенствование нормативной правовой базы военного здравоохранения, реформирование системы подготовки и распределения военно-медицинских кадров, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск, создание и модернизация технических средств медицинской службы.
- У нас есть все возможности, - подчеркнул Игорь Быков, - чтобы выполнить все эти задачи в срок и с высоким качеством. Ибо цена всех наших усилий - укрепление здоровья военнослужащих кадра и запаса, членов их семей.

http://www.redstar.ru/2007/06/16_06/1_01.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35