Мирный дух

0
308
Время на чтение 6 минут
Следующим уровнем миротворения есть устроение мирного духа в нашей душе. Об этом уже было сказано довольно много. Но напомним еще раз - мирный дух является критерием подлинности жизни во Христе. Никакое внешне христианское делание не является таковым, если оно не сопровождается утверждением мира, гармонией и духовной радостью о Господе. Смирение не является таковым, если ему сопутствует болезненное внимание к реакции окружающих. Умерщвление плоти не душеспасительно, если сопровождается раздражением на ближних. Труды милосердия не приближают к Богу, если требуют благодарности. Молитвенность не возвышает душу, если не порождает любовь. И так далее. Именно в этом контексте понятны слова прп. Серафима Саровского, отождествляющие стяжание духа мирна и Духа Свята. Каковы пути стяжания духа мирна о Господе?

Прежде всего - это смирение, послушание и покаяние. Любое делание ради Христа, осоленное смирением, рождает мир в душе. Смущение, растерянность, страх преодолеваются послушанием Господу и Его святой воле. Немощь наша покрывается Божественной Любовью в Таинстве Покаяния. Цельность, цело-мудрие христианской души необходимо связанно с доверием ко Господу и вручением себя в Его святую волю. И это тоже достигается упражнением: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие овладевают им" (Матф.11.12)

Каковы эти усилия? Пребывающих на высокой, совершенной стадии духовного возрастания учит сему аскетический опыт Церкви. Но достигнуть таковой высокой стадии ученичества - тоже огромный труд, который требует опыта, искусности, и - вновь повторим - смирения. Только "осоленный" смирением труд духовного делания призывает к душе очищающую и возвышающую благодать Божью.

А что делать человеку, стоящему на самом начале пути, человеку нашего "ужаленного времени", немощному насельнику последних времен? Я рискну здесь дать совет, который, боюсь, может в первый момент показаться соблазнительным. Но - уверяю вас - возможность соблазна может быть только в не-до-понятости совета, не-услышанности его смысла. И потому прошу вдуматься в то, что я сейчас скажу.

Есть понятия, описывающие объективно негативные состояния души. Состояния недобрые, эгоистичные, в психическом смысле - аутичные: равнодушие и безразличие. Мы, живущие в этом мире, хорошо представляем, что за сим скрывается: эгоцентризм, небрежение к нуждам ближних, способность на предательство и подлость. Даже если нам таковые чувства чужды, мы прекрасно осознаем, какими состояниями души они сопровождаются: холодностью, бесчувственностью, "мертвенным" спокойствием. Мы знаем, что такое равнодушие и безразличие - и не хотим с этим сталкиваться, и сами не желаем быть их носителями.

Но вот в чем мудрость: великое познается из малого, и новое может созидаться из казалось-бы негодных останков ветхого. Так Церковь Христова созидалась на фундаменте погрязшей в фарисействе Ветхозаветной Церкви. Так любовь во Христе познается как небесное продолжение её земного подобия. Так человек новый, обоженный, подвигом вырастает из человека ветхого, падшего. И тот же метод можно применить к созиданию мирного духа.

Итак, нам понятно, что такое равнодушие. Бесчувственность, душевная черствость, что есть своего рода хамство. Но давайте изменим одну букву в этом слове - как знак его нового значения: Скажем: РОВНО-ДУШИЕ. Ровность души. Её стабильность, её неподверженность внешним соблазнам и искушениям. Представим себе, как на какую-либо ситуацию реагирует человек равнодушный, и от того образа вознесем вверх свое ровно-душие; одухотворим равнодушие, превратив его в ровнодушие. В спокойствие, духовную уравновешенность - основанную не на эгоизме, не за самозамкнутости, а, наоборот - на открытости Богу, на доверии к Его Промыслу. Что бы ни было - все в Его Святой Воле. Все в Его руках, в Его Любви. И потому - все благо. Будем болеть душой о немощах и скорбях ближних (в этом отличие от плотского равнодушия), но не допустим смятения в своей душе, будем во всем и за всем видеть присутствие и волю Отца. Безразличие. Прочитаем это слово как "БЕЗ РАЗЛИЧИЯ". Без различия обстоятельств плотской жизни, наших пристрастий и предпочтений. Состояние не душевной тупости и бесчувствия, но духовной умиротворенности и уверенности. Уверенности в конечной осмысленности всего происходящего - если только мы сами в своей страстности не впадем в плотское самоволие и отвержение Бога. Если не начнем требовать от Него своего, своего понимания добра и зла, своего понимания правды. Если принимаем Его Истину с той доверчивостью, с какой малыши принимают правду родителей: "Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне: ибо таковых есть Царство Небесное". (От Матфея 19:14)

Итак, нам понятно, что такое безразличие и равнодушие. Это чувства, замкнутые на себе, на падшей человеческой природе, а, значит, и на первопричине этой падшести: на дьяволе. Но развернем их, откроем их Богу и вечности, и получим рОвнодушие и без-различие, чувства по аналогии земному понятные, но уже пресуществленные, святые: доверчивое во Христе спокойствие, умиротворенность, радость о Господе. Чувства не пассивные, но активные в любви - при том свободные от импульсивности и непостоянства любви земной. Чувства подлинно христианские.

Итак, на примере плотского, отталкиваясь о него, будем учиться возносить душу к Небесному. От низшего - к высшему. Как учил премудрый авва Иоанн Лествичник - "бей беса его же оружием".

Что еще можно сказать о практических путях стяжания христианского "духа мирна"? Опять же - тут нет запредельной нашему разуму и душе премудрости. Будь доброжелателен ко всем; как учил старец Савва Псково-Печерской обители: "Будь солнышком для всех". Есть очень простая житейская мудрость, которая вполне совмещаются с мудростью о Господе: "Всегда во всем и во всех старайся видеть лучшее".

И действительно - каждый человек есть сложный конгломерат качеств как положительных, так и отрицательных. И это как в мирском, так и в духовном смысле. Учись видеть в каждом ближнем, которого послал Господь тебе на пути, именно лучшее, и ты будешь исполнителем заповеди Христовой. Господь в притче о впадшем в разбойнике самарянине указал нам, кто есть ближний наш. Не тот, кто нам нравиться, или кто нам является единомышленником. Но тот, кто нуждается в нашей любви. А ведь, по сути дела, в нашей любви нуждается каждый, кого посылает нам Господь на путях жизни. Независимо от его положения, от его самосознания.

Слишком часто наша реакция на окружающих зависит от неких стереотипов: чиновник есть бюрократ и взяточник, бомж есть вор и лентяй, богатый коммерсант есть живодер и жулик, еврей есть масон и враг православия, политик есть лицемер и корыстолюбец, и пр. Страшнее всего такой негативный фон в отношениях между христианами: враги все, кто не такие, как мы. Причем это касается не только межконфессиональных отношений, но и внутриправославных: греки - лицемеры, новостильники - еретики; почитатели о. Александра Меня, диакона Андрея Кураева, о. Александра Шаргунова или о. Рафаила (Карелина) готовы по причине "идеологических" разногласий взаимно отказать друг другу в праве принадлежности к Церкви Христовой.

По моему убеждению - все это происки лукавого. Есть Церковь, и Судия в ней один - Господь. И в Церкви всегда были и есть, как в реке полноводной, разные течения и разные берега, но цельность реки то не отменялет. И любое разделение в Церкви (кроме соборного извержения еретиков) есть не от Отца: "Я уже не в мире, а они в мире, и Я к Тебе иду. Отче Святой, соблюди их во имя Твое, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как Мы". (Иоанн.17.11)

Подлинное же христианское отношение - видеть в каждом образ Божий, как видит то Сам Господь. Образ хотя и поруганный, искаженный, но нерушимый по творению. Видеть в человеке его добрую сторону есть своего рода искусство, да и просто обязанность христианина. При этом добро, в противоположность лукавым инсинуациям сатаны ("добро наказуемо" и т.п.), всегда оказывается оправданным. Если вы видите в человеке его лучшую сторону, то этой стороной он к вам и повернется. Именно этим вы то лучшее в нем поддержите и разовьете. Разве это и не есть задача христианина в мире - умножать добро?

Напротив же, предубежденно видя в окружающих злое, то зло мы и умножаем. Видя в человеке-грешнике не заблудшего и страждущего, но врага христианства, мы тем самым умножаем число врагов Церкви Христовой. Видя не непросвещенного, но антагониста, умножаем число антагонистов Церкви. Видя не немощного, но сластолюбца, умножаем число недругов Церкви. И так далее.

Так, что же от Бога - любовь или ненависть, мир или смятение чувств?

Далее. Обретя мир с ближними и мир в своей душе, мы можем искать уже стяжания духа мирна сугубо в христианском понимании - благодатного мира. Молитва, оживотворение души через опыт святых отцов и богослужение, аскетические упражнения - этот вневременный опыт дарован нам в двухтысячелетней истории Церкви, истории святости. Запечатлен он в учении великих святых - от корпуса Добротолюбия, поучений св. Иоанна Лествичника, свв. Варсонофия и Иоанна, прп. Еврема Сирина и Исаака Сирина и сонма подвижников Божьих, до опыта старцев оптинских и их последователей, опыта новомученников, опыта духоносных современников наших, таких как о.Никон Воробьев, о. Иоанн Алексеев, о.Серафим (Тяпочкин), о.Иоанн (Крестьянкин), о.Николай (Гурьянов) и другие. Частое и, в тоже время, рассудительное обращение к этому опыту необходимо каждому из нас. Это путь всей жизни - путь в Царствие Небесное....

Заметим тут, что не нужно бояться изменчивости нашего настроения на этом пути. Сие есть естественное и необходимое явление. Как и в развитии тела, разума, чувств есть определенные этапы со свойственной им спецификой, так и в духовной жизни есть времена и сроки. В один момент жизни, духовного развития, необходима человеку одна пища, в иной - другая. И неизменность в этом, неподвижность - не лучший признак. Как сказал один мудрый батюшка: "Кто в период новоначальности не впадал в крайности, то не достигнет духовной гармонии в зрелости". В какие-то моменты жизни в Церкви действительно важно внешнее исполнение правил, а в какой-то - их внутреннее содержание: "И говорил им: суббота создана для человека, а не человек для субботы"(Марк.2.27). Но чтобы оценить смысл "субботы для человека", нужно познать "заповедь субботы" как таковую. И, не пройдя через это познание, можно породить только теплохладность или лукавство.

http://www.russned.ru/stats/1226
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Михаил Шполянский
Все статьи Протоиерей Михаил Шполянский
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02