itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зачем Патриарх посещает епархии?

0
166
Время на чтение 4 минуты
В середине июня Его Святейшество планирует посетить Вологодскую епархию. Одним из наиболее распространенных вопросов, которые звучат накануне патриарших визитов, является вопрос о целях посещения того или иного города или области.

Как правило, журналистов интересуют какие-то конкретные факты: какие храмы и монастыри собирается посетить Патриарх, с кем из региональных руководителей он встретится и какие вопросы обсудит в ходе этих встреч. На поиски информации об этих аспектах патриарших поездок в епархии тратится много времени и сил. А между тем главное содержание визитов Предстоятеля Русской Церкви остается как бы за рамками журналистского внимания.

В чем же состоит это главное? Тут, к сожалению коллег-журналистов, ничего оригинального сказать не удастся. Основным содержанием любой поездки Святейшего Патриарха в епархии Русской Православной Церкви было и остается богослужение - совместная молитва с духовенством и паствой. И в этом молитвенном общении для церковного человека содержится куда больше смысла, чем в любом другом официальном мероприятии.

О церковном единстве в последнее время много сказано и написано - как правило, в контексте исторического подписания Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви. Но нельзя забывать и о другом аспекте церковного единства - о том, который был заложен в основание Церкви Самим Христом Спасителем, когда Он молился: "да будет едино стадо и един Пастырь" (Ин. 10, 16).

Единство Церкви как единение паствы и пастырей - одно из главнейших ее, Церкви, свойств. Недаром в православном катехизисе это свойство рассматривается первым - в соответствии с текстом Символа веры: "Верую...во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь".

Поэтому традиционный взгляд на церковное единство подразумевает прежде всего молитвенное, евхаристическое (то есть теснейшее, таинственно-духовное, во Христе) общение архипастырей и пастырей с пасомыми. В древности молитвенное общение поддерживало христиан в условиях страшных гонений, удерживало от соблазна многочисленных расколов.

Недаром один из основоположников экклесиологии (науки о Церкви) священномученик Киприан Карфагенский (III в.) так настойчиво призывал христиан: "Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия". А еще раньше священномученик Игнатий Богоносец писал в своем послании к смирнянам: "Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь" (8, 2). Это правило - "где епископ, там и Церковь" - издревле стало частью живого церковного Предания и неизменно соблюдалось и соблюдается до нынешнего времени.

И практический эффект - да простится такое словоупотребление - от укрепления этого единства трудно переоценить. Примером из новейшей истории Русской Церкви может служить любая поездка Предстоятеля Русской Церкви, например, прошлогодний визит Святейшего Патриарха Алексия в Латвию. Сам по себе визит был довольно насыщенным: в программе присутствовали и встречи с руководителями Латвийской Республики, и участие в торжественных государственном приеме, но центром и смысловым стержнем всей той поездки было совершение богослужения - начиная с первых же часов пребывания Патриарха на Латвийской земле.

Можно по-разному оценивать итоги того визита - говорить о политических вопросах, которые поднимались в ходе встреч с президентом Латвии В. Вике-Фрейбергой и другими руководителями республики, пытаться увязать церковную тематику с проблемой российско-латвийских отношений в целом - но нельзя не заметить, что самым непосредственным результатом того посещения стало бурное развитие церковной жизни в стране.

Поэтому, когда журналисты светских изданий и агентств иногда спрашивают - зачем Патриарх посещает ту или иную епархию - ответ почти всегда очевиден, как ни привычно он может выглядеть: Предстоятель Русской Церкви едет в епархии для того, чтобы помолиться вместе с верующим народом. Помолиться "о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей" - о том самом церковном единстве, которое Святые отцы почитали ценнейшим сокровищем и которое заповедали свято хранить.

Почти всегда такой ответ не устраивает представителей светских СМИ. И журналисты затем разочарованно и в привычном насмешливом тоне пишут о том, насколько было, допустим, воскресное богослужение в кафедральном соборе похоже на какое-нибудь "торжественное собрание трудового коллектива" времен застоя. Иному корреспонденту и такое масштабное событие, как подписание Акта о каноническом общении, покажется недостаточно интересным. При этом журналисты путают причину и следствие: ведь практически весь советский церемониал был скопирован с церковного богослужебного обихода - начиная с "икон" - портретов вождей и заканчивая "молитвословиями" - всевозможными докладами и выступлениями.

Удивляться здесь нечему. Слишком мало прошло времени с тех пор, когда стало возможным говорить и писать о Церкви не только в стилистике советской пропаганды на уровне штампов вроде пресловутого "опиума для народа". Поэтому слишком поверхностно пока судят о Церкви. Слишком самоуверенно и безапелляционно оценивают происходящие в ней события. Хватаясь за второстепенные факты и не замечая того, что, несмотря на все сложности, которые переживает Русская Православная Церковь вместе со страной и своей паствой, в ней сохраняется главное - то, что не позволит вратам адовым одолеть ее: в Церкви совершается молитва и приносится Бескровная Жертва за весь мир.

Мир может об этом не догадываться. Но ценность молитвы от этого не умалится.

А коллегам-журналистам, пишущим на церковные темы, хотелось бы посоветовать не так бездумно открещиваться от советской стилистики в работе. Просто потому, что в ней, в той стилистике, как и во всем советском церемониале, самым существенным изъяном было то, что она была пародией - пародией на церковное благочестие. И для того, чтобы отыскать нужный тон в освещении церковной тематики, не обязательно "разрушать до основанья" все, что составляло достояние отечественной школы журналистики. Да, пиетет перед номенклатурой, властью был жалок; но стоит заменить его на благоговение перед подлинной святыней - и все станет на свои места. Не нужно будет пытаться непременно отстраниться от предмета журналистского повествования и тем самым укреплять имидж "независимого СМИ". Не нужно будет делать вид, что богослужение, молитва - для тебя все это малоинтересно, поскольку "слишком примитивно для человека передовых взглядов".

Наоборот, куда важнее проникнуться содержанием того, о чем говоришь, пишешь или снимаешь. При этом чувство благоговения, которое естественно должно возникать тогда, когда предметом повествования становится Церковь, молитва, Таинства, вера - вовсе не станет помехой для создания качественного информационного сюжета. Наоборот, оно только поможет найти нужные слова и интонации для того, чтобы передать атмосферу церковного богослужения.

И тогда не придется мучительно выискивать непременно ироничные выражения для того, чтобы рассказать о содержании очередной поездки Патриарха. Вместо этого будет достаточно написать: Патриарх едет в епархию для того, чтобы помолиться вместе с паствой.

Это будет самой точной и адекватной подачей материала.

http://www.patriarchia.ru/db/text/253967.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Моисеев
Все статьи Михаил Моисеев
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59