itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Выйдешь за порог, а там - семь дорог..."

Путь простой крестьянки, ставшей "матерью монахов"

0
283
Время на чтение 13 минут
Окончание. Начало в N 540

Как блаженные строят?

Особые, не видимые глазу нити связывают праведника со всем миром.

В Клыково среди холмов, на высоком берегу реки Серены, в живописном, но безвестном тогда месте, шло строительство. Предполагалось, что там будет архиерейское подворье. Почему именно там? Во время репрессий в Покровском храме села Клыково расстреливали священников, в том числе и последних оптинских. Поднять из руин церковь, найти могилы новомучеников предстояло молодым деятельным оптинским монахам, чему предшествовала некая история, послужившая толчком для осуществления "несбыточных", по мнению некоторых, планов.

Итак, предыстория. О послушнике Сергии, которому м.Сепфора подарила отрез на подрясник, мы уже рассказывали. А был еще один оптинский послушник Сергий - будущий игумен Михаил. Впервые он увидел схимонахиню Сепфору там же, в Оптиной пустыни. Вместе с другими вышел из храма, как вдруг кто-то горячо зашептал: "Смотрите! Старица идет". Все, кто рядом был, кинулись за благословением. Ну и он за всеми. А про себя удивился: "Благословение у священников берут. Как это - у старицы благословляться?" Потом увидел, что она просто осеняет каждого подошедшего к ней крестным знамением, как его мама. И успокоился. Когда встал перед ней, матушка Сепфора спросила: "Кто таков?" Он ответил. Матушка помедлила и вдруг сказала совсем неожиданное: "А нам вместе с тобой жить". Сергий удивился: "Как это?" Она же, как будто прислушиваясь к чему-то, добавила: "Ну, бегай-бегай пока. Бегай". Через некоторое время Сергия, принявшего постриг, рукоположили во иеродиакона и вместе с другими девятью монахами послали в Клыково - восстанавливать церковь и строить архиерейское подворье. Что они увидели там? Иконописица монахиня Ксения (с ней мы встретились нынешней весной в Оптиной пустыни) рассказывала, какой там был развал:

- От храма куски стен остались. К тому же в советское время в этих стенах хранилось удобрение. Свод был весь разрушен. Бурьян вырос в три метра высотой. И как-то не верилось, что все это можно вернуть к жизни.

Духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий, напутствуя новоиспеченного иеродиакона, сказал, что окормлять монахов, строящих подворье в Клыково, будет схимонахиня Сепфора. К тому времени иеродиакон, бывший послушник Сергий, напрочь забыл о предсказании матушки, что жить им придется вместе. Да и слова о.Илия показались странными: "При чем тут схимонахиня, когда есть духовник?" Поэтому наставление оптинского старца также забылось.

Между тем дела подвигались туго. Денег не было - собирали копейки, материалов тоже не было. Желание строить было огромным, но помощников, готовых вложить средства в храм (а его надо было отстроить на две трети заново), не появлялось. Да и откуда им было взяться? Ведь Клыково затеряно в глубинке, это вам не Оптина, куда народ со всей страны съезжается. Но однажды казначей о.Сергий (тот самый бывший послушник Сергий, которому слепая старица подарила отрез на первый подрясник) рассказал о необыкновенной молитвеннице и мудрой советчице м.Сепфоре. Иеродиакона-строителя, будущего игумена Михаила, воодушевил этот рассказ, хотя он так и не вспомнил ни наставления духовника, ни предсказания самой старицы. В одночасье решили монахи отправиться к ней, в Киреевск.

Дверь открыла Параскева, дочь матушки. Позвала:

- Мама, к тебе из Клыково.

Матушка Сепфора оживилась, радостно захлопала в ладони: "Слава Тебе, Господи! Пресвятая Богородица! Из Клыково приехали". Не тогда, а гораздо позже о.Михаил узнал, что задолго до того, как произошла их первая встреча, схимонахиня Сепфора удостоилась видения Пресвятой Богородицы. Матушка очень беспокоилась, что ей, схимонахине, предстоит умереть в миру. Матерь Божия явилась ей во сне: "Ты не умрешь в миру, ты умрешь в Клыково, в монастыре". Матушка подумала: "А где же оно такое есть?" А Пречистая ответила: "Не надо тебе знать. Придет время - священники сами к тебе приедут".

Рассказали гости про свои беды: бьются как рыба об лед, а толку никакого.

- Матушка слушала нас, слушала, - вспоминает о.Михаил, - а потом и говорит: "Мы будем вместе теперь строить".

- Матушка, а как это?

- Как-как, знаешь, как блаженные строят? Как дети. Берут кубики вот, собирают. Раз-раз-раз. Тут чё-то поставили, тут чё-то прилепили. Глядишь - домик сделали. Глядишь - другой.

- А мы думаем: "Как? У нас там нет ничего. Голо. Один-единственный домик рядом с почти разрушенной церковью".

Матушка улыбнулась:

- Все у вас будет - и храм, и колокола, и домиков настроите, и забор сделаете.

С ее молитв, наставлений, с ее благословения все и началось. Сколько раз прежде обивали чужие пороги, и возвращались ни с чем, а тут все как по маслу пошло. И материалы, и техника, и деньги нашлись.

- По ее молитвам тогда мы просто на крыльях летали, - вспоминает иеромонах Никон. - Все, наконец, стало получаться. Мы больше с пустыми руками из Москвы не возвращались.

Крестик на капоте

Под Рождество перевезли матушку в Клыково, в новый сруб. Домик только-только поставили. А протопить как следует не успели. Но как же она радовалась, как солнышко сияла:

- Ну, вот и дома, в монастыре. И храм-то рядом, рукой подать. Вернул мне Господь домик-то...

Видно, вспомнила тот новенький сруб, первый собственный ее дом, в котором не довелось пожить, - в коллективизацию сельская коммуна его по бревнышку раскатала.

Ей было девяносто девять. Затем сто исполнилось, сто один. Но не помнят в Клыково, чтобы матушка пропустила хоть одну литургию (служили тогда только в одном приделе - Покровском). Келейница помогала старице дойти до храма. В то время у монастыря уже были курочки и петушок, известный своей воинственностью - всех клевал, никого не пропускал. Но когда матушку вели к храму, он бросал все свои боевые забавы. Подбегал к ней и сопровождал до самого порога, степенно вышагивая. Если же кто смел приближаться, тотчас нападал. Назначил себя в охрану.

- Всех клевал, - монахи улыбаются вспоминая, - а матушку не давал в обиду. Вот такой у нее эскорт был.

Совершенно слепая, поднималась старица на низкое крылечко, входила в храм, где после многолетнего хранения удобрений все еще пахло аммиаком, что не мешало матушке предстоять Богу. Сколько бы ни продолжалась утренняя служба, до самого окончания литургии стояла на ногах, а когда они уже совсем слабели, матушка постукивала по коленям своей палкой и тихо приговаривала:

- Стойте! Кому говорят, стойте.

Игумен Михаил вспоминает.

- Один раз прихожу, и с порога: "Матушка, благодетель вот нашелся, будет нам помогать". А она вдруг: "Он и машину вам подарит".

- И действительно, - игумен до сих пор с удивлением вспоминает, как это было, - приехали в следующий раз, а он нас спрашивает: "Как добирались?" Мы лукавить не стали: "На перекладных, то есть на попутных, на автобусе". Тут он и говорит: "Добро. Вот сейчас новая партия придет, я вам машину подарю". А дело в том, что в ту пору была на наших предприятиях очень некачественная сборка. Я, конечно, радовался, что у нас будет машина, но понимал и другое: мы с ней можем иметь слишком много хлопот. Опять к матушке пошел: "Матушка, слава Богу, что нам жертвуют, но как выбрать, чтобы она не ломалась, чтобы меньше иметь с ней проблем?"

Матушка задумалась:

- Ты знаешь, она будет такая особенная... На ней будет крестик, три троечки и число Ангелов.

А дальше все было, как в кино. Приехали они с о.Сергием на ВДНХ и видят эту самую партию. Стояло их там несколько десятков. То ли пятьдесят, то ли шестьдесят авто, и все серые. Все одинаковые.

- Я начал высматривать "особенную", - улыбается о.Михаил, - а сам думаю: "Какая же это особенная, если все до одной серые?" Но потом вдруг вижу: среди машин стоит одна грязная, вся в пыли, с проколотым колесом. А на капоте нарисован пальцем крест! Заводим: двигатель как часы. Дальше смотрю на кузов, а там три тройки и число Ангелов: 333144... И она действительно оказалась хорошей, надежной машиной. А время было такое, что, как рассказывал нам сам хозяин-благодетель, если машина хотя бы за ворота выезжала, то все радовались. Настолько некачественными выпускались в то время автомобили.

Зима попятилась

Вроде и Оптина пустынь рядом, но дороги еще не было, и жили они тогда в Клыково, как на острове. Иногда к матушке приезжали чада или шамординские сестры. Но в остальное время гостей не бывало. На территории строящегося подворья, ставшего позже монастырем, гудели и машины, и трактора, "бегали" трудники и строители-монахи. "Бегали" - это любимое слово матушки, означавшее особое, богоугодное рвение.

В почти разрушенном храме службы шли каждый день. Монахи сделали фанерный иконостас, печку поставили. Но свод был еще не укреплен. И время от времени откуда-то сверху падали кирпичи.

- Правда, - вспоминает о.Михаил, - ни разу ни на кого не упали. И матушка, действительно, ни одной службы не пропустила. В самый холод надевала тонкое осеннее пальтишко и подрясник. Иногда безрукавочку сверху набросит. И всегда ей тепло. Да, мы понимали, что живет рядом с нами не просто человек - ангел.

Однажды стройка встала. Весь день убили на то, чтобы вытащить вмерзшие в землю железобетонные блоки. И костры жгли, и техникой пытались тянуть, и так и эдак. А когда уже иссякли и силы, и терпение, о.Михаил пошел к матушке: "Матушка, блоки вытащить не можем, примерзли". Она ему: "Ну, ты это... Кипяточком там полей". А в бане грелась вода, немного совсем. Взяли, плеснули чуток. И пошли блоки, чуть ли не сами вышли.

Потом взялись сооружать крышу храма. Закупили железа, наняли рабочих. И все бы хорошо, но тут резко похолодало. Дело к зиме шло. Температура опускалась до минус тридцати. Худо-бедно часть работы выполнили. А дальше - никак: стыки не получаются, руки примерзают, инструмент неудобный, зарплата низкая. В общем, сплошной ропот, и никакой работы. Матушка и говорит:

- Ну, ты их ко мне позови.

- И вот абсолютно невоцерковленые люди, - еще и теперь удивляется о.Михаил, - для которых употребление нецензурной брани было в порядке вещей, пришли в келью схимонахини. О чем говорили, можно только догадываться. Наверное, обличала. Но, что поразительно, они ее выслушали, и матушка научила их Иисусовой молитве.

Дальше работа не пошла, а покатилась. Всякий раз, слезая с крыши, они потрясенно рассказывали о невероятном:

- Прям зима попятилась. Мы даже перчатки снимаем - жарко. Слезы катятся, льдинками падают на железо, а нам жарко. Как будто ни мороза, ни ветра нет.

Рабочие (их было двое) оставшуюся часть крыши покрывали не только железом, но и молитвой. Когда окончательно сошли вниз - это заметили все, - они изменились внешне, изменилась даже их речь.

- Первый раз в жизни, - вспоминает о.Михаил, - эти люди прочувствовали, что, когда человек молится, меняется весь окружающий мир: то, что раздражало, перестает быть, испаряется, и оказывается, что и зарплата нормальная, и материал хороший. Инструмент можно отладить, и вообще - жизнь удалась.

Конечно, помогала еще и молитва матушки, но для них это было оглушительное открытие: молитва изменяет мир.

На стройке работа кипела. Был небольшой запас материалов. Были деньги (из Москвы) на зарплату рабочим. Но как-то о.Михаил взялся считать, и вышло, что так можно восстановить храм, построить один или два домика, а вот открыть монастырь (а в епархии речь шла уже об этом) не реально. И он в очередной раз пошел к матушке:

- Я благодарен Господу, что работа у нас гладко идет. Но, матушка, нам нужны более состоятельные благодетели, которые бы построили нам все, что нужно.

Она помолчала, задумалась: "Ну да, ну да". Потом голову преклонила, еще помолчала и вдруг:

- Есть там одни. Они сейчас храм восстанавливают... Ну, ладно, хорошо. Потом они будут вам помогать.

А вскоре матушка преставилась. И разговор этот был забыт, и обещание забыто. Каково же было удивление о.Михаила, когда в Клыково приехали те самые люди, про которых говорила матушка. Они действительно занимались воссозданием храма. И вот, завершив начатое, стали помогать клыковским монахам. По молитвам матушки, сами приехали (откуда-то узнали про строящийся монастырь) и предложили помощь.

Язык - дракон...

Поднять стены храма трудно, но еще труднее возвести внутренний храм - души, устремленный к Богу. Я слушаю бесценную аудиозапись: неспешная речь, теплый, ласковый и такой дорогой мне теперь голос матушки. Вспоминаю встречи и письма ее духовных чад из Москвы, Тулы, Болохова, Киреевска и начинаю ловить себя на том, что теряюсь. Не знаю, о чем рассказать, что опустить. Всё важно и значимо...

Вот монахиня-иконописица Ксения. У нее уже взрослая дочь. Но по духу и внешне она совсем еще молода. Однажды работала в Клыково - готовили распятие для храма Спаса Нерукотворного.

- Резчик свою работу закончил, - рассказывает иконописица, - а мне надо было немного поправить, рисунок сделать, позолотить. И пока мы завершали работу, переругались друг с другом. Я, например, вижу, что рисунок неправильный, надо менять. Резчик говорит: "Нет, надо делать так..." И все это с утра до вечера. Когда дело дошло чуть не до драки, приехал батюшка Илий разнимать нашу команду. Говорит: "Можно вот так. Чуть-чуть исправить... Все как-то мирно надо". И все-таки, когда я к вечеру вышла из мастерской, у меня просто мозги дымились... А тут матушка идет. Ведут ее из храма как раз. Сейчас даже не помню, что она сказала, но я в три секунды забыла все свои проблемы. И сразу же мысли перевернулись. Думаю: "Чего ругались?"

Иконописица Ксения (тогда еще не монахиня) бывала в Клыково у своих знакомых и всегда ходила к матушке. У матушки Сепфоры угощали ее пирогами, чаем. Молились вместе, беседовали. Матушка не уставала повторять, что надо чаще обращаться к святым. Если висит у тебя дома пять икон, каждой надо знать тропарь, житие святого, чтобы это не было чужим. Иначе это не иконы, а выставка картин. Говорила также, что надо все время обращаться к миру горнему.

Сама матушка Сепфора пребывала в непрестанной молитве. Долго не разговаривала, не терпела пустой болтовни.

- И все с четками сидела, - продолжает разматывать свитки воспоминаний монахиня Ксения. - Одни были на руке, какие-то деревянные, - сотка. Потом еще тридцатка. В руках четки, на спинке кровати четки. Вся в четках. Молилась, что называется, денно и нощно. Это была такая делательница, что, если человек попадал в сферу ее влияния, он начинал постепенно поворачиваться в сторону молитвы.

Матушка Ксения ненадолго затихает и вспоминает о том, что особенно дорого:

- В последнее время приду, сяду перед ней на корточки (она на кровати сидела), просто руку мне на голову положит - и мозги переворачиваются. И думаешь: "Какие проблемы? Никаких проблем". И начинаешь молиться вместе с ней.

Однажды иконописица приехала в Клыково в Светлую седмицу. А надо сказать, что она нездорова, серьезно болеет с детства. В тот раз, направляясь к матушке, не чувствовала ничего, кроме смертельной усталости от прошедшего поста, от гостей, приехавших на Пасху. От всего. В таком настроении и предстала пред матушкой. Именно тогда в первый и последний раз увидела гнев старицы: "Христос воскресе! А ты тут такая... Христос воскресе - надо радоваться!"

Тогда Ксения обиделась, но вскоре поняла: Пасха - это ведь действительно главное. Остальное - и усталость, и болезни - преходящее.

Схимонахиня Сепфора за несколько лет до события предсказала Ксении, что она примет постриг. Ничего не сказав, та не поверила. Ухмыльнулась про себя: "Сказки какие-то". Тогда еще слишком часто унывала, порывалась вернуться в Москву. Но... Прошло время, и предсказание сбылось.

Монахиня Ксения рассказывала, да и другие тоже, что у матушки было несколько посохов. Она натирала их водой с Иордана, лампадным маслом от святых икон, пред которыми молилась. И ходила ли, стояла ли в храме - опиралась на одну из своих палочек. А когда к ней приходили - чаще всего это были ее чада, - слегка била посохом по рукам-ногам, по спине. Те, кто лучше всего знал матушку, утверждают, что так она бесов отбивала, очищала человека. Иногда приговаривала при этом: "Глаза - это ястребы, ноги - зайцы, руки - грабли: не клал - не бери. Язык - это дракон, а сердце - лев". У Ксении спрашивала, бывало: "Ну что? Лев твой рыкает еще?"

Домой-домой...

При жизни и после кончины старицы по ее молитвам происходили многочисленные исцеления. В монастыре хранятся пухлые папки с письмами о чудесном спасении от внезапной смерти, об избавлении от тяжких недугов, о том, как трепещут бесы вблизи могилы праведницы и в ее келье.

Людмила К. вспоминает: "В июле 2001 года мы приехали паломниками в монастырь. И конечно, к матушке на могилу зашли. С нами была бесноватая. Когда подъехали к Клыково, у нее отнялись ноги. Пришлось нести на руках. А она все выкрикивала каким-то не своим голосом: "Ну, Сепфора! Вот это сила! Боюсь палки ее и фотографии мироточивой". К фотографии в домике матушки прикладывали ее с трудом. Ну а как дальше будет, наверное, зависит от глубины веры этой женщины. Ясно только, что бесы боятся святыни, как огня.

Зинаида С. из Киреевска рассказывает: "Мы с матушкой Досифеей, до того как она стала схимонахиней Сепфорой, ходили в церковь в Панино. Это в десяти километрах от Киреевска. Матушка еще видела, но совсем плохо, так что я помогала ей. Помню, всю дорогу она с молитвой шла, и в любой самый сильный мороз или в метель, на холодном ветру с матушкой было тепло. Уже тогда она имела дар прозорливости. Иногда мне казалось, что она знает все - открывает ей Господь. Но от людей обычно скрывала это. Мне кое-что говорила. Например, как сложится жизнь у моих детей. Про двух старших дочерей - что обе станут женами священников. А сыну, когда ему было всего пять лет, сказала: "Ты священником будешь и приедешь меня причащать". Он действительно стал священником. И причастил матушку (служил тогда в Туле в храме Преподобного Сергия Радонежского) незадолго до ее кончины. И все матушкины предсказания сбылись.

А вот что еще рассказала одна духовная дочь матушки:

- Заболела я в апреле 2002 года. Врачи поставили диагноз: гнойная мастопатия, да еще и уплотнение (6х6 см). После обследования мне сказали, что операция на груди неизбежна. Конечно, и боялась, и переживала, ведь дочка еще школьница.

Когда случилась эта беда, обратилась к матушке Сепфоре, попросила ее молитв и разговаривала с ней, как с живой. Потом пошла в больницу, чтобы назначили день операции. Поставили мне 13 мая - день преставления матушки. За неделю до операции сделали мне повторное УЗИ и сказали, что случилось нечто необъяснимое. Я здорова, опухоли нет, оперировать нет нужды. Так что 13 мая вместо больницы была я на могилке у матушки Сепфоры.

Когда еще болела, то дала я обет, что, если исцелюсь, поеду в святые места, непременно побываю у преподобного Серафима Саровского. Так вот, когда произошло это чудо исцеления, сейчас же вспомнила о своем обещании. Но как ехать? Работаю же. Опять к матушке - прошу помолиться.

И вот нежданно-негаданно в больнице, где я работаю, организовали поездку в Дивеево, возможно, в первый и последний раз. Так отозвалась на мою просьбу матушка Сепфора.

Когда вернулась домой, пришла ко мне подруга - Вера Самохина, мы говорили с ней о поездке в Дивеево, ей хотелось побольше узнать о святых местах. Потом Вера собралась уходить, уже к двери направилась, как вдруг в углу что-то шевельнулось, и оттуда вылетела птичка. Взлетела под потолок, пролетела по комнате и села у моих ног. Я взяла ее в руки (она не сопротивлялась) и выпустила на волю. Уму непостижимо! Ведь все было закрыто, откуда ей было появиться? Может, это матушка ("Сепфора" переводится как "птичка") дала нам знать, что она с нами и слышит нас?

А еще хочу рассказать о дочери. Моя Юля (ей одиннадцать лет) ходит в храм вместе со мной. Но в последнее время стала остывать к церковной службе. И вот однажды я прочитала ей рассказ о девочке Оле, как она преданно шла за Господом. Умирала с Его именем на устах. Дочка слушала затаив дыхание. А когда дочитали, мы с ней договорились летом поехать в монастырь. Той же ночью ей приснился сон: "Мама, мы ехали в монастырь очень долго, было много препятствий. А когда приехали, рядом с храмом увидели деревянный домик (дочь о Клыково ничего не знала). К домику тянулась длинная-предлинная очередь. Мы спросили: "Куда вы идете?" И нам ответили: "К матушке". Потом зашли в домик, и нас встретила бабушка - вся в черном. С палочкой. У нее был очень ясный взгляд. Она тебе, мама, так обрадовалась: "Да, ты часто ко мне ходишь". О чем вы говорили, я не слышала. Помню только, что ты у бабушки спросила: "Юля танцует и ходит в музыкальную школу - поет в хоре. Полезно ли это?" Бабушка закрыла глаза, помолчала. Потом ответила: "Танцевать не надо, а вот петь пусть учится. Ей это пригодится". И мне палочкой погрозила: "А ты исправляйся, исправляйся..." (Юля как раз стала пропускать воскресные службы. - Прим. матери.) Бабушка была очень добрая. Она меня ругала, а я не боялась".

Позже, когда Юля поехала в Клыково, то узнала и храм, и домик, и скамеечку матушки Сепфоры - все, что видела во сне.

* * *

...Старица предвидела свою кончину и накануне всех, кто заходил, благословляла, наделяла подарками. Кому четки приготовила, кому икону. Посохи раздарила и даже схиму свою передала о.Михаилу. Но в монастыре никто не знал, что произойдет это так скоро. Тем более что сама матушка была, как всегда, приветлива и бодра духом. А к вечеру у нее отнялась правая сторона. Приехали оптинские монахи, собрались все, кто был в монастыре, стали молиться целителю Пантелеимону о здравии схимонахини. "И в эти минуты, - вспоминает один оптинский монах, - как-то мне особенно худо стало. Думаю: "Господи, ну зачем Ты ее забираешь?" И вдруг внутри мне голос матушкин отвечает: "Ну, ладно, ребята, чё вы? Я уже все, ухожу. Не молитесь даже. Домой-домой"".

И ушла. Слетелись отовсюду ее "птенцы". Отпевали, служили панихиду, прощались. И были слезы пополам с радостью. Потому что шли еще пасхальные дни. А еще потому, что все понимали: свершилось! Схимонахиня Сепфора перешагнула грань видимого мира и вошла в горний, куда стремилась всю свою долгую жизнь.

http://rusvera.mrezha.ru/541/3.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Холодилова
Все статьи Татьяна Холодилова
Последние комментарии