itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ловцы человеков

Католических священников в Латинской Америке призвали идти в народ

0
99
Время на чтение 4 минуты
В бразильском городе Апаресида 31 мая завершилась V Генеральная Ассамблея конференций католических епископов Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAM). Иерархи, не собиравшиеся вместе 15 лет, выработали 200-страничный документ, посвященный проблемам Церкви в регионе. Однако общественности он станет доступен лишь после того, как его тщательно изучит Папа Римский Бенедикт XVI. Римско-Католическая Церковь чем-то напоминает газету, в которой Папа - главный редактор.

"Общий текст, содержащий минимум самокритики и новых, достойных озвучивания идей, поверхностно анализирующий реальность" - такую нелестную оценку дала изначальному проекту документа мексиканская газета La Jornada. Общее содержание документа - не тайна за семью печатями, сами иерархи говорили о нем на итоговом заседании Ассамблеи. Они обеспокоены тем, что латино- американская беднота покидает Католическую Церковь в массовом порядке, и предписывают духовенству активизировать миссионерскую деятельность. Иначе "отступников" перехватят конкуренты.

Пока на V Ассамблее CELAM заседало "официальное" духовенство, в 20 километрах от Апаресиды, в городке Пиндамоньянгаба, собрались 250 католиков-диссидентов, сторонников "теологии освобождения". Они выражали солидарность с обездоленными и клеймили неолибералов и расистов. Чилийский священник Пабло Ричард заявил газете Jornal do Brasil, что переживаемый официальной Церковью кризис "необратим", а все попытки реформировать ее "бесполезны". Теологи освобождения, как и 30 лет назад, считают, что задача Церкви - активная борьба за реформирование общества.

Для участников Ассамблеи в Апаресиде такой подход неприемлем. Их, конечно, "печалит" социальное неравенство. Они готовы дать "пастырское благословение" проекту Южноамериканского общего рынка и поделиться с его инициаторами "опытом построения единого культурного пространства". Они "обеспокоены" воздействием процессов глобализации на население стран Латинской Америки и даже подготовили послание к участникам саммита G-8 в Хайлигендамме. Но поставленная перед ними задача - не "трансформировать социальную действительность", а "укрепить позиции Католической Церкви".

"В Латинской Америке растет влияние пятидесятников и новых религиозных движений. В Бразилии число прихожан Католической Церкви ежегодно сокращается на 1%", - заявил в своем выступлении на Ассамблее бразильский кардинал Клаудио Хуммес, до недавнего времени - архиепископ Сан-Паулу, ныне возглавляющий ватиканскую Конгрегацию по делам духовенства. Действительно, число католиков в Латинской Америке за последние 20 лет снизилось с 89 до 74%. В свою очередь, число протестантов удвоилось - с 7 до 15%.

"Католическая Церковь в Латинской Америке должна стать сообществом миссионеров", - было заявлено на итоговом заседании V Ассамблеи CELAM. Священники должны "идти в народ". Бедный и неграмотный человек, пусть даже разочарованный в "официальной Церкви", религиознее богатого и образованного. Для него религия - лекарство от отчаяния. Вопрос лишь в том, кто предложит ему это лекарство, - харизматичный протестантский проповедник или католический священник, зачастую не видящий света за пределами своего прихода.

Открывал Ассамблею в Апаресиде сам Бенедикт XVI, и его речь чуть было не произвела эффект, сопоставимый с печально знаменитой Регенсбургской лекцией. Он заявил, что в XV веке европейцы вовсе не насаждали в Америке "чужую культуру", напротив, "коренные жители Америки внутренне искали Христа, не осознавая этого, и охотно приняли Дух Святой". У индейцев Чили, Мексики, Перу, Эквадора, Бразилии, Боливии эти слова вызвали возмущение.

"Представители Католической Церкви того времени, за некоторым исключением, были соучастниками одного из самых ужасных геноцидов в истории человечества", - заявила эквадорская Ассоциация индейцев кечуа. "Папа - хороший богослов, но пару уроков по истории он, кажется, пропустил", - прокомментировал ситуацию бразильский миссионер Пауло Суэсс. "Как мог Папа заявить, что никто не навязывал коренным жителям Америки христианство, если конкистадоры принесли на эти земли кровь, свинец и огонь?!" - возмущался президент Венесуэлы Уго Чавес.

Впоследствии Бенедикт XVI, уже находясь в Ватикане, как водится, сообщил, что его "неправильно поняли". Он признал, что при христианизации индейцев действительно совершались "ужасные преступления". Тем не менее неприятный осадок от речи Понтифика в Апаресиде остался. Миссионерской деятельности католиков он вряд ли поможет.

"Скандал с индейцами" - это не только очередной прокол ватиканских дипломатических служб и симптоматическая оговорка профессора Ратцингера, который никак не может вжиться в роль политика. Это издержки сложившейся еще при Иоанне Павле II модели отношений между Ватиканом и местными епископами. Зондированию почвы и выслушиванию голосов с мест Ватикан предпочитает диктат. То обстоятельство, что председателем Папской комиссии по Латинской Америке является никогда не служивший в регионе итальянский кардинал-аппаратчик Джованни Баттиста Ре, говорит о многом.

Латиноамериканское духовенство нередко позволяет себе реверансы в сторону индейской культуры и даже религии, находя подобную политкорректность эффективной. Так, в представленном Иоанну Павлу II итоговом документе IV Генеральной Ассамблеи CELAM в 1992 году говорилось, что для индейцев "земля - это жизнь, священное место, женское воплощение Бога, объединяющий центр общинной жизни". Как поступили в Ватикане? Вычеркнули упоминание о "женском обличии Бога". Смычки между "истинной верой" и "диким язычеством", видимо, показались Римской курии излишними. Их миссионерской эффективностью было решено пренебречь.

В какой степени принимаемые латиноамериканскими епископами документы отражают их действительную точку зрения - большой вопрос. Бразильская газета Folha de Sao Paolo в конце мая опубликовала интересную статистику. Оказалось, что в 14 бразильских епархиях... вообще нет епископов! Более того, еще 22 епископа достигли 75 лет, то есть находятся на пороге "пенсионного" возраста. Молодые священники избегают повышений, как призывники - повесток из военкомата. Они считают (и не без оснований!), что епископская кафедра лишит их относительной независимости и свободы, поставит под жесткий контроль со стороны Ватикана.

Похоже, в ближайшее десятилетие нас ожидает борьба католиков и протестантов за души латиноамериканцев. Однозначно пророчить Католической Церкви поражение преждевременно. Однако ясно: в такого рода борьбе ни в коем случае не смогут победить консерватизм, упрямство, отсутствие дипломатической гибкости, приспособленчество и подавление инициативы на местах со стороны Центра. Если Католическая Церковь не изменится, если отсылки к решениям II Ватиканского Собора не перестанут служить заменой действительным реформам, Латинскую Америку она просто потеряет.

http://religion.ng.ru/politic/2007-06-06/1_catchers.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09