Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чтобы навести в стране порядок, нужно отказаться от ложных идеалов

Николай  Маслов, Народное радио

05.06.2007

Хорошо, что власть вспомнила о важности нравственного воспитания и о том, что нужно следить за нравственной составляющей в СМИ. Мы должны сделать все возможное для улучшения нравственного климата в стране, и, с Божией помощью, нам это удастся. Интервью с известным общественным деятелем, доктором педагогических наук Николаем Васильевичем Масловым.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, на круглых столах, которые вы совместно с администрацией и с аппаратом полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе организовали в Курске и в которых принимали участие министры просвещения и министры, курирующие средства массовой информации губерний и Центрального округа, обсуждалась проблема нравственности в средствах массовой информации и внедрение нравственного воспитания в процесс школьного обучения.

Николай Маслов: Только не министры просвещения, а министры образования. К сожалению, у нас еще нет просвещения.

Игорь Шишкин: Да, и тогда это воспринималось как нечто, из ряда вон выходящее, чтобы чиновники обратились к этим проблемам. Но прошло меньше недели, и президент, выступая в Москве, говорит об этих же проблемах и даже более жестко ставит проблему, которую поднимали министры регионального уровня.

(В президентском послании 2007 года был сделан особый акцент на сбережение культурной самобытности России и укрепление собственных культурно-нравственных ценностей. Такие ценности и ориентиры составляют основу государственной самостоятельности и являются базой для консолидации нашего общества. Их истоки не только в наших народных традициях, но и в тех высочайших достижениях российской культуры, которые хорошо известны и признаны во всем мире. Прежде всего, мы должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения проходило в благоприятной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения, чтобы она своевременно набиралась духовной зрелости и обладала культурным иммунитетом. Эксперты говорят, что сегодня, особенно у молодых людей, утрачиваются навыки емко и образно выражать свои мысли, различать эмоциональные и художественные оттенки. Многие молодые люди плохо знают, а подчас просто оторваны от собственных культурных корней, у них невысокий уровень культуры поведения.

В условиях глобализации огромное влияние оказывает бурное развитие информационного пространства, в частности, Интернета, и здесь, конечно, есть и проблемы. Доля его ресурсов, которые можно отнести к культурному просвещению, сегодня составляет лишь полпроцента всей информации. Нельзя также забывать о тенденциях всеобщей коммерциализации культуры, отнюдь не всегда ориентированных на взыскательный вкус, и о том, что на протяжении более чем пятнадцати лет наша молодежь живет в условиях массированного культурного воздействия на нее суррогатов из-за рубежа. Не всегда позитивную роль играет и телевидение. Покупают абы что, только бы подешевле, на международных рынках. Ответственность за то, каким культурным запасом будет обладать современная Россия, молодые люди нашей страны, лежит на нынешнем поколении, на нас с вами, и ответственность эта крайне высока.

Материал подготовила Александра Оболонкова)

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы занимаетесь возвращением нравственного воспитания в систему школьной и вузовской подготовки, а в последнее время еще и нравственной составляющей средств массовой информации. Как вы воспринимаете эти слова президента?

Николай Маслов: Конечно, с большой радостью воспринимаю то, что люди созрели. Видите, даже президенту понадобилось много лет проработать на своем посту, чтобы к этому прийти. Путин в этом не виноват, видимо, так его воспитали. И многие не виноваты, а просто не знают, что основа любого общества - это высокий уровень нравственности.

Игорь Шишкин: Считалось, что все делает экономика.

Николай Маслов: Так считалось в последние пятнадцать лет, как сам Путин сказал, да и в разные времена было много всяких либералов, начиная от Петра Первого. Распущенность - вещь сладкая для многих, и опытные деятели, которые хотели завоевать какой-либо народ, заманивали сначала зрелищами, всяческой приятной суетой, отказом от строгих правил и уклада жизни, и если этот народ имел крепкий духовно-нравственный корень, то развращению он сразу не поддавался. Но когда народ опускали ниже какого-то нравственного порога, и нескромность перерастала во все новые соблазнительные увлечения, а это делалось и при помощи театральных постановок, и при помощи фильмов, то потом, шаг за шагом, ступеньки опускались все ниже, и начиналась прямая пропаганда пороков. Мы часто видим эту пропаганду порока на телевидении, в спектаклях, в газетах типа "Московского комсомольца". Теперь нам уже доказывают, что развратники имеют право развратничать в открытую.

Хорошо, что сегодня именно из уст президента прозвучала государственная доктрина о том, что нравственность должна вернуться. Когда мы в Курске встречались с министрами образования и министрами средств массовой информации Центрального федерального округа, то все подписались под документом, где первым пунктом было требование вернуть воспитание в систему образования, начиная с дошкольного образования. Все поняли, что воспитывать нужно не только в школе, а до школы, и вообще, нацию нужно воспитывать постоянно. Это говорил министр образования Белгородской области.

Мы видим, что победа уже приближается, по крайней мере, в Центральной части России, и нормальные люди шаг за шагом отвоевывают свои утраченные позиции, а те, которые поднялись, как тина из болота, должны уйти в небытие. Мы должны поднять и сплотить людей доброй воли, а тех, кто навязывает безнравственность, выдавливать из нашей жизни. Их место на обочине.

Игорь Шишкин: Но еще несколько лет назад все разговоры о нравственном воспитании в системе образования, а тем более о нравственности в средствах массовой информации воспринимались как разговоры в пользу бедных, что, мол, поговорите, поговорите, все равно ничего не изменится, это бесполезно, плетью обуха не перешибешь, и дальше приводилось множество подобных поговорок.

Николай Маслов: Да, но слово имеет огромную силу. И если слово исходит из чистого помысла, из чистого сердца, люди понимают это и шаг за шагом, день за днем меняют свое сознание, начинают бороться. Сегодня многие люди, в том числе элита нашего общества, которые вернулись в лоно церкви, задумались о своих детях, о внуках. Нужно с ними работать. Я думаю, не больше года пройдет, и воспитание вернется в систему образования в полном объеме.

Мы сейчас уже запустили этот процесс и работаем над учебниками, методическими пособиями. Сегодня было принято решение о создании федерального центра по переподготовке преподавателей в Центральном федеральном округе, а мы этот центр уже сделали, получили государственную лицензию. У нас в стране единственный государственный центр по подготовке преподавателей по духовно-нравственному воспитанию. Сейчас наши коллеги находятся в Хабаровске, и наши слова о духовно-нравственном воспитании прозвучали там как гром среди ясного неба, а слово "нравственность" было воспринято как какой-то нонсенс.

Там присутствовали сотни педагогов, директоров школ, министров образования, министр культуры Хабаровского края, архиереи Приморья и Якутии. Они слушали выступавших докторов наук из МГУ, из государственных университетов Орла, Тамбова, других городов. Представители духовенства услышали то, что они хотели бы сами говорить, но боятся еще сегодня говорить в Хабаровске. Так что этот процесс идет. Правильно сказал Путин, что ответственность очень высока, и хотелось бы, конечно, чтобы слова президента были чем-то подкреплены в практической плоскости. Я не хочу сказать, что президент и правительство нас во всем устраивают, но если уже оно делает какие-то намеки, то мы эти намеки должны превратить в мощное, бурное движение и сделать все возможное. Пусть сегодня кто-нибудь скажет нам, что мы не имеем права говорить о духовности и о нравственности, - пожалуйста, мы включим магнитофон с записью выступления президента Путина, напишем письма тут же во все инстанции. Я думаю, что этот человек, если он на государственном посту, не продержится на своем месте и недели.

Игорь Шишкин: Хорошо, что власть наконец вспомнила о важности нравственного воспитания и о том, что нужно следить за нравственной составляющей в СМИ. Но от понимания до претворения в жизнь лежит дистанция огромного размера, и на этом пути неизбежно возникнут трудности. Более пятнадцати лет страну растлевали, пятнадцать лет люди на этом делали деньги, а другие привыкали к этому.

Николай Маслов: Может быть, мы и опоздали по чисто человеческому разумению, потому что отвыкать от греха сложнее, чем бороться с ним до вступления в этот грех. Когда-то один очень известный мыслитель сказал, что русскому народу нужно умолять Бога, чтобы он не лишил его нравственности, и единственное, на что мы уповаем, что Церковь расширяет свою деятельность, что тысячи храмов бьют в колокола, в людские сердца, и что Бог будет милосерден к русскому православному народу и укрепит его силы. В противном случае отучить людей, особенно молодежь, от этой похлебки, которую они ели многие годы, будет очень трудно.

Игорь Шишкин: В подтверждение этих слов можно вспомнить события, которые произошли к счастью, не в России, хотя Белоруссия - это та же самая Россия, и в Венесуэле. Нужно всегда учиться на ошибках другого государства.

Под бездуховностью сегодня многие понимают необразованность, бескультурье, невоспитанность и прочее. На самом деле, бездуховность это понятие, скорее, нравственное, а не социальное. Бездуховность - это жизнь без нравственных идеалов. Такая жизнь представляется ее теоретиками как истинная свобода. И такую псевдосвободу готовы защищать обманутые люди, которых на протяжении многих лет одурманивали голубые экраны. Так, например, решение президента Венесуэлы Уго Чавеса закрыть крупный частный телеканал RCTV, пропагандирующий безнравственность, привело к массовым беспорядкам поклонников канала, лишенных своего любимого теленаркотика. На нескольких центральных улицах были возведены баррикады. Для разгона манифестантов полиция применила водометы и слезоточивый газ.

Похожие события потрясли на днях и обычно спокойную Белоруссию, когда бобруйскому каналу "Веста" запретили показывать непристойные фильмы. Администрацию города накрыла волна жалоб людей, требующих возобновления вещания канала. Сегодня воспитание людей, создание поля нравственности - это важнейший вопрос. Ведь от него напрямую зависит уровень преступности, жизнь людей, их безопасность. Само по себе воспитание нравственности не произойдет. Можно ли рассчитывать на улучшение ситуации в будущем? В любом случае, процесс морального выздоровления будет болезненным и потребует проявления воли власть предержащих.

(Материал подготовил Юрий Дивногорцев)

Игорь Шишкин: Видимо, эти примеры означают, что попытка навести порядок в сфере нравственности на телеканалах наталкивается на сопротивление не только тех, кто на этом делает деньги, но и тех, кто уже одурманен ТВ.

Николай Маслов: Это значит, что люди воспринимают это наведение порядка как ущемление собственных прав. Люди воспринимают телевидение и другие средства массовой информации как законные, то есть разрешенные властью, а на деле сначала власть узаконила беззаконие, и оно превратилось в норму жизни. Но есть люди, которые понимают, что это беззаконие разлагает общество, что это общественный грех, а общественный грех казнится общей казнью. Начнутся бедствия не только для тех, кто показывает и смотрит, но и для тех, кто равнодушен к этому показу. Там приняли совершенно правильное решение об отключении, но я бы поступил по-другому. Я бы не отключал этот канал сразу, а стал бы показывать все последствия греха, который совершил человек - рождение уродов, болезни, страдания, а также наказания за грехи общества - стихийные бедствия, катастрофы.

Люди, которые ежедневно смотрят фильмы, в которых побеждает зло, в которых показаны насилие, убийства и жестокость, под воздействием этого учителя-телевизора сами меняют свой образ жизни. Если у человека в детстве не было заложено нравственного фундамента, то он запрет безнравственных передач воспринимает как ущемление прав. Нужно от этого отучать постепенно, чтобы у людей сами эти передачи стали вызвать отвращение, и чтобы борьба с беззаконием не превратилась в еще большую смуту и революцию.

Игорь Шишкин: То есть вы считаете, что чисто запретительными мерами здесь проблему решить нельзя? Все зашло слишком далеко, и нет простого решения: махнуть шашкой - и у нас завтра светлое будущее.

Николай Маслов: Нет, конечно. Людей нужно воспитать. Им нужно доказать недопустимость безнравственной жизни и привести зримые примеры. Я недавно посмотрел фильм о нездоровых с рождения людях. Там есть маленькие уроды, то с тремя ногами, то сросшиеся люди, то с такими болезнями, которые не лечатся, то люди, из рук которых растут иголки. Это все результат чьей-то порочной жизни. Подобные фильмы в большей степени дают возможность человеку осознать, к чему приводит разврат, чем просто запреты. Запрет толкает на поиск новых удовольствий.

Игорь Шишкин: Запретный плод сладок.

Николай Маслов: Конечно. А вот всем показать последствия этого греха, показать на живых примерах, что с ними может случиться, - это действенно. Например, в Можайске городских подростков водили по тюрьмам, показывали заключенных, так после этих экскурсий на улице несколько недель не было видно подростков.

Игорь Шишкин: На пути введения нравственного воспитания в систему образования, на пути борьбы за нравственность средств массовой информации помимо неизбежного, увы, сопротивления достаточно широких слоев населения есть еще одна, может быть, более опасная, но не столь явная проблема. В Советском Союзе всей этой порнухи-чернухи не было, система воспитания была поставлена очень хорошо, система отслеживания и недопущения безнравственности в СМИ тоже работала хорошо, но результатом стал 91-й год. После 91-го года пришли к власти те люди, которые были воспитаны в той системе.

Ложка дегтя в бочке меда

В Советском Союзе была создана уникальная в своем роде система воспитания. Это проявлялось во всем и преимущественно в образовании, которое считалось у нас лучшим в мире. Человек был максимально отстранен от проявлений безнравственности. Для него было все устроено лучшим образом. Бесплатные музеи, походы, путешествия по городам. Это создавало замечательную культурную базу. Мы были самым читающим государством, а это тоже очень важно. Но как же так получилось, что с крушением советской системы Россия превратилась из нравственно процветающей страны в страну, где само понятие нравственности многие считают неупотребимым в приличном обществе?

Причину надо искать именно в советском прошлом. Да, была культура, было образование, была бочка меда. Но была и ложка дегтя, довольно увесистая - отсутствие духовных и религиозных ценностей, отсутствие того стержня, который объединяет вокруг себя все эти положительные явления. Человек в СССР был крайне далек от Церкви, от Православия. Построили огромное, замечательное здание на песке, и оно разрушилось от первого же порыва ветра. Сейчас православные ценности в России возрождаются, но мы не видим возрождения культуры, не видим возрождения образования. Нет того синтеза, который поможет заговорить о России как о великой державе. В советское время мы говорили о нравственности как об основополагающей ценности нации, но все разговоры о Православии заканчивались плачевно. Сегодня мы постоянно говорим о возрождении Православия, и это замечательно, только вот возрождения культуры не наблюдается. Так что же изменилось в итоге?


(Материал подготовил Алексей Пичугин)

Игорь Шишкин: Это действительно серьезная проблема, которую почему-то не любят сейчас обсуждать, говорят о том, как хорошо было тогда, какое было хорошее воспитание в школах, какое было хорошее воспитание в СМИ, что не было фильмов, порочащих наше прошлое, Великую Отечественную войну, что шел фильм "Освобождение". Но в 90-е годы все гнусности совершили люди, прошедшие ту систему воспитания, и здесь нужно заранее предусмотреть, чтобы не повторить такого же. Но как?

Николай Маслов: Система воспитания была хороша в части самого механизма, потому что государство уделяло ей огромное внимание, то есть человека вели от рождения, с детского сада и до гробовой доски. Но идеология воспитания была порочна, потому что в ней были ложные идеалы, которые никто всерьез не воспринимал, кроме малых детей. Все знали, что Ленин умер от каких-то вирусных болезней, знали про Дзержинского, про всю систему НКВД. А поскольку во главе всего были ложные идеалы, все это и рухнуло.

С этими идеологами не были согласны миллионы людей в России, и пошли репрессии. Миллионы людей были уничтожены в лагерях, тюрьмах, в ссылке. Люди жили под страхом. Уничтожались целые поселения, целые сословия, целые роды, и виной тому не только Октябрьская революция, а заложенная еще Петром Первым привычка осмеивания всего своего, традиционного. Вот зарубежное, немецкое - хорошо, французское - о, как высоко! А вот все русское, все отечественные недостатки - все это было вынесено на поверхность. Мы до сих пор восхищаемся всем западным, европейским, типа "евроремонт". Этот "евроремонт" пришел от Петра Первого с его отрезанием бород, хотя до этого Россия, еще даже не объединенная до конца, была могущественной державой.

Государство - это очень сложный организм, и если расстраивается какая-то часть, то расстраивается все остальное. Я, например, по своему христианскому воспитанию не вступал ни в комсомол, ни в пионеры, потому что у них нужно было сразу становиться атеистом. Нашу семью это не устраивало, и, естественно, меня удержали в других рамках, а безбожная идеология осталась вне моей жизни. Почему нельзя было верить в Бога, крестить детей, венчаться? Та идеология, которая навязывалась компартией, что партия превыше всего, что партия - единственный свет в окошке, очень многих не устраивала, и огромная масса людей копила зло к этой системе. Конечно, не было и речи о том, чтобы выпустить пар, и этот пар вырвался при первой же возможности, как только пришел несчастный Горбачев, которому довелось исполнить такое дьявольское действие, по-другому не скажешь, когда рухнула огромная страна.

Игорь Шишкин: Действительно, советская система была идеальным механизмом, но в этой огромной бочке меда была, увы, ложка дегтя. Сейчас многие говорят о том, что если мы внедрим основы православной культуры в школу, то все сразу изменится. Но ведь до 1917 года Закон Божий преподавали во всех школах, а сколько революционеров вышло даже из семинаристов? Я считаю, что нельзя повторять эти ошибки.

Николай Маслов: Что значит внедрим? Один человек от чистого сердца прочитает вам историю мировых религий, и вы станете на следующий день православным человеком, потому что вы поймете, что все остальное - пустота. А другой человек вам прочитает основы православной культуры так, что завтра вы в храм перестанете ходить.

Игорь Шишкин: К 17-му году так и получилось.

Николай Маслов: Естественно. Семинарии постепенно становились центрами просто образования, а не духовного образования, потому что к системе образования уже где-то в конце XIX века перестали допускать священнослужителей, то есть тех людей, которые сохраняли нравственность в обществе, через которых только и можно было назначить преподавателя в школу или в вуз. И когда в шестидесятых годах эту норму отменили, во все семинарии стали проникать, в том числе и разные вольнодумцы, организовывали там кружки, где пропагандировали революционные идеи. В результате через двадцать - тридцать лет началась стрельба, был убит царь, потом пошло - первая революция, вторая революция.

Игорь Шишкин: В конце шестидесятых годов в "Дневниках писателя" Достоевский с возмущением писал об отделении священнослужителей от школы и предсказывал, что пройдет несколько десятилетий, и все поймут, к чему это привело страну.

Николай Маслов: К революции. Оно уже привело к революции, и почему-то об этом никто не хочет говорить. Сегодня во власти очень много грязных людей, и им хорошо, когда есть грязный фон, когда растет преступность, потому что на таком фоне их собственной грязи не видать. Но, слава Богу, растет и количество людей по другую сторону баррикад, которые борются за правду и побеждают.

Конечно, мы должны извлечь уроки из того, что такая, казалось бы, стройная, мощная система Коммунистической партии Советского Союза превратилась в труху в считанные месяцы. Причина тут одна: власть и люди друг друга не понимали. По телевизору все время показывали, что у нас все хорошо, говорили, что лучшая жизнь - в Советском Союзе, но все прекрасно уже знали, что делается за рубежами нашей страны, и что "Мерседесы" и "Тойоты" гораздо лучше, чем "Жигули" и "Запорожцы". Не надо было делать так много запретного плода, а надо было дать людям возможность работать, открывать какие-то частные магазинчики, чтобы не было очередей за всеми вещами вплоть до холодильников. Не надо было доводить собственный народ до такого унижения. Это народ-труженик, он свое отрабатывал десятикратно. А вот РАО "ЕЭС" и "Газпром" не надо было приватизировать никогда.

Игорь Шишкин: Но что нужно сделать для того, чтобы не наступать дважды, трижды на одни и те же грабли? Как не допустить того, что произошло в 1917 и в 1991 году? Как совместить лучшее из того, что было до 17-го года, и лучшее из того, что было в системе воспитания до 91-го года, с тем лучшим, что есть сейчас?

Николай Маслов: Мне лично понятно, что нужно сделать в системе нынешнего воспитания и образования. Есть принципы, на которых шла наша жизнь на протяжении веков, и когда народ и власть этих принципов придерживались, не было больших смут. Это был быстрый и справедливый суд. Это была система воспитания, при которой человека сначала стремились научить вере, а потом наукам. Если человека воспитывать в духовности еще до школы, он будет любить Бога, любить своих родных, любить свою Родину, а получив образование, будет добрым, отзывчивым, всегда будет творцом. Если же человека не воспитывают в нравственных идеалах, то, даже будучи высокообразованным, он может представлять угрозу для государства.

Чтобы навести в стране порядок, нужно вернуться к простым вещам - очистить от скверны средства массовой информации, следить за тем, как мы одеваемся, как мы говорим, восстановить справедливость, отказаться от ложных идеалов. Важен личный пример, подаваемый верхним слоем общества, начиная от президента. И, конечно, нужно сделать все возможное для укрепления семьи. Государство - это семейство семейств. Если не будет семей, как таковых, созданных по закону нравственности, какой была семья Адама и Евы, тогда не будет и государства, останется какое-то сборище. Восстановление института семьи - это приоритетное направление деятельности государства. Нужно сделать так, чтобы не было ни одной брошенной женщины с детьми. Ведь на женщинах держится общество.

Игорь Шишкин: То есть мы должны отстаивать свое право жить по нравственным законам, в противовес тем, кто сейчас выходит на улицы и кричит о своем праве на безнравственную жизнь?

Николай Маслов: А как же иначе? Жизнь - это борьба добра со злом. Ничего не бывает без воли Божьей, но человек должен бороться со злом, не покладая рук. Без Бога нет добра в обществе, а нет добра - полная разруха.

http://www.narodinfo.ru/articles/detail.php?ID=23955



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме