"Прославлена была от Бога..."

К 600-летию со дня преставления великой княгини московской преподобной Евдокии (Евфросинии)

Новости Москвы 
0
171
Время на чтение 9 минут
2007 год от Р.Х. богат для Русской Православной Церкви на юбилеи, кратные ста. В их числе 500-летие со дня рождения митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева), истинного ревнителя Православия, не побоявшегося выступить против произвола Ивана Грозного и впоследствии принявшего мученическую смерть; 600-летие преставления одного из ближайших учеников и первых последователей Сергия Радонежского преподобного Саввы Сторожевского, который, как и его учитель, имел огромный авторитет у современников, в том числе у представителей правящего в Москве рода Даниловичей; 900-летие "хождения" игумена Даниила в Палестину - паломничества, открывшего Руси Святую Землю... Среди этих заметных событий и 600-летие со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (в иночестве - Евфросинии), супруги Дмитрия Донского.

Она была дочерью суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича - правнука родного брата Александра Невского Андрея и его жены Анны. Новорожденную княжну нарекли Евдокией, что в переводе с греческого означает "благоволение". Точное время рождения Евдокии неизвестно. В исторической литературе можно встретить указание на 1353 год. Также полагают, что когда 18 января 1366 года она выходила замуж за московского князя Дмитрия Донского ей было 12 или 13 лет. Однако достоверных исторических сведений, которые бы свидетельствовали о рождении Евдокии, пока не обнаружено. Ничего неизвестно и о ее детских годах.

Брак Евдокии с Дмитрием Донским закреплял связи между двумя могучими княжествами - суздальским и московским, которые в течение длительного времени боролись за великое княжение владимирское, и должен был впредь обеспечить мирные отношения между ними. В 1371 году Евдокия родила старшего сына Василия, впоследствии великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389-1425). Всего же великокняжеская пара имела восемь сыновей и четырех дочерей, включая умерших во младенчестве. В 1373 году Сергий Радонежский, уже при жизни особенно почитаемый Дмитрием Донским и являвшийся наставником Евдокии, крестили в Переславле их второго сына Юрия. Близкая духовная связь соединяла Евдокию так же и со святителем Московским Алексием.

Особые мгновения пришлось пережить Евдокии в конце августе 1380 года. Тогда у стен соборов Московского Кремля она провожала на Куликово поле любимого мужа. "Сказание о Мамаевом побоище" живописует трогательную картину проводов: "Княгини же великая Еовдокея, и княгини Володимерова Мариа, и иных праволвъных князей княгини, и многыа жены воеводскыа, и боярыни московьскыа, и служниа жены ту стояще, проводы деющи, в слезах и въсклицании сердечнем не могуще ни слова изрещи, отдавающе последнее целование". Согласно "Сказанию", великий князь Дмитрий, видя это, "сам мало ся удръжа от слез, не дав ся прослезити народа ради", и утешил супругу словами из послания апостола Павла римлянам: "Жено, аще Бог по нас, то кто на ны!" 25 сентября Евдокия с сыновьями Василием и Юрием встретила победителя у Фроловских ворот (ныне - Спасской башни) Московского Кремля.

В 1382 году новый хан Золотой Орды Тохтамыш двинулся на Москву с карательным походом - победа в Куликовской битве над Мамаем, пусть и не легитимным золотоордынским правителем, грозила потерей контроля над Русью. При его приближении Евдокия укрылась в Переславле. Древний город вновь принимал великую княгиню. Очевидно, Евдокия на протяжении жизни сохраняла особое отношение к Переславлю. По ее распоряжению там впоследствии была выстроена церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи.

В 1389 году через четыре дня после рождения Евдокией младшего сына Константина на тридцать девятом году жизни умер Дмитрий Донской. Составитель "Слова о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Русского" вложил в уста Евдокии потрясающий по своей красоте плач об усопшем. Вот лишь некоторые строки: "Видев же его княгини мрътва на постели лежаша, въсплакася горкым гласом, огньныа слезы от очию испущающи, утробою распаляющи, в перси свои руками бюще. Яко труба, рать поведающи, яко ластовица, рано шепчущи, и арган сладковещающий, глаголаше: "Како умре, животе мой драгый, мене едину вдовою оставив!...Солнце мое, рано заходеши; месяць мой светлый, скоро погибаеши; звездо восточная, почто к западу грядеши?...И изменися слава твоя, и зрак лица твоего превратися в истление. Животе мой, како намилуюся тебе, како повеселюся с тобою!...Свете мой светлый, чему помрачился еси? Горо великаа, како погибаеши!.."" Отношение самого Дмитрия Донского к супруге и ее роль в великокняжеской семье ярко выражены в лаконичной фразе, неоднократно повторяющейся в завещании государя. Дмитрий Донской постоянно повторяет наказ: "А вы, дети мои, матери слушайте".

Оставшись вдовой после двадцати трех лет брака, Евдокия посвятила жизнь Церкви и духовным подвигам. В то же время есть основания полагать, что она проявила себя и как умелая хозяйка многочисленных вотчин - об этом свидетельствует ее активная строительная деятельность, на которую требовались солидные средства. Жизнь Евдокии после смерти Дмитрия Донского характеризуется летописным "Сказанием о блаженной великой княгини Евдокии во инокинях Евфросинии", составленном в традиционном стиле древнерусской литературы похвалы умершим князьям: "По преставлении же супруга своего великаго князя Дмитрея Ивановичя по Бозе трудолюбезно пребываше, воздержанием же плоть свою изнуряа, целомудрие же съхраняа и чистоту душевную, вкупе же и телесную со всецем смиреномудрием просвещая, прочее же милостивным нищелюбием богоугодное житие исправляа, кроме всякого тщеславия, имиже въможно есть Богу угодити". Наиболее известным и, пожалуй, самым главным детищем Евдокии в последние годы жизни становится Вознесенский женский монастырь, основанный ею в Московском Кремле за Фроловскими воротами на месте княжеских теремов (разобран в 1929 году). Эта обитель стала третьим женским монастырем Москвы. Уже в XV столетии устанавливается традиция, по которой собор монастыря служил усыпальницей великих княгинь (впоследствии - цариц) и женщин из правящего дома.

Именно в Воскресенском монастыре 17 (30) мая 1407 года незадолго до смерти Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (в переводе с греческого - "радость"). 7 (20) июля 1407 года она преставилась ко Господу и была погребена здесь же. В XIX веке Ефвросиния была местночтимо канонизирована и оказалась на долгое время, до прославления великой княгини Елисаветы, единственной женщиной в соборе московских святых. Более того, канонизация Ефросинии состоялась намного раньше прославления ее мужа, Дмитрия Донского, который был причислен к лику святых лишь в 1988 году.

Осенью 1999 года состоялось знаменательное событие, по сути являющееся вторым обретением мощей Евфросинии. Археолог Т.Д. Панова завершила исследование предполагаемых мощей великой княгини, находившихся вместе с другими останками после разрушения Воскресенского монастыря в подклете Архангельского собора, и надежно подтвердила их подлинность. В настоящее время в Москве в районе Котловки строится храм в честь преподобной Евфросинии (Евдокии), великой княгини Московской.

* * *

В связи с юбилейной датой 600-летия преставления преподобной Евфросинии (Евдокии) по инициативе Московской Патриархии, Правительства Москвы и фонда великой княгини Евдокии Московской 11 апреля 2007 года в зале церковных соборов храма Христа Спасителя прошла международная научная конференция "Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности". Конференция открыла череду мероприятий, посвященных празднованию юбилея.

Первым выступал епископ Истринский Арсений с докладом "Святость как идеал образа жизни и мысли". Выступление владыки началось с зачитывания приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участкам конференции. В своем приветствии Святейший Патриарх подчеркнул, что в наше время важно восстановить историческую память об этой замечательной женщине, истинной христианской подвижнице, неутомимой спутнице великого князя благоверного Димитрия Донского. Евдокия, многодетная мать, впоследствии монахиня-строительница, служила образцом для окружающих и в великокняжеских чертогах и в тиши монастырских стен. Святейший Патриарх отметил особое место Евдокии в истории святых женщин Руси, поскольку она находилась у истоков новой, объединенной Москвой Руси. В заключение приветствия Святейший Патриарх еще раз обратил внимание на то, что сегодня, когда роль женщины в общественной и государственной жизни возрастает, нужны образы чистые, подвижнические, которые бы свидетельствовали о самых лучших проявлениях женской качеств в истории и задавали идеалы, к которым следует стремиться.

В докладе доктора богословия, профессора архимандрита Макария (Веретенникова) "Особенности церковной жизни в конце XIV века" речь шла об особом значении эпохи Сергия Радонежского в жизни Руси. Докладчик показал, что появление целого сонма подвижников в эту эпоху, и среди них Ефросинии, закономерное следствие духовного развития Руси к началу XV столетия. На примере Димитрия Донского и Евфросинии архимандрит Макарий также коснулся смысла особой категории святости, которую представляют святые пары.

Доктор исторических наук, профессор А.Б. Мазуров (Коломна) представил в своем выступлении "Город Коломна в жизни великой княгини Евдокии" место святой в политической и церковной жизни Московской Руси рубежа XIV-XV веков. Евдокия являлась гарантом отношений между детьми Дмитрия Донского. Она владела 31 волостью, хотя в то время 10-15 волостей являлись пределом мечтаний большинства князей Северо-Восточной Руси. Проявила себя как неоднократная заказчица каменного храмового зодчества, что представляло собой не такое уж частое явление даже для могущественных правителей-мужчин.

Кандидат исторических наук Д.Ю. Кривцов (Нижний Новгород) подготовил доклад "Роль митрополита Алексия деятельности и духовой жизни великой княгини Евдокии", в котором выступил с критикой некоторых положений современной историографии, касающихся церковно-политической истории Руси второй половины XIV столетия. Так докладчик опровергал довольно распространенные ныне мнения о том, что на самом деле святитель Алексий являлся главой татарофильской группировки в Москве, а свадьба Дмитрия Донского с Евдокией была подготовлена за спиной Дмитрия в интересах вовсе не московской великокняжеской власти, но рода бояр Вельяминовых, в союзе с которыми выступал и митрополит Алексий.

Доктор исторических наук, главный археолог Московского Кремля Т.Д. Панова рассказала о некрополе Вознесенского монастыря, трагической истории его упразднения, длительном процессе возвращения и исследования мощей Евфросинии. Во время исследований был воссоздан облик великой княгини; установлено, что рост ее равнялся 155 сантиметрам; умерла Евфросиния в возрасте около 55 лет; прижизненных травм и вредных накоплений в костных тканях не обнаружено.

Всего за время конференции было сделано полтора десятка докладов.

* * *

Мероприятия, связанные с празднованием 600-летия преставления преподобной Евфросинии (Евдокии), великой княгини Московской, являются не первым крупным торжеством, посвященным чествованию святой. Без малого век тому назад, 5-7 июля 1907 года, в Москве состоялось торжественное празднование по случаю 500-летия кончины преподобной. В торжествах принимали участие митрополит Московский и Коломенский Владимир, епископы Серафим Можайский, Трифон Дмитровский, Евдоким Волоколамский, Анастасий Серпуховский, игумения Вознесенского монастыря Евгения, настоятель храмов Вознесенского монастыря иерей А.И. Пшеничников, духовенство и прихожане московских храмов и монастырей, а также делегации из Подольска, Серпухова, Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, других русских городов. Великая княгиня Елизавета Федоровна, особенно почитавшая Вознесенский монастырь, пожертвовала к мощам Евдокии золотую лампаду и в течение торжественных дней неоднократно посещала богослужения в Кремле. К торжествам были подготовлены памятные медали с изображением главного собора Вознесенского монастыря и надписью: "В память пятисотлетия блаженной кончины преподобной Евфросиньи, 7 июля 1907 года", а также брошюры, содержавшие житие Евфросинии и историческое описание монастыря, иконы, крестики и образочки с изображением святой.

Ко дню 500-летия со дня преставления преподобной Евдокии особенно готовились монахини Вознесенского монастыря. Ими был выткан покров с изображением святой в рост, по углам которого помещались изображения святителя Алексия, преподобного Сергия, благоверного князя Даниила Московского и великого князя Дмитрия Донского. На оторочке плащаницы были вышиты слова: "Святая преподобная княгиня Евфросиния, чада обители твоея, тобою созданныя, и в пяти вецех прешедших молитвами твоими покрываемыя, ныне благодарно исповедающеся, благохваления Господеви приносят и святую твою память светло торжествующе, молебно ти взывают: и в грядущая времена и лета не престани покрывати нас молитвами твоими и помогати нам в жизни нашей и во исходе душ наших, и в будущем веце, аминь. 1407-1907 года, июля 7 дня".

Сестрами монастыря также были сочинены два гимна в честь Евфросинии. Вот один из них.

В дни, когда княжил Димитрий, славный доблестный герой,
В дни, когда он, Русь спасая, правил мудро так Москвой -
Ты, княгиня всечестная, с ним невзгоды все несла,
По любви и милосердью для всех ангелом была.

Ангел кротости, смиренья, ангел дивной доброты,
Ты для подвига спасенья удалялась суеты...
Перстом Божиим указан был тебе святой удел,
И с Тобой в обитель нашу Ангел мира прилетел..

Вот венец ты оставляешь и весь царственный убор,
Постриженье принимаешь, делишь подвиги сестер,
Ты и храму Вознесенью основание даешь,
И всю жизнь Твою земную с святым подвигом идешь...

Прах Твой свято почивает, но душа Твоя живет...
И мы сердцем ощущаем здесь твои ангельский полет!
В день священный юбилея торжествуем мы душой,
Всей обителью мы славим благодатный Твой покой!

По завершении празднований на имя Николая II была отправлена телеграмма следующего содержания: "Благочестивейший государь! Московский Вознесенский монастырь, совершив церковное торжество в память исполнившегося пятисотлетия со дня блаженной кончины своей основательницы преподобной Евфросиньи, великой княгини московской, возносил усердные молитвы ко Господу, да сохранит неисчерпаемою милостию Своею драгоценные дни Ваши и всего царствующего дома во благо Церкви Православной, на славу и счастье нашей дорогой Родины. Владимир, митрополит Московский. Игумения Евгения о Христе с сестрами". На телеграмму был получен высочайший ответ: "Сердечно благодарю Вас, владыко, и прошу передать игумении и всем сестрам святой Вознесенской обители мою искреннюю благодарность за молитвы. Николай".

http://www.pravoslavie.ru/put/070530112354
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Аркадий Тарасов
Все статьи Аркадий Тарасов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35