"Я все время беспокоюсь о несправедливости окружающего мира"

Новости Москвы 
0
169
Время на чтение 14 минут
Алексей Лебединский... Что-то знакомое, правда? Да. Он - Профессор, автор песни о лодочнике, а также автор и многих других известных и любимых песен. Он не делает попсу. Он делает замечательные фотографии. Он - фотограф и музыкант...

Я знала, что он - человек неравнодушный, не перестающий думать о смысле жизни, о вере и Боге. Разговор наш получился неформатным и... неформальным, потому что Алексей - человек безусловно искренний, немного странный и ни на кого не похожий.

Может, поэтому интервью очень долго ждало своего часа - говорили мы с Профессором Лебединским почти год назад.


- Алексей, давайте начнем с такого вопроса: Вы в театре не пробовали играть?

- Нет. Подозреваю, что я - очень плохой актер. Я буду переигрывать, я - холерик. А в актерском ремесле надо иметь меру, необходимо человеку, зрителю, давать возможность додумывать. Этой возможности я никогда никому не давал, готов выложиться на 120%, чтобы всем было понятно. В принципе, я играл какие-то глупые роли... Но со знанием того, что человек все равно не до конца или неправильно что-то поймет.

- В музыке также должно быть?

- Мне кажется, да. Если перенасытить аранжировку информацией, то не получится ничего хорошего. Большинство людей будут воспринимать эту музыку как перегруз: по инструментам, звукам. Обычно какая-то недоделанность и недосказанность рождают популярные вещи - они дают возможность человеку домысливать, вкладывать в музыкальное произведение что-то свое.

- Ваши песни, насколько я понимаю, на это не рассчитаны?

- Нет. Мои песни - это абсолютное отражение меня самого. Зачастую они перенасыщены информацией. Директор одной радиостанции, который обожает мои песни, слушает их, говорит: "Я не могу твои песни ставить на моем радио. Не потому, что я их не люблю. И я их люблю, и мои редакторы их любят. Ты представь себе любую свою песню между двумя другими. Покажется, что песни, которая звучит до тебя, будто бы не было, а песню, которая заиграет после, никто не услышит". Мои песни - это серьезный концентрат, который не всякий может перенести. В них очень много переборов для обычного слушателя. Вот в чем проблема.

- А как Вы слушателя своего себе представляете?

- Мои слушатели - это дети до 12, которые любят меня за то, что я кажусь им добрым Карабасом Барабасом. Они чувствуют больше. У меня есть 18-летние поклонники - они уже понимают, о чем я пою. Но это редко. На концерты приходят люди за 25. Они все понимают и очень хорошо себя чувствуют.

- Если для детей Вы - добрый Карабас Барабас, то для людей старшего поколения - кто?

- Карабас Барабас я для тех, кто до конца смысла песен не понимает. А смысл моих песен - это мое непонимание жизни. Я не знаю порой, как реагировать на то, что происходит со мной. Все время смех смешан со слезами. Если что-то смешно, то в глобальном смысле - грустно. А если мне грустно, то я вынужден смеяться, чтобы не умереть от тоски... Зрелые люди, понимающие это, приходят на мои концерты из-за моих лирических песен: послушать "Листопад", "Я никому не скажу", "Вот и вся любовь". Молодежи-то нравится "Я танцую пьяным на столе", "Лашате ми кантаре", "Лодочник". Они про "Листопад" даже не знают...

- Слушатели так четко разделяются?

- Ну, допустим, есть песня "Елочка, гори!" (в оригинале "Расскажи, Снегурочка"), которую мы вместе с Наташей Власовой перепели. Я тогда специально преобразовал текст таким образом, чтобы в песне не осталось никаких перехлестов, был абсолютно безобидный юмор. Для меня это первый уровень юмора: "споткнулся - упал". Он очень популярен. Но как классифицировать следующие уровни юмора - не знаю. Там появляется подтекст, смысл... Моя лирика - это тоже смешные вещи, смех сквозь слезы, уже не первый уровень. И слушатели делятся - на тех, кто любит мои веселые песни и не понимают, в чем смысл лирических, и на тех, кто любит лирику, понимает меня и слушает мои веселые песни. Последние знают, что "Я танцую пьяным на столе" написано "в легкую", для того, чтобы не плакать, для смеха.

- Алексей, в чем смысл песни про "Лодочника"? Почему в свое время она была столь популярна?

- Она написана ровно за пять минут - вместе с аранжировкой. Там по кругу крутится одно и то же, там нет никакого перегруза, и она абсолютно непонятна для большинства. Слова в куплетах - ассоциативный ряд... А вообще-то, это песня о предательстве. Лодочник предал мальчика, который ненавидел даже саму идею революции и пытался подорвать "Аврору", чтобы она не выстрелила. Но редко кто думает о смысле.

"Лодочник" - это песня о том, что так и не реализовано в жизни. Мы всегда помним о том важном, что нам не удалось сделать. Мы сейчас понимаем весь ужас, который принесла революция нашей стране... В общем, смысл песни - в предательстве. Это призыв против предательства, а не призыв кого-то уничтожить. Это крик души: почему в мире все так несправедливо?

- А Вы давно пишете?

- Я пишу, сколько себя помню. Правда, я ничего не запоминаю и пишу очень мало. Но у меня нет ни единой песни, которая была бы написана и легла в стол - она уже входит в альбом, она полноценна. Я не привык делать наброски и выбрасывать. Это происходит только с инструментальной музыкой, не с текстами.

- Вас что-то давно не было слышно...

- Я несколько лет ничего не писал. Восемь лет провел в тяжелейшей депрессии, из которой только недавно начал выбираться. Наверное, начал. С помощью одного священника... И в тот период, когда я начинал что-то писать, то все выливалось в очень серьезную, скажем так, психоделическую музыку. И часто бывало, что я стирал все, что писал. Теперь я понимаю, что мог получиться интересный инструментальный альбом.

- Может, странный вопрос, но все же... Откуда берется музыка в голове?

- Многие люди считают, что они гениальные, талантливые, гордятся этим. Я не могу гордиться тем, что написал. Хотя бывало, мои песни спасали людям жизнь. Например, песня "Я никому не скажу". Послушав ее, очень серьезный вор в законе выпустил из машины человека, которого везли убивать в лес. Он сам об этом рассказал в присутствии свидетелей этого случая. Мне рассказывали, что мои песни выводили из депрессии... Но я понимаю, что это Богом дано, а люди - просто проводники. Слава Богу, если то, что мы делаем, помогает кому-то. Но в этом нет нашей заслуги никакой. Мы ж не лес рубим.

- А Вам никогда не хотелось именно лес рубить, сапоги тачать?

- Это надо делать. Обязательно, потому что только когда ты рубишь лес, появляются здравые мысли. У меня вместо леса - железки. Я все время собираю и разбираю блоки питания, компьютеры... Мне это необходимо. Сделал своими руками тишайший компьютер. Он мощный и абсолютно тихий. Может, это и есть моя лепта.

"Я занялся фотографией..."

- Знаю, что Вы занимаетесь фотографией...

- Да... Тяготею к живой фотографии, хотя снимаю рекламу и часто делаю постановочные фото, жанровую постановку, скорее так. Больше всего занимает жанровое ню. Но если батюшка, с которым я часто разговариваю, скажет, что это неправильно - перестану. Хотя вряд ли это неправильно, потому что нет никакой пошлости в этом. Для меня женское тело - это некая геометрическая фигура. И мне важен характер тела, лица. Без этого не получится ничего. Миленькие лица для меня ничего ровным счетом не значат.

- Видела Ваши фото в Интернете, знаю, что альбом вышел... У Вас все фотографии очень живые. На них хочется постоянно смотреть.

- Значит, я добился своего. Это называется "долгая фотография".

- "Долгая фотография"?

- Я изобрел этот термин сам, теперь его используют многие. Бывают иллюстрации - посмотрел один раз и не хочется больше. "Долгая" же все время... вторит. В каком бы настроении на нее ни посмотрел, хочется ее рассматривать. Есть фотографии панорамные, с удивительно правильно взятыми планами - они тоже "долгие", потому что на них хочется смотреть.

- Алексей, а почему именно фотографией Вы занялись?

- Она пришла ко мне. Случайно, через Интернет. Я познакомился в сети с лучшими фотографами, мне сразу повезло - я занялся фотографией.

- Сразу стало получаться?

- Нет. Не все и не сразу. Но все меняется. Все меняется в голове, переоценивается, и тебя совершенно не устраивает то, что сделал полгода назад. Фотосессии нужно давать возможность "отстояться", какой бы она тебе сразу ни показалась хорошей, и посмотреть через некоторое время. Она может оказаться едва ли не самой неудачной. А бывает, что ты через какое-то время смотришь на соседний кадр и понимаешь, насколько он интереснее, чем тот, который ты выбрал первоначально. Абсолютно отвлеченный взгляд.

- У Вас фотоаппарат всегда с собой?

- Нужно учитывать то, что под каждую съемку нужен определенный фотоаппарат... У меня их пять, все - для различных съемок. Нет универсального фотоаппарата. Художественные вещи до сих пор снимаю на пленку. Потому что альтернативы нет.

- А "цифра"?

- Портрет снять на "цифру" - это убить портрет. Я говорю не о тех фотографиях, которые девушки делают для портфолио. Это можно и на "цифру" снимать. Показать характер, оставить в кадре воздух и пластику может только пленка.

- Любимые художники у Вас есть?

- Буду, наверное, банален. Я с детства обожаю Айвазовского. Для меня Айвазовский - это музыка Грига. Я неисправимый романтик, а в неестественных цветах полотен Айвазовского и заключена та сказка жизни, к которой мы стремимся. Это наши мечты, то, чем мы хотели бы веселить душу. На самом деле все это должно быть заменено любовью к Господу Богу. Для меня - так.

Музыка или фотография?

- Музыка, фотография... Что важнее?


- Важно все. Очень важно, как мы сейчас общаемся. Точно так же, как и то, что я буду снимать вечером. А может быть, в сто раз важнее. Важны отправные точки, от которых мы отталкиваемся. Сегодняшний наш разговор может стать такой точкой для меня. Или для вас. Вы от этой точки перейдете к другой.

- Что такое "отправная точка"?

- Это точка, которая вызывает желание творить и жить. Это, кстати, достаточно богохульное заявление, потому что нежелание жить - это уже грех.

- Но ведь горе, беда - это тоже отправные точки...

- Да, так и есть. Батюшка меня успокоил. Он сказал мне, что все, что происходит со мной, мои мучения душевные - это все путь к настоящему свету. Горе существует лишь для того, чтобы я пришел к этому Свету. Без беды я и не пытался бы идти. Идти маленькими детскими шажочками и радоваться жизни, радоваться солнцу, радоваться своим положительным сдвигам.

- Что для Вас важнее в занятии фотографией: заслужить авторитет или напомнить о себе?

- Я не знаю, честно говоря. Понятно, что это моя профессия. Но зарабатывание денег фотографией - не первое дело. Все-таки фотография - больше хобби, и я здесь хочу добиться многого. Я выпустил альбом. Это для меня было великим шагом. Мне за него не стыдно - вот что самое главное. Я очень боялся его выпускать, потому что понимал, что всего пять лет, как начал заниматься фотографией, и вдруг - бац! - альбом на 200 фото. Это много. Оказалось, что профессионалам и зрителям наплевать, кто ты - звезда российской эстрады или дворник. Все признали, что это действительно настоящее. И я понял, что добился чего-то.

От певчего к профессору

- Когда Вы крестились?

- Я был крещен в детстве. Когда был маленьким, пел в хоре Александро-Невской Лавры - я ведь в Питере родился и вырос. На мою голову митрополит Никодим возлагал Евангелие при чтении. Мне единственному из мальчиков разрешали входить в алтарь храма. Так мне мама говорила. Сам я этого не помню. Лет с 13 я стал от Церкви отдаляться. Сейчас возвращаюсь.

- В школе Вас ругали? Ведь Вы росли в советское время, когда походы в церковь не приветствовались.

- Ругали - это не то слово! Дело в том, что я не был пионером и комсомольцем из идейных соображений. И это при том, что мой отец был главным педиатром города, а мать - одним из трех лучших адвокатов. Их вызывали то в КГБ: "Почему ваш сын поет в церковном хоре и ходит в храм?", то на педсоветы, когда я отказывался вступать в пионеры. Проблемы и в армии были. Я был единственным не-комсомольцем во всей дивизии. И чего мне только не делали, чтобы я "вступил в ряды": обещали сделать меня сержантом, вызывали в Особый отдел...

- Алексей, а образование у Вас какое?

- У меня два незаконченных высших образования. Учился в электротехническом, поскольку я был технарем с детства. Второй вуз - университет культуры, в котором я учился на руководителя симфонического и джазового оркестра. И то, и другое бросил. Об университете культуры сожалею, потому что там были прекрасные преподаватели. Нам преподавал Виктор Михайлович Лебедев, автор балета "Волшебник Изумрудного города", красивейшей музыки, например. Но я больше трех лет не смог проучиться - у меня было много гастролей. Тогда я ездил с театром "Секрет", с Максимом Леонидовым, играл в спектакле "Король рок-н-ролла", и мне было некогда. Я организовывал собственную группу, с которой потом поехал в Италию... Времени не было.

- Алексей, почему Вы "профессор"?

- Просто так.

- Когда Вы начали петь на эстраде?

- Я ж не пою, это художественный рев такой. Я напрягаю связки, и рычание примешивается к голосу. Те люди, которые слышат, как я говорю обычно, удивляются.

- А как Вас коллеги воспринимают?

- Нормально. Хотя бы потому, что я никогда не буду им соперником. Я ничью нишу не занимаю.

Разоблачение мифа

- Существует миф, что все артисты - существа падшие, а жизнь у них легкая...

- Легкая? Ничего себе! Тогда почему артисты начинают болеть тяжелыми болезнями уже в молодости? От легкости жизни? От этой легкой жизни, от бесконечного напряжения, перелетов и общения с разными людьми, от перегрузки информацией совершенно расшатана нервная система. И этим страдают все. Если кто-то считает, что выйти на сцену и хотя бы даже в течение 30 минут людям петь легко, то это - большое заблуждение. Я сейчас не говорю о тех, кто поет "под фанеру". Хотя тоже не скажешь, что у них легкая жизнь, потому что и им надо памятники ставить. Попадать в то, как спето раньше, вовремя рот открывать - это серьезно. Настоящий артист, который работает по-настоящему, тратит очень много энергии.

- Как он ее восполняет?

- По-разному. Я расплачиваюсь депрессиями жуткими. Это очень тяжело. Иногда после 40 минут работы уходишь со сцены просто выжатый, как лимон.

- Некоторые артисты говорят, что они от зрителей получают что-то, энергетику какую-то чувствуют...

- Это правда, но получают почему-то через несколько часов... Это как шок. Когда вылезаешь из разбитой машины, которая перевернулась два раза и ударилась в столб, то сначала кричишь: "Все хорошо!". И вдруг через минут 20 тебя начинает дико колотить. Так же и с концертами. Это шок.

"Мы идем к Нему..."

- Говорят, Вы не ведете светскую жизнь?


- Нет.

- Как Вы общаетесь с теми, кто ее ведет? Вы с ними легко общий язык находите?

- Я с любым человеком могу найти общий язык. Другое дело - доставит ли мне это удовольствие.

- А язык Церкви?

- Для меня очень много старинного в нем. Многое не понимаю, за исключением разве что "Отче наш"...

- Вы в Москве ходите в какой-то храм?

- Ходил в несколько... Очень по-разному себя чувствовал. Храм - это место, где легче обращаться к Богу. Где-то мне легко, где-то сложно. В Александро-Невской Лавре в Питере ощущения удивительные...

- А самое сильное впечатление церковное - какое, с каким местом связано?

- Из православных - Владимир, Успенский собор, который в начале XV столетия расписывал преподобный Андрей Рублев. Это что-то потрясающее.

А самое сильное впечатление вообще от архитектуры - Домский собор в Милане. Ничего более грандиозного пока не видел.

Сильнейшее впечатление на меня произвела крохотная церковь IX века в маленьком испанском городе Эстремасе. Там византийского стиля иконы, но что больше всего поразило - они светились радостью. Нет тяжести. Обычно православная церковь - это тяжесть, скорбные лица.

- Нет, просто люди сильно уходят в себя.

- Может быть. В католическом храме такого нет, но, вероятно, это из-за более поверхностного отношения.

- Есть история про двух монахов, которые оба тяжело согрешили, осознали это, стали каяться. И один из них всегда был очень печален, плакал о своем грехе, каждую минуту о нем вспоминал. Лицо его всегда было скорбно. А второй монах был радостен, постоянно благодарил Бога за то, что Он простил его. И тогда отцы этого монастыря, где жили монахи, решили обратиться к Богу и спросить: кто же из двоих по-настоящему прощен, кто из них ближе к Богу, кто правильнее поступает - тот, который радуется, или тот, который безмерно скорбит. Господь открыл, что на самом деле оба монаха одинаково близки к Нему, потому что и тот и другой идут по одному и тому же пути, но разными способами...

- Я об этом же думал. Это удивительно перекликается с тем, что я недавно осознал. У меня все есть. Мне не надо самолетов и островов, нет. У меня замечательные дети, у меня замечательная профессия. Почему же так скорбно мне? Почему все время в депрессии? И когда я понял, что все правильно со мной происходит, меня осенила мысль: абсолютно неважно, прохожу я эту жизнь плача или улыбаясь. Это одинаковые ощущения, только разные по виду. Почему мы воспринимаем радость как обязательное состояние для души? Почему-то упиваться скорбью мы считаем неправильным, а упиваться радостью - наоборот. Какая-то глупость... Нельзя из крайности в крайность впадать. Все равно мы идем к Нему.

Сейчас я ощущаю себя как пакет из фильма "Красота по-американски", до сих пор меня кидает в разные стороны. Но теперь этот пакет, ударяясь о каждое препятствие, что-то приобретает. Я знаю, что скоро этот пакет полетит так, как его направит Бог, я не буду этому сопротивляться.

У нас у всех есть стремления: к праздной жизни, к тому, чтобы вкусно поесть, поспать, мы все любим наблюдать удивительные природные явления... Некоторые из этих стремлений бессодержательны, они с течением времени предстают пустыми. То, что приносило удовольствие, перестает приносить удовольствие. Этого не надо бояться, хотя и страшно иногда бывает. Господь показывает: "Ты сделал вот это - на тебе пустоту. Вот посмотри, что это тебе принесло". Пусть мы поплачем о пустом, но поймем, что следующий раз не будем тратить на это время.

- Скажите, деньги - это пустое?

- Деньги - это некий социальный предмет, созданный для того, чтобы люди регулировали взаимоотношения, не связанные с душой. Все.

- Но Вы же не будете отрицать того, что к деньгам прикипают?

- Для того чтобы к ним не прикипать, нужно понять, что они ничего не прибавляют, когда они есть. Человек может заработать много денег. Вопрос в другом: когда он их заработает, он насытится? Сейчас перед вами живой пример - я не зарабатываю столько, сколько мог бы. Просто я понял, что мне некуда их тратить. Сейчас понимаю: счастья они мне не прибавляют.

Деньги имеют удивительное свойство: чем меньше ты о них думаешь, тем их больше. Вот, например, я знаю, что у меня сейчас денег достаточно для жизни. Но я все равно думаю: "А вдруг они кончатся, как же я буду кормить семью...". Но как только я забываю об этом, перестаю волноваться, тут же начинают поступать предложения, идут звонки, деньги появляются. Мне кажется, что если очистить ум и душу от суеты, все необходимое будет приходить само. У нас в голове столько мыслишек: о том, как денег заработать, как поправить неисправимую ситуацию, как человека нервного, близкого тебе, сделать ненервным... Но ничего не придумывается, а сердце болит, нервы сдают, никому не помогаешь своими думами. Близким надо помогать реальными делами...

Я все время думаю о неразрешаемых вещах. Я все время беспокоюсь о несправедливости окружающего мира. Но это абсолютно неплодоносные мысли.

- Можно помогать кому-нибудь этими деньгами...

- Десятилетие моей творческой деятельности мы отметили большим концертом - и пятерым детишкам сделали операции, которые спасли их жизни. На сцене не было почти никаких украшений, эффектов, она была почти пуста, но зрители знали, ради какого это дела. Все четыре с половиной тысячи людей, которые на мой концерт пришли. После этого письма приходили с вопросами, чем еще можно помочь, кому. Это великое благо для души - такая помощь. Не во искупление своих грехов, которые ты совершил, а потому, что это очень важно для них. Следующий большой концерт сделаю таким же.

Вещи, которые становятся ненужными, лишними, когда дети вырастают, мы с женой отдаем в детские дома подальше от Москвы. Дело в том, что в московских детдомах все более-менее нормально, а если отъехать чуть дальше - стульев не хватает.

- Вы сами ездите?

- Нет, не хочу, чтобы меня обвиняли в неискренности. Не хочу на чужой беде делать себе имя. Но с детьми детских домов я вижусь. Их на концерты приводят.

А еще не езжу, потому что если увижу там какую-нибудь несправедливость, просто могу кому-нибудь по морде надавать. Нужно тихо помогать, по возможности вовлекая людей, которым это не чуждо.

О смысле жизни

- В чем смысл жизни, как Вы думаете?


- О, это страшный вопрос! Он отнимает кучу времени, нервов, но все совершенно безрезультатно. В чем смысл жизни? Мы слишком мелкие существа для того, чтобы отвечать на этот вопрос. Нас - миллиарды козявочек...

- Но каждая козявочка... боится смерти, думает...

- Естественно. И таракан, которого мы тапком прихлопываем на стене, тоже боится смерти.

- Но козявочка - это же, в принципе, целый мир!

- Человек не должен думать о самом себе, что он - целый мир. Мы слишком много на себя берем, когда нам кажется, что мы - целый мир. Надо спокойнее к себе относиться. Мы все - рабы Божии, мы все - плоть и кровь, мы существуем в мире, который нельзя исправить. Приятно жить в покое и гармонии с самим собой, знать, что не приносишь зла, гордиться этим. Но считать себя супер-пупер миром - для меня как-то это странно. Хотя это свойственно всем - в детском возрасте.

- Мне кажется, Алексей, Вы - максималист.

- Я хотел бы быть максималистом. Скорее, я идеалист - переживаю из-за того, что черного в нашей жизни много.

- Если есть черное, значит, есть и белое.

- Абсолютно уверен в этом. Абсолютно уверен.

Беседовала Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4021&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40