Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Военные машины на дорогах будущего

Владислав  Полонский, Красная звезда

26.05.2007


29 мая - День военного автомобилиста …

29 мая Вооруженные Силы Российской Федерации отметят День военного автомобилиста - профессиональный праздник представителей одной из самых массовых военных специальностей в Вооруженных Силах.
Более ста лет насчитывает история одного из самых знаменательных научно-технических достижений человечества - автомобиля. Стоит отметить, что на всех этапах развития автомобилестроения роль талантливых русских изобретателей, инженеров и техников была очень велика.
Достаточно быстро и по достоинству была оценена автомобильная техника в военном деле. История войн XX века со всей очевидностью показала, что достижение победы во многом определяется мобильностью подразделений и частей, мобильностью вооружения. Недаром же в минувшем столетии в обиход прочно вошло понятие "война моторов".
Нашими отечественными автомобилестроителями были созданы многие автомобили, которые по праву называли "автомобилями-воинами". Такие легендарные машины, как
ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ), ЗИС-5, ЗИС-6, не только вынесли всю тяжесть фронтовых дорог, но и из средства подвоза превратились в базовые шасси образцов вооружения - реактивных гвардейских минометов "Катюша", зенитных установок, артиллерийских систем и многих других.
Современные Вооруженные Силы невозможно представить без автомобилей, которые используются для монтажа вооружения и военной техники, буксировки прицепных артиллерийских систем, а также для подвоза материальных средств и перевозки личного состава. Военная автомобильная техника - составная часть практически всех подвижных комплексов вооружения и боевой техники, от могучего ракетного комплекса и реактивной системы залпового огня до машины разведки и транспортера эвакуации раненых.
Дальнейшее развитие Вооруженных Сил во многом будет определяться именно развитием автомобильной техники, а потому творческая мысль отечественных автомобилестроителей не стоит на месте. Создаются и проходят всесторонние испытания новые образцы военной автомобильной техники, которые во многом будут определять облик Вооруженных Сил в XXI веке.
Уже более 70 лет является одним из крупнейших заводов автомобильной отрасли в России Горьковский автомобильный завод. Большой исторический путь, пройденный за все годы существования ГАЗ, позволил приобрести неоценимый опыт в создании и разработке автомобильной техники России - как для народного хозяйства, так и для Вооруженных Сил. Конструкторскими кадрами завода проделана громадная работа по разработке и проведению полного цикла испытаний образцов автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-39371 и ГАЗ-233014. В настоящее время данные образцы приняты на снабжение Вооруженных Сил и организовано серийное производство.
На Уральском автомобильном заводе созданы и серийно выпускаются армейские автомобили "Урал" нового поколения семейства "Мотовоз". В составе семейства автомобили грузоподъемностью от 4 до 10 тонн, капотной и бескапотной компоновки с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8.
Автомобили "Урал" заслуженно пользуются уважением военных специалистов. Высокая проходимость, надежность, простота управления - вот основа их заслуженного авторитета. Уникальный опыт конструкторов и максимальный учет многолетнего опыта эксплуатации автомобилей "Урал" в войсках определили высокие качества семейства машин нового поколения. В конструкции автомобилей семейства использованы мощные и высоконадежные дизельные двигатели Ярославского моторного завода в наддувном и безнаддувном исполнении мощностью от 240 до 300 л.с., модернизированная трансмиссия, высокоэнергоемкая подвеска, радиальные шины и ряд других новых конструктивных решений.
Опыт использования автомобилей в "горячих точках" и потребности войск привели к созданию защищенных образцов автомобилей нового семейства "Урал", в том числе с бронированными кабинами. Уже сегодня можно говорить о том, что автомобили "Урал-4320" с комплектом локального бронирования спасли многие жизни.
Основную тяжесть воинских перевозок несут в настоящее время армейские автомобили КамАЗ. Они также используются для монтажа наиболее ответственных комплексов вооружения и военной техники, а дальнейшее их развитие воплотилось в созданном высокоунифицированном семействе автомобилей "Мустанг" в составе двух-, трех- и четырехосных автомобилей. Высокие скоростные показатели, мощные двигатели, комфортабельная кабина позволяют совершать длительные марши в различных дорожных условиях, обеспечить высокую мобильность монтируемого вооружения и военной техники.
Основой создания автомобилей семейства "Мустанг" стало максимальное использование унифицированных узлов, агрегатов и систем массового производства. Это позволило, с одной стороны, сократить время и стоимость разработки семейства с максимальным выполнением требований, предъявляемых к военной автомобильной технике, с другой - обеспечить освоение производства с минимальными затратами и снизить стоимость автомобилей в ходе серийного производства.
Всем известен заслуженный УАЗ-469, однако современной армии требуется уже другой автомобиль, более быстрый, надежный, вместительный. На Ульяновском автомобильном заводе разработан автомобиль УАЗ-2966 грузоподъемностью 1 т, способный перевозить 10 человек. Применение более мощного двигателя, в том числе дизельного, пружинной передней подвески, гидроусилителя руля и новых шин обеспечило повышение всех основных технических характеристик. Проведены работы и по созданию дизельной модификации этого автомобиля.
Грозные ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, самые совершенные зенитно-ракетные комплексы монтируются на специальных колесных шасси, и их технический уровень должен соответствовать боевым возможностям монтируемого оружия. В настоящее время начинаются работы по модернизации специальных колесных шасси и колесных тягачей на Брянском автомобильном заводе. Высокоунифицированное семейство обеспечивает монтаж различных комплексов вооружения, что позволит снизить затраты на эксплуатацию шасси, обеспечение запасными частями, уменьшить срок подготовки специалистов автомобильной службы и механиков-водителей.
В ходе разработки семейства в полной мере реализован принцип технологии "двойного использования". На базе шасси и тягачей семейства разработаны также шасси коммерческого назначения, которые находят широкое применение в нефтегазовом комплексе страны, в создании крановых установок грузоподъемностью до 100 т и более.
Не стоит на месте и развитие гусеничных машин. Получило дальнейшее развитие семейство транспортеров-тягачей МТ-ЛБ, которое в ходе модернизации обрело вторую жизнь и наряду с хорошо известными высокими транспортно-тяговыми свойствами стало способно не только защитить себя, но и успешно вести боевые действия на поле боя. Применение новых технических решений, таких как бесступенчатый механизм поворота, более мощный двигатель Ярославского моторного завода, повышение защищенности, ставит эти транспортеры-тягачи в один ряд с лучшими мировыми аналогами.
Новые образцы вооружения требуют создания высокоманевренных гусеничных шасси. Передовые конструктивные решения, реализованные коллективом Мытищинского машиностроительного завода (ОАО "Метровагонмаш"), позволили создать гусеничные шасси, которые по своим техническим характеристикам далеко опередили своих основных конкурентов. Высокая скорость, энерговооруженность, плавность хода, легкость управления - вот отличительные качества вновь созданного гусеничного шасси.
Двухзвенные гусеничные транспортеры семейства "Вездесущий" Ишимбайского завода транспортного машиностроения занимают особое место в структуре автомобильного парка Вооруженных Сил. Уникальные технические характеристики, непревзойденные показатели проходимости и высокая грузоподъемность делают их незаменимыми в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Заполярья.
Известно, что техническая мысль не может стоять на месте, и задача реализации Государственной программы вооружения требует дальнейшего совершенствования военной автомобильной техники, поиска и реализации новых конструктивных решений, новых материалов и технологий. Это общегосударственная задача, и именно для ее решения Правительством Российской Федерации утверждена "Концепция развития автомобильной промышленности России".
Сегодня, накануне праздника, мне хотелось бы выразить благодарность всем коллективам автозаводов и НИУ, работающим с ГАБТУ Минобороны в тесной связке в решении главной задачи - оснащении Вооруженных Сил перспективными образцами ВАТ, а также всем военным автомобилистам, несущим свою нелегкую службу в войсках. Особенно хочется отметить руководство и весь личный состав единственного в своем роде центра по исследованиям и испытаниям ВАТ - 21-й НИИИ Минобороны РФ, в частности начальника института генерал-майора В. Шипилова; воинские коллективы, добившиеся высоких показателей в боевой подготовке, обучении и воспитании личного состава, в первую очередь 37-ю учебную автомобильную бригаду во главе с полковником А. Цыбульниковым, Рязанский военный автомобильный институт (начальник - генерал-майор А. Герасимов), Челябинский военный автомобильный институт (начальник - генерал-майор А. Напримеров), а также воинские и трудовые коллективы авторемонтных заводов и автомобильных баз. В преддверии 7-й годовщины Дня военного автомобилиста желаю всем воинам-автомобилистам высоких достижений в повышении боевой готовности, совершенствовании профессионализма и воинского мастерства.
Сердечно поздравляю ветеранов-автомобилистов, которые своими подвигами и упорным многолетним трудом создавали автомобильную технику, приумножая славу и процветание Отечества.

http://www.redstar.ru/2007/05/26_05/1_02.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме