И Наум Александрович Синдаловский любовно провёл рукой по длинным деревянным ящикам, набитым бумажными карточками. Это его картотека, это его сокровище, труд его жизни - собрание петербургского фольклора, всё, что когда-либо было сказано в народе о Невской столице: от кратких, в два-три слова, поговорок до запутанных легенд. Почти полвека собирал он это богатство, а теперь перерабатывает собранный материал в книги. 17 книг по петербургскому фольклору выпустил Наум Александрович!
- Да ведь город-то у нас ещё молодой! 300 лет - какой это возраст? Не Рим тысячелетний и даже не Москва... Откуда здесь взяться фольклору?
- Откуда взяться?! Да первая петербургская пословица родилась, когда ещё и города не было! А что вы думаете?.. Именно так. Ещё Петропавловская крепость строилась - Пётр I спросил у своего шута Балакирева: "А что, Ивашка, что в народе говорят о моём Питербурхе?" Ивашка и ответил: "Говорят, что в Питере с одной стороны море, с другой - горе, с третьей - мох, а с четвёртой - ох!" Пётр, услышав такое, взял дубинку... "Вот тебе, Ивашка, море, а вот тебе горе! Вот тебе мох, а вот тебе ох!" Балакирев язык прикусил, а пословица всё же пошла гулять в народе.
- Эта пословица, выходит, самый древний экспонат в вашей коллекции... А самый свежий какой?
- Пословиц свежих не помню... Вот частушка свежая:
"Хороша архитектура
От Невы до Мойки,
А заглянешь во дворы -
Там одни помойки!"
Ну а между этими двумя экспонатами - масса всяческих!..
"В Москве климат - дрянь, в Петербурге - ещё хуже". "Если Москва ничего не делает, то Петербург делает ничего". "Коломна всегда голодна". "Бедняги-Коломяги". "В переулок Ильича не ходи без кирпича". "Закрывайте лавки, Пороховые гуляют!"...
- Что-то не очень ласковые пословицы... Неужто о Питере и слова доброго сказать нельзя?
- Почему нельзя? Можно! Вот, например: "Москва - несгораемая, Петербург - непотопляемый" (у них, значит, пожары, а у нас - наводнения); "В Ленинграде дорог нет, но есть места, где проехать можно"; "Славна Москва калачами, а Петербург - усачами"; "Малая Охта - большая любовь"; "Тот, кто в Автово живёт, сытно ест и сладко пьёт". Есть интересная пословица, но для молодёжи она уже непонятна: "На губах "тэжэ", на щеках "тэжэ", целовать где же?" - это о знаменитых парфюмерных магазинах "ТЖ"... Прекрасную пословицу я недавно откопал: "Псковский да витебский - народ самый питерский". Очень горжусь этой своей находкой: слов меньше десятка, а за ними - целый пласт нашей истории. Вот построили первую железную дорогу, началось в столице широкое фабричное строительство - откуда рабочие руки брать? И хлынули по железной дороге из Пскова, из Витебска мужики - будущий питерский рабочий класс, и стали говорить: "Псковский да витебский - народ самый питерский". Или вот ещё: "Наша деревня Питером красна". Как это понять? Город в XIX веке строился, нужно было много кирпича... Привозили кирпич на Калашниковскую набережную, что возле Лавры, а разгружали его мужики-сезонники. Красная кирпичная пыль пропитывала несмываемо крестьянские рубахи, и, возвращаясь домой, мужики хвастались: "Наша деревня Питером красна!" А вот, кстати, о Лавре речь зашла...
- Что, и о Лавре есть пословицы?
- Пословиц нет, есть легенда. Что такое Александро-Невская Лавра для Петербурга? Это его духовный центр! Пётр начал строить Петербург и первым делом заложил административный центр - Адмиралтейство и центр духовный - Лавру. Теперь надо их соединить вместе - и начали прокладывать Невский проспект. Со стороны Адмиралтейства его вели пленные шведы, а от Лавры - монахи. И кто-то тут ошибся: Невский получился не прямым - на Знаменской площади вышел излом. И вот легенда: Пётр, узнав об изломе, страшно разозлился и повелел наказать виновных. Но кто был виновен - непонятно... Все, скорее всего, виновны. Но у Петра был зуб на монахов, а потому списали на них всю вину. По приказу Петра положили Александро-Невских иноков на будущей Знаменской площади, на месте излома, спинами вверх и всыпали им по первое число. Это не факт. Это легенда. Одна из первых петербургских легенд.
- Выходит, легенды сочинялись и о церковной жизни?
- А как же! А вы как думали? Церкви - такая же часть города, как дворцы, площади, проспекты, и о них тоже сочиняют пословицы, поговорки, предания... Вот, коли зашла речь о Знаменской площади, нынешней площади Восстания... Я вам предлагаю эксперимент: встаньте на углу Невского и Лиговского и подождите с полчасика... Обязательно увидите какую-нибудь бабушку, которая остановится и перекрестится на станцию метро...
- Да, там же церковь стояла!..
- Знаменская церковь. Она до сих пор в народной памяти живёт и, так сказать, бросает тень из прошлого в настоящее. А легенда у неё такая: народ её называл Павловской церковью по имени академика И. П. Павлова, тамошнего прихожанина. Но людям мало было считать его простым прихожанином, и стали говорить, что он там служит ктитором. И так эта легенда о ктиторстве Павлова вошла в народное сознание, что теперь стала почти официальной версией. И всё же это легенда! Служил там не Павлов, а некий старичок, очень похожий на академика, - отсюда и пошло предание.
- Так вы о любом петербургском храме можете рассказать легенду?
- Ну, почти о любом.
- Тогда расскажите... расскажите... о чём бы? О Никольском соборе!
- О нём есть легенда, будто построен он по личному указанию Петра I: будто бы Пётр увидел собор в Астрахани, поразился его красоте и решил, что в Питере должен быть такой же. Нарисовал проект, и Растрелли по нему делал Николо-Богоявленский собор.
- О храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала?..
- О нём легенд не знаю, а вот народное название у него было такое: "Церковь с бутылочкой". Народное название - это тоже местный фольклор. А почему "с бутылочкой"? Во-первых, потому, что колокольня там своеобразной формы, как бутылка от шампанского, а во-вторых - и это главное, - потому, что храм принадлежал Александро-Невскому обществу трезвости и народ здесь от бутылочки-то как раз и отучали...
- О чём бы ещё?.. Об Исаакиевском соборе!
- Он ведь строился 50 лет и ещё почти столько же после постройки стоял в лесах. Очень долго! И пошла гулять легенда, что царская власть в России продержится до тех пор, пока леса вокруг Исаакия стоят. И что же вы думаете? Снимать леса начали в декабре 1916 года! Подобная легенда рассказывалась о Спасе-на-Крови. Помните, он тоже очень долго стоял в лесах. Это был первый православный храм, который советская власть поставила на реставрацию, и реставрация эта тянулась и тянулась... И в конце концов стали говорить, что как только снимут леса со Спаса-на-Крови, так коммунисты и рухнут. Леса сняли накануне августовских событий 1991 года.
- Теперь, видимо, очередь за лесами на Свято-Троицком Измайловском соборе. К какому-то сроку их снимут?..
- Ну, это уже не моя забота, а если речь зашла об Измайловском соборе, то он в народе назывался Болгарским, потому что построен в честь победы в Русско-турецкой войне за освобождение Болгарии. И ходила такая легенда, будто построен он исключительно на деньги простых болгарских крестьян. Отчасти это правда: болгарский вклад в его постройку был, но не единственный.
- Спасо-Преображенский собор?
- Прежде на том месте стоял другой храм, но он сгорел. Сгорел очень быстро, и на петербуржцев этот пожар произвёл сильное впечатление. И вот рассказывают, что во время пожара ходил вокруг горящего храма монах Авель, знаменитый - легендарный! - провидец, и говорил всем: "Построят на этом месте собор о пяти главах, и сколько в нём глав, столько в России ещё будет царей. Как пятый царь уйдёт, так России и конец!" Так оно и вышло.
- Об Андреевском соборе?
- Говорят, будто бы на погосте этого храма похоронена Екатерина Долгорукая - неудавшаяся русская царица, невеста Петра II, умершего молодым. Кстати, об этом царе тоже есть своя легенда! (Вообще о всяком царе из рода Романовых есть свои легенды.) Говорят, будто однажды Пётр II нашёл среди своих книг большой том на церковнославянском языке, в котором расписывались сроки жизни и судьба всех будущих петербургских монархов. Мальчик-император заглянул в эту книгу, испугался и велел спрятать её подальше - так до сих пор её и не найдут. Но это только первая легенда, а к ней примыкает и вторая. Вы знаете, наверное, что Александр II после смерти царицы хотел жениться на своей любовнице, которую звали... Екатерина Долгорукова. Больше того: он собирался сделать её императрицей, что по законам было невозможно. Однако уже и вензель для будущей царицы заготовили: буква Е и цифра III - Екатерина III! Когда люди об этом узнали, то вспомнили историю неудачного жениховства Петра II и Екатерины Долгорукой: Пётр ведь умер, так и не успев жениться... Стали говорить: как бы, мол, и тут чего-то подобного не вышло. И пожалуйста: Александра II убили - Екатерина Долгорукова не успела стать Екатериной III! А народ-то ещё говорил: "Хотел царь жениться на Екатерине, да погиб на Екатерининском канале".
- Про царей, наверное, много легенд сложено, а вот если вернуться к храмам...
- Давайте вернёмся!.. Давайте вспомним о "Спасе-на-Водах" - знаменитейшем некогда петербургском храме. Что была за церковь! Что за святыня для города! Ведь его строили в память о моряках, погибших в Цусимском сражении, а эти моряки-то в основном из Петербурга были призваны... Представляете, какой стон стоял в Питере после Цусимы, сколько семей оплакивали своих дорогих сыновей и мужей? А в "Спасе-на-Водах" висели большие медные доски с фамилиями всех погибших: 12 тысяч фамилий!.. И какие же толпы богомольцев собирались к этим доскам!.. Словом, "Спас-на-Водах" был одним из самых посещаемых и любимых в народе храмов. Но в советское время эту дорогую народному сердцу святыню решили разрушить, взорвать. Обставили разрушение со всей возможной помпой: даже установили на противоположном берегу Невы специальные зрительские места с особыми креслами для почётных гостей. Это правда. А вот легенда: когда рванула взрывчатка, разлетелись в стороны кирпичи, тогда поднялась на воздух храмовая икона Спаса Нерукотворного - поднялась и медленно, торжественно опустилась в воды канала, и долго ещё можно было видеть глаза Христа, смотрящие на развалины храма сквозь толщу воды. Доски с именами моряков разлетелись на куски, и долго ещё ленинградцы собирали эти осколки и с благоговением уносили к себе домой, как часть прежде чтимой святыни. Впрочем, есть легенда, что доски уцелели, что их развезли по мясным лавкам и на них разделывали туши. Многие утверждают, что видели это своими глазами, но, увы, подтверждений тому нет.
- Всё легенды, легенды... А зачем они нам нужны? Зачем их помнить, зачем собирать? Зачем забивать голову чьими-то досужими выдумками?
- Выдумки - это верно... Но дело-то всё в том, что иная выдумка лучше передаёт дух описываемого явления, чем сотня исторических свидетельств. Как почитался в народе "Спас-на-Водах"? Лучше всего это можно понять из народной легенды об иконе, торжественно опустившейся в воды канала. Если вспомнить народное название Измайловского собора - Болгарский, - сразу встанет в памяти и подвиг русских воинов, освободивших Балканы, и благодарность болгар, собирающих по деревням гроши на этот собор, и гвардейские полки, возвращающиеся в Петербург по Забалканскому проспекту... Неизвестно, состоялась ли экзекуция над монахами, скосившими Невский проспект, - но отношение Петра I к монашеству легенда отразила весьма точно. Не был И. П. Павлов церковным старостой, но народу нравилось, что этот академик, Нобелевский лауреат, не отрекся от веры Христовой, а потому и получил Иван Петрович от народа этот посмертный почётный титул. Так что всё имеет свой смыл: краткая пословица порой говорит об эпохе больше, чем научный труд, а в легенде отражается правда, как солнце в капле воды.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
http://pravpiter.ru/pspb/n185/ta012.htm