itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святой Николай Чудотворец, наш ходатай перед Богом

Из наставлений о молитве архимандрита Эмилиана (Вафидиса)

0
185
Время на чтение 6 минут
Святой своими чудотворениями и всей своей жизнью возвестил силу, многообразную премудрость и милость Господа. Он всемирно почитаемый святой. Он всюду является - в вихре на суше и в буре на море, и люди сразу узнают его. Его облик знаком всему миру - не только православным, но и инославным, и всем вообще. Святой Николай во всякой беде, обстоянии и нужде, в пасмурные дни и в страшные ночи продолжает делать свое дело - являть невидимо действующего через него Бога, Которого он помещает перед нашими глазами как таинственное событие и радость.

Как мы говорили вчера, я взволнован тем, что этой ночью святой Николай был с нами, и это все мы почувствовали. Мы поняли, что он здесь, рядом, предстоял в храме за богослужением. Не только песнопения и чтения повествовали и возвещали нам о нем, но и сам он был тут, свидетельствуя о любви, милости, силе, славе Божией. Он, который не оставил не растроганным ни небо, ни малейший клочок земли. Мы празднуем память святого и поклоняемся его честным мощам, которые были спасены благодаря перенесению в иную землю (имеется в виду перенесение мощей (9/22 мая) святителя Николая из Мир Ликийских в Бари в 1087 году в правление византийского императора Алексея Комнина. - Примеч. ред.). И хотя мы и скорбели о том, что они с Востока ушли на Запад, но мощи этим были спасены. Измаилиты могли их уничтожить, куда-нибудь запрятать, сжечь, как говорится в синаксаре, да и мало ли что еще могло случиться. Вот какой святой собрал нас всех - и Восток, и Запад, вокруг себя и вокруг Христа.

* * *

Вчера мы беседовали о перенесении Православия и света с Востока на Запад в наши дни. Однако веками раньше эту попытку предпринял и святитель Николай. При жизни он пас своих духовных чад на Востоке. Продолжает он их пасти и по сей день своими молитвами. Он дал свое согласие на перенесение своего дома обитания из Мир Ликийских на Запад, в Бари. Там хранятся и доныне его святые, честные и мироточивые останки.

Невольно приходят на ум слова Господа: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2). Он не говорит: "в Царствии Небесном", но "в доме Отца Моего". Внутри одного дома находится множество обителей. Земля и небо - это единая святая Церковь. Восток и Запад соединяются в Теле Христовом, которое даровал безначальный Отец собезначальному Своему Сыну. Это Тело Он дал Ему и нам, чтобы наше тело могло участвовать в жизни Тела Христова. Он принял от нас, а мы приняли от полноты Его. Итак, мы все - один дом. Восток и Запад - это обители на земле. На Небесах же стоят другие дивные обители.

Святой своими чудотворениями и всей своей жизнью возвестил силу, многообразную премудрость и милость Господа. Он всемирно почитаемый святой. Он всюду является - в вихре на суше и в буре на море, и люди сразу узнают его. Его облик знаком всему миру - не только православным, но и инославным, и всем вообще. Святой Николай во всякой беде, обстоянии и нужде, в пасмурные дни и в страшные ночи продолжает делать свое дело - являть невидимо действующего через него Бога, Которого он помещает перед нашими глазами как таинственное событие и радость. Святые мощи нашего возлюбленного мирликийского святого есть яркое для нас свидетельство. Мы знаем, за что мы их любим, отчего мы сейчас охвачены волнением, почему мы им поклоняемся. Мощи есть то место, где почивает святой. В то же время это и жилище Святого Духа, Который не уходит от святого, хотя его душа уже давно переселилась из освященного тела - честных мощей. Душа отошла в лоно Небесного Отца. Но вселившийся в них Дух Святой пребывает там неотлучно, неотделимо, нераздельно, не отождествляясь с телом святого.

Итак, мощи есть сам святой, несущий благодать Святого Духа. Бог обращается к нам через святого и вкладывает его в наши сердца, а святой говорит с нами через Бога и переносит Его невероятно близко к нам, настолько, насколько близко его мощи, которым мы, радуясь и лобызая, поклонялись сегодняшней ночью.

Об этом я размышлял ночью, вспоминая слово псалма: Днем явит Господь милость свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей (Пс. 41, 9). То есть Бог посылает нам милость свою ночью, являет ее в глубине наших сердец, ибо это время суток есть время молитвы к Богу, явления Его откровений. Днем Он исполняет нас Своими благами для того, чтобы мы могли получить явные признаки Его присутствия, а ночью открывает нам таинственным образом свое Божество, славу, святость, богословское единство в Трех Своих Лицах. Столь дивную ночь мы пережили сегодня, ночь святого Николая возле его мощей!

Вот какое величие являет нам Бог - неявное и тайное (см.: Пс. 50, 8), жизнь и премудрость Его. Всю свою глубину Бог открывает в Духе Святом через святых, особенно же ночами. Вот почему так любят монахи это время суток и радуются ему, бдят и молятся.

Святой при жизни непрестанно совершал чудотворения. Чудеса же "точат" нам обильно и его святые мощи. Мы знаем, что останки святого, перенесенные в Бари, - это нечто земное, но в то же время это и Бог, явленный на земле, Бог, действующий посреди нас, осязаемый и видимый. Так что прикосновение к мощам святителя может принести плоды приобщения к Богу, Который, невидимый и неприступный, становится в эти мгновения близким нам.

* * *

Все это являют нам честные мощи. Наш старший брат, святой Николай, приобщается по благодати к свойствам Божиим и сообщает их нам. Он ушел из этой жизни, но не оставил ее, подобно тому, как Сын Божий покинул Небесное лоно нас ради, чтобы поселиться здесь, на земле, но одновременно остался на небесах. Святой - наш перворожденный брат на земле, наш предшественник, наш проводник на небеса, где он дерзновенно ходатайствует за нас.

Он рассказывает о нас Богу, представляет Ему каждого из нас. Поэтому вся эта ночь, наша связь со святым Николаем - это связь через него с Искомым, Дивным во святых Своих.

Бог посылает нам Свой свет, являет Свою истину через святого, раскрывая глубины его сердца, предоставляет нам то, что Сам имеет, не желая нас обделить хоть в чем-то. Живущий в Духе Святом знает Бога, потому что Дух проницает глубины (см.: 1 Кор. 2, 10). Соединившись с Духом, он имеет опыт общения с Ним, исходящим из Отеческих глубин. Кроме того, он имеет опыт общения с Сыном, с Которым Святой Дух пребывает и через Которого посылается.

Этот опыт впитывают Богом сотворенные мощи. Они причащаются даров Бога. А мы через них получаем истинное тайновождение в Божественных делах. Опыт Духа, сообщенный мощам, знание Сына об Отце - все это становится нашим богословским приобретением. Наше общение со святым через его мощи позволяет нам вступить в общение со Святой Троицей.

Какими бы нищими и ничтожными мы ни были, мы знаем, что наши скудные личности, наши ничтожнейшие и грешные ипостаси сейчас находятся в мощах, а через них - и в Боге. Мы бедные, смиренные, никчемные, но мы же и величайшие от величайшего приобщения. Какой дар посылает нам Господь, наполняя жизнь монахов чудным наслаждением! Понять это величие нельзя, но лишь вкусить его так же, как и смысл Таинств, не уразумеваемый никакими формальными определениями.

Итак, братья, мы беседовали с Богом, пополнили свои знания о Боге благодаря святителю Николаю и его чудотворным мощам. Он сам стал вестником Бога. Так пускай научит этому и нас. Мы переживаем свои скорби, сердечную тесноту, а вместе с тем причащаемся Божеству. Первое происходит от нашей воли и немощи, второе - от воли и любви Божией.

* * *

Сколькими примерами в течение этой Пятидесятницы вела нас Церковь!
Апостол Фома был назван неверным, но удостоился исповедовать свою верность Богу, возвестить Христа Богом (см.: Ин. 20, 28). Он, слабосильный по своей природе, легко утративший мужество и терпение, с трудом обрел радость перед Христом. А Господь сказал ему: "Ты только поднеси свою руку ко Мне, открой глаза". Сколько раз с теми же словами обращается и к нам Господь: "Поднеси свою руку", и Сам влагает наши руки в Свои раны.

Или женщины, слабые по природе своей, мироносицы. Их немощь тоже Бог использовал, чтобы явить силу Воскресения и возвестить о нем ученикам и апостолам (см.: Мф. 28, 1-20).

Потом расслабленный. Разве расслабленный имел силу для душевного и телесного исцеления? А купель с водой? А Ангел, сходивший туда и "возмущавший воду"? Кроме "возмущения воды" он не совершал ничего. Но Христос пришел как самый обыкновенный человек и сделал расслабленного глашатаем благодати (см.: Ин. 5, 1-15).

Вчера мы вспоминали блудницу - самаритянку (см.: Ин. 4, 4-30), которая, узнав о таинстве Христа, сообщила это народу, который никакого общения с израильтянами не имел. В следующее воскресенье мы увидим слепого (см.: Ин. 9, 1-38), который также станет вестником Сына Божия, когда его незрячие глаза узрят вещественный мир и душа познает Божественное таинство.

При приближении конца Пятидесятницы Сам Христос в Неделю святых отцов красотой Своей молитвы к Отцу (см.: Ин. 17, 1-26) будет говорить напрямую о нас как неустанный Предстатель за наши сердца, вечно воздевающий о нас руки на молитве.

Так сходит на нас и просвещает Дух Божий по тысяче Божественных путей, сегодня же - через святые, богоявленные мощи святителя Николая, которым все поклоняются. Святой Дух вновь восходит к Отцу и объединяет нас, словно опаленных огнем, с престолами и господствами, с архангелами и ангелами, с силами, с херувимами и серафимами. Так мы присваиваем знание херувимов, силу серафимов, предводительство архангелов, быстроту ангелов, торжество престолов.

Через мощи, через святых, через стихии, через символы, через молитвы - через все Бог подает нам познание Его. Так возблагодарим Его за это!

Помолись, святой отец, да получим и мы Господнее ходатайство перед Богом Отцом и да станем проводниками гласа Бога, Его воли и желания, сделаемся подражателями Его мученического подвига, палатами Его святости, посланиями Его слов, зеркалами, отражающими Его славу.

Перевод С. А. Степанцова

http://www.taday.ru/text/45977.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
Все статьи Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
Последние комментарии