itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пересветовцы

0
188
Время на чтение 7 минут
Еще каких-то 15-20 лет назад нельзя было себе представить, как выглядит и работает православный военно-патриотический центр. Сегодня с возрождением в нашей стране веры и стремления к внутреннему обновлению на общественных началах то и дело возникают организации, пропагандирующие русскую культуру. Среди них детский центр образования "Пересвет", расположенный в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он выделяется не только своей особенной духовной атмосферой, но и глубоким желанием помочь детям подготовиться к взрослой жизни и преодолеть подростковые трудности.

Старая башня


Свою историю детский центр образования "Пересвет" ведет с 1995 года. Именно в том году жителю Сергиева Посада Виктору Афонченко пришла мысль чем-то занять ребятишек из соседних домов, организовать для них подростковый клуб под названием "Маугли". Сам Виктор Афонченко служил в воздушно-десантных войсках, был членом сборной команды по парашютному спорту, работал водолазом-глубоководником, ездил змееловом в экспедиции. Ему было чем поделиться со своими воспитанниками. Но, как всегда, возникли преграды, основной из которых стало финансирование. Это и привело десантника к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Виктор Афонченко не ошибся, выбрав Лавру в покровители ребят из "Маугли". После того как клуб перебазировался под своды монастыря, отряд поменял свое название на имя святого монаха-воина Александра Пересвета. Сохраняя давние традиции, преподаватели детского центра, среди которых есть и священники, когда-то так же отважно защищали свою Родину, как известный монах Троицкой обители, павший в честном поединке с татарским богатырем Челубеем на Куликовом поле. Наверное, именно в традициях и стоит искать неиссякаемую силу этих людей, беззаветно отдающих детям свой жизненный, духовный и военный опыт.
- Наша основная задача - отвлечь детей от влияния улицы, - рассказывает сегодняшний директор детского центра образования "Пересвет" протоиерей Дмитрий Болтрукевич. - Хотя обязательные занятия проходят только по воскресеньям, нам удается собрать очень многих увлеченных людей и в другие дни.
Когда центр формировался, своего помещения у воспитанников не было. Лишь спустя какое-то время они смогли разместиться в башне монастыря. Ее историческое название Погребная, однако отец Дмитрий выражает надежду, что со временем башня получит название Пересветовская.
Главный день обучения в "Пересвете" - воскресенье. С утра все воспитанники посещают божественную литургию в храме Вознесения. Как показала практика, это одно из самых сложных испытаний для ребят, особенно младшего возраста. После литургии воспитанники организованно идут в башню на занятия. Учебный день в центре начинается с гуманитарных уроков, включающих в себя изучение основ православной веры, истории Отечества и уроков мужества.
- Раньше мы преподавали историю только в хрониках. Ученики, бывало, скучали на занятиях. Тогда пошли другим путем. Теперь открываем светский и церковный календари и смотрим ближайшую к занятию памятную дату. Если приближается юбилей Сталинградской битвы, значит, о ней и пойдет речь, если память Казанской иконы Божьей матери, тогда мы рассказываем про нее на уроке закона Божьего, а на истории - о Смутном времени и изгнании поляков из России, - рассказал о подходах к обучению истории отец Дмитрий.
Например, в апреле о Дне космонавтики пересветовцам рассказывал полковник в отставке Георгий Петрович Корнеев. Он был командиром подразделения, участвовавшего в поисковых работах на месте гибели Гагарина. У 90-летнего участника тех событий даже сохранилась часть головного телефона первого космонавта мира.
Методику обучения в центре разрабатывают сами, и она постоянно совершенствуется. Например, раньше в один и тот же взвод входили мальчишки и девчонки разных возрастов. Считалось, что старшие должны помогать младшим, а те в свою очередь тянуться к старшим. Но в итоге "Пересвет" пришел к выводу, что и стиль обучения, и уровень нагрузок для ребят должны быть разными, поэтому сейчас в центре четыре взвода. В первом обучаются мальчишки до 14 лет, во втором - парни постарше, а третий взвод - девичий. В четвертый взвод, учебный, входят те, кто пришел в "Пересвет" в середине года.

Придется полы драить


В "Пересвете" все приближено к армии. Здесь изучают строевые приемы, дежурные стоят у тумбочки, приходится даже полы драить. Изучение уставов, дисциплинарного и внутренней службы, специально адаптированных для подростков, является важным предметом.
- Что в армии труднее всего? Это дисциплина и самообслуживание: ботинки чистить, подворотнички освежать, нормально себя чувствовать в мужском коллективе. Вот эта "бытовуха" многих и ломает. А здесь они всему заранее научатся и в армию придут подготовленными. Приходят же к нам ребята разобщенными, индивидуалистами, а здесь обретают ощущение единого организма, команды, - считает отец Дмитрий.
Многие из воспитанников "Пересвета" уже выслужили положенное в армии или проходят службу сейчас. За время существования у центра завязались тесные отношения со штабом Воздушно-десантных войск. Служат пересветовцы и в Пограничных войсках, а совсем недавно клуб наладил отношения со спецназом Внутренних войск. Традиция не "косить" от армии - одна из основных в "Пересвете". Ее очень поддерживает настоящий десантник, прошедший "горячие точки", священник Николай Кравченко. Отец Николай выступает перед ребятами, когда находится свободная минутка от церковной службы. И эти занятия - одни из самых любимых у подрастающих воинов.
А когда-то Николай Кравченко лежал и под палящим афганским солнцем, и в "пластилиновой" грязи Чечни. В Свято-Троицкую Сергиеву Лавру его привел случай:
- В Чечне я однажды повстречался со своим старым другом по Афганистану снайпером Сергеем. Он был необыкновенным человеком. Сергей не успокаивался, пока все не станет на свои места, был беспощаден к самому себе. Во время одной из операций он погиб, я об этом знал. И вот как-то мне пришло видение, в котором Сергей, живой, говорит мне, что через три дня будет операция, в ходе которой я погибну, и что спасти меня может только молитва. Через три дня и правда у нас был ночной выход в район Терского хребта. Я ощущал близкую смерть, но, как военный, не мог не выполнить приказ. И тогда начал молиться. Действительно, БТР, на котором я ехал, подорвался, но я остался жив. И тогда, собственно, определилась вся моя последующая жизнь, судьба.

Мини-краповик


В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в воскресенье можно часто встретить людей в армейском камуфляже. Это либо ученики, либо преподаватели "Пересвета".
- Понятно, что дети хотят выглядеть красиво, но нам приходится все время их осаживать, говорить, что мы не подразделение Министерства обороны РФ, а значит, не имеем права использовать символику Вооруженных Сил. Вот пойдут они в армию, тогда и будут носить голубые береты.
Однако возможность носить вместо обычной кепки другой головной убор у пересветовцев имеется. Это берет, который ребята получают, доказав преподавателям свою духовную и моральную стойкость. Происходит это раз в год, летом, когда весь центр выезжает на трехнедельные учебно-лагерные сборы. Чтобы стать обладателем берета, надо преодолеть полосу препятствий, затем вступить в рукопашный бой по очереди с двумя инструкторами и своим сверстником. Бой длится 3 минуты. Право на ношение берета доказывается три года подряд.
Если берет - отличительный знак лучших курсантов центра, то надпись "Пересвет" на груди и нашивка с двуглавым орлом на груди - убедительные доказательства рвения в познании православных дисциплин и в умении одолеть противника в спарринге.
Кроме рукопашного боя, тренеры "Пересвета" обучают ребят самбо и боксу. В спортзале клуба на почетном месте за стеклом среди наград и кубков лежит боксерская перчатка, подписанная легендой русского бокса Игорем Высоцким, спортсменом, который единственный в мире дважды смог выиграть у трехкратного олимпийского чемпиона кубинского тяжеловеса Теофило Стивенсона. Кстати, рядом с этой перчаткой лежит другая, подписанная самим Стивенсоном.
Каждый год под сводами Лавры собираются православные патриотические клубы, проводящие обучение по разным видам борьбы, для участия в турнире имени Виктора Афонченко. Как-то отец Дмитрий увидел в новостях репортаж о православном центре в Курской области, где священник обучает своих подопечных навыкам дзюдо. Руководитель "Пересвета" незамедлительно отыскал телефон отца-дзюдоиста и пригласил его в Лавру на турнир по рукопашному бою. Дебют оказался удачным.
Главное в турнире не победа и даже не соревнования, а возможность делиться навыками и опытом работы с подростками. Приезжают, например, дети из российской глубинки.
- На родине на них смотрели как на чудаков, пальцем показывали, а здесь они видят таких "чудаков" целых две сотни и понимают, что они не одни, - делится мнением отец Дмитрий.
В центре проходят и огневую подготовку. Собирать-разбирать автомат учат "с пеленок". После обучения в классах ребята выезжают в парашютно-десантный полк, где один из преподавателей центра, иеромонах Сампсон, служит настоятелем полкового храма. Там же изучаются азы парашютного дела.

"Я не девушка, а боевая единица"


Девичий взвод "Пересвета" - один из самых дисциплинированных. Строевая подготовка, например, лучше всех получается именно у девчат. У них есть и своя шутливая речевка: "Третий взвод - краса и гордость "Пересвета" и страны. Шить, готовить, бить по морде - так умеем только мы". Боевые девчонки действительно учатся в Лавре не только защищать себя от нападения, но и шить. Поначалу "камуфлированные" девчата отказывались от работы с иголкой и ниткой. Этот "бабий бунт" отец Дмитрий очень легко подавил, заметив рукодельницам, что юбки из ткани защитного цвета им придется шить самим и обидно, что они этого не умеют. Потихоньку все представительницы слабого пола взялись за шитье - очень уж хотелось достойно выглядеть в строю.
Единственное, к чему в клубе не подпускают боевых подруг, так это к тяжелой атлетике и боксу. Рукопашный же бой преподают девичьему составу "Пересвета" только в качестве самообороны и не больше, хотя третий взвод всеми руками за усиление нагрузок и преодоление мнения, что они слабый пол. Одна из причин, почему отец Дмитрий не идет у них на поводу, - это то, что "нормальный мужчина не пустит на войне впереди себя женщину с автоматом". А так частенько от боевых подруг пересветовцы слышат: "Я не девушка, а боевая единица".
Отец Дмитрий очень гордится своими ребятами, в них он видит продолжение своего дела, ведь некоторые после обучения становятся младшими инструкторами и на себе испытывают сложности преподавательской работы. Здесь все как у военных: и армейская дисциплина, и командир отделения, и форма со своими знаками отличия. Но больше всего поражает организованность детского центра образования "Пересвет", его желание постоянно развиваться. В этом главный залог успеха, а вера в светлые идеалы и устремления помогает ребятам найти свое место в этой подчас непредсказуемой жизни.

http://www.redstar.ru/2007/05/23_05/2_02.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии