itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Акт о каноническом общении в зеркале светской прессы

Комментарий редакции

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
173
Время на чтение 5 минут
То чудесное и выходящее за все привычные рамки событие, которое произошло 17 мая в Храме Христа Спасителя, не могло остаться не замеченным светскими СМИ. Более того, следует отдать им должное - практически все федеральные информационные агентства, печатные и интернет-издания уделили достаточно внимания как самому моменту подписания Акта, так и событиям, которые предшествовали этому знаменательному дню.

Но если материалы, публиковавшиеся в связи с ожидаемым восстановлением канонического единства, носили, в основном характер исторического экскурса и дублировали в разной пропорции известные исторические факты, то материалы, описывающие события 17 мая, уже имели характер журналистских репортажей, что, к сожалению, часто сказывалось на их качестве. Не в последнюю очередь это связано с тем, что многие светские журналисты не только не понимают, как писать о церковных событиях, но и не улавливают той глубины, которая этим событиям обыкновенно присуща. Именно в этом ключе можно охарактеризовать большую часть материалов, опубликованных в светских СМИ о подписании Акта о каноническом общении.

По типу освещения события печатные СМИ можно разделить на две основные группы: одни журналисты представили собственные материалы об увиденном (не скажем - пережитом), другие попросту пересказали речи и основную канву событий.

К первой группе можно, без сомнения, отнести газету "Коммерсантъ", которая уделила событию 3/4 полосы. По малопонятным причинам, наиболее вероятной из которых является присутствие в храме президента России, основной материал написал не один из профильных журналистов-"религиозников" издания, а А. Колесников, журналист президентского пула, чьи материалы о президенте разительно отличаются от подобных материалов в других изданиях. Однако в данной ситуации требовалось хотя бы минимальное знакомство с описываемой темой, чего в материале не обнаруживается. Автору можно простить разнообразные неточности вроде той, что за богослужением пели "русские священники", хотя понятно, что семинаристы в подрясниках это еще далеко не священники.

Статья написана в ироничном, хотя и лишенном злобы ключе, но при этом автор делает несколько резких и ни на чем не основанных заключений. Так, само подписание Акта он называет актом "о взаимной безоговорочной капитуляции", а резолюцию заседания Священного Синода автор сравнивает с резолюцией "партбюро какого-нибудь машиностроительного завода". При более тщательном изучении темы, автор вряд ли бы высказал некоторые свои нелепые предположения. Он полагает, например, что от того, на каком месте стоял митрополит Лавр по отношению к Патриарху, могло рухнуть в "тартарары" буквально "все" (о том, что митрополит Лавр во время богослужения стоял не на середине храма, а с левой стороны от Предстоятеля написали многие издания). По прочтении становится ясно, что автор, хотя он старается максимально дистанцироваться от происшедшего события и показать, что не имеет к нему ровным счетом никакого отношения, на самом деле примыкает к тому лагерю, который не гнушается при удобном случае сказать какую-нибудь пакость в отношении Церкви.

На той же полосе "Коммерсанта" опубликована краткая и вполне объективная "история вопроса" (материал П. Коробова), а также приводится справка о том, какие структуры в России имеют название Русской Православной Церкви. Здесь же приведены реплики представителей нескольких юрисдикций о том, что мешает им объединиться с Русской Православной Церквовью. Странным видится логический ряд, состоящий из представителей Старооборядческой Церкви, Православной Церкви за рубежом, двух одиозных личностей - Г. Якунина и В. Русанцова, суждения которых замыкает высказывание главы российских католиков Т. Кондрусевича. При всем том, что с Церквями и юрисдикциями, чьи представители высказываются на страницах издания, РПЦ действительно имеет разные отношения, ставить в один смысловой ряд Католическую Церковь и нелегитимные маргинальные юрисдикции, по меньшей мере, некорректно. Это все равно, что привлекать в качестве экспертов Г. Грабового или руководителей "Белого братства", которые также себя называют православными.

В "Независимой газете" основной акцент сделан на "имидже" президента как "объединителя", само событие ставится в зависимость от "Кремля", парламентских и президентских выборов. К сожалению, для журналистов "НГ" Церковь - лишь проводник идей государства, а воссоединение - инструмент к достижению тех или иных политических целей.

Сразу несколько изданий отметили в первую очередь то, что утром шел дождь, и сделали попытку дать толкование этому, на взгляд журналистов, неслучайному событию в тот день. Газета "Московские новости", которая среди прочих особенно отмечает факт наличия дождя, уделила подписанию Акта три полосы и анонсировала этот материал на первой странице как главный. В отличие от вышеупомянутого А. Колесникова, автор "МН", говоря о завершенной войне, делает иной вывод о состоявшемся событии: "Гражданская война завершается подписанием документа, в котором ни одна сторона не капитулирует, но обе празднуют победу". При некоторых странных замечаниях, вроде того, что Патриарха Сергия ждет "прославление в лике святых", материал написан в целом корректно и доброжелательно. На третьей полосе издания, посвященной теме воссоединения, помещено интервью протоиерея Николая Балашова, которое в отдельных комментариях не нуждается.

"Новые известия" поместили небольшую статью под заголовком "Межконтинентальное православие", в которой, помимо прочего, авторы делают удивительный вывод: описывая факт обращения президента России с амвона храма, авторы отмечают, что тем самым "была восстановлена дореволюционная традиция: государю императору было дозволено занимать это место перед престолом. Правда, царь мог также и входить в алтарь через Царские врата, но президент этого делать не стал, поскольку спешил в Самару на саммит Россия-ЕС". Думается все же, что никакого отношения к восстановлению монархической традиции нахождение президента на амвоне (а не в Царских вратах) не имеет; так же, как и нет никакого основания считать, что если бы президент не спешил на саммит, то он бы обязательно вошел в алтарь через Царские врата.

Достаточно подробно свершившееся события рассматривает газета "Известия", где помимо констатирующей подписание Акта статьи "Единоверцы", приводится текст самого Акта о каноническом общении, история разделения и воссоединения, представлены данные о святынях Зарубежной Церкви (при этом, что важно, публикация подготовлена по материалам официального сайта РПЦЗ), а также небольшая взвешенная статья М. Шевченко, в которой говорится: "Эйфория по поводу, безусловно, радостного события должна смениться на очень внимательное и рассудительное интеллектуальное строительство, прежде всего имеющее отношение к оценкам истории". Как кажется, "Известия" выбрали наиболее удачный подход к освещению этого события.

"Российская газета" публикует статью Н. Коныгиной, в которой автор совмещает исторический контекст события с описанием происходившего в Храме Христа Спасителя, разумно избегая глубокомысленных заметок о погоде или месте Первоиерарха Зарубежной Церкви за богослужением.

Неожиданным стало отсутствие привычного неконструктивного и бессмысленного словоблудия в отношении Церкви на страницах газеты "Московский комсомолец" после того потока лжи в отношении самочувствия Святейшего Патриарха, к которому были причастны сотрудники "МК". Небольшая заметка В. Приходько опять же лишь констатирует совершившийся акт.

Большинство других печатных периодических изданий просто предложили своим читателям исторические материалы и описания того, как проходило богослужение. Похоже, многим светским журналистам совершившееся событие действительно сложно комментировать. Объяснением этому может быть то, что уникальность и важность происшедшего может понять только человек, как минимум, профессионально относящийся к своим обязанностям, и, как максимум, близкий к Церкви и осознающий ее истинное значение в жизни российского общества.

Стоит отметить, что те аспекты воссоединения, которые имеют общенациональное значение, к сожалению, также остались по большей части неосвещенными светскими журналистами. В то же время, поскольку отдельные издания представили вполне профессиональные материалы, а значительная часть печатных СМИ ограничились корректными в общем и целом статьями, можно сказать, что информационный фон события был вполне благоприятным.

http://www.patriarchia.ru/db/text/247406.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Волков
Все статьи Александр Волков
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии