Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вопреки старым анафемам

Павел  Круг, Независимая газета

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ / 18.05.2007


Подписание Акта о каноническом единстве стало событием государственной важности …

Единство Русской Православной Церкви было достигнуто вчера ровно в 10 часов утра, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. После этого Патриарх Алексий II возглавил божественную литургию, ему сослужили митрополит Лавр и другие архиереи Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей.

Для того чтобы осознать сакральный смысл всего происходившего в храме Христа Спасителя 17 мая, нужно немного коснуться истории. Почему воссоединение Русской Церкви состоялось именно сейчас? Ведь попытки "собрать" ее предпринимались и в советское время. Московский Патриархат неоднократно (в 1945, 1974 и 1988 годах) обращался к Зарубежной Церкви с призывом к единству. Не добиваясь ответа, РПЦ МП порой предпринимала резкие шаги, обвиняя РПЦЗ в раскольничестве, в изоляции от всего православного мира. В ответ "зарубежники" продолжали анафематствовать РПЦ МП.

Когда советский период истории России завершился, казалось бы, все политические препятствия для восстановления единства Русской Православной Церкви были сняты. Однако в РПЦЗ продолжали не признавать Московский Патриархат. В 1990 году Архиерейский Собор РПЦЗ в Джорданвилле (США) принял решение о создании на территории СССР епархий и приходов Зарубежной Церкви, параллельных церковным структурам РПЦ МП (согласно подписанному вчера Акту духовенство этих епархий в течение пяти лет должно будет перейти в подчинение местным епископам РПЦ МП). В 2003 году Патриарх Алексий II обратился ко всей русской православной эмиграции с посланием, предложив объединить в одну церковную структуру "все епархии, общины и монастыри русского происхождения и традиции". В том же году президент Владимир Путин встретился с митрополитом Лавром в Нью-Йорке и передал ему приглашение Алексия II посетить Россию.

Именно нью-йоркская встреча и последующий визит митрополита Лавра в Москву в мае 2004 года сыграли определяющую роль в деле примирения двух "ветвей" русского православия. Зарубежные архиереи, узрев воочию главу российского государства, убедились в том, что светская власть больше не является гонителем Церкви. Путин стал "гарантом" начавшихся в 2004 году переговоров по объединению РПЦЗ и РПЦ МП. Быть может, значительную роль сыграло и то обстоятельство, что сам президент является православным верующим.

Поэтому присутствие президента на торжественном подписании Акта о каноническом общении и первой совместной литургии иерархов РПЦ МП и РПЦЗ вполне закономерно. Можно сказать, что политический имидж "объединителя Церкви" Владимиру Путину уже обеспечен. Подобным образом в исторической памяти царь Алексей Михайлович связан с церковными реформами Патриарха Никона, а Николай I - с попыткой объединить православных с греко-католиками (униатами).

Перед "воссоединением государственного значения" оказались несущественными такие "мелочи", как участие РПЦ МП в работе Всемирного совета Церквей. IV Всезарубежный Собор 2006 года фактически призвал РПЦ МП выйти из экуменического движения, объединяющего различные христианские конфессии. Однако в Московском Патриархате на такие уступки не пошли, намекая на то, что это ослабит позиции РПЦ в христианском мире и закрепит место лидера за Константинопольским Патриархатом, который активно участвует в экуменическом движении. Вопрос об экуменизме так и не был однозначно решен в ходе работы совместных комиссий, однако и в РПЦ МП, и в РПЦЗ заявили, что будут "продолжать дискуссии". Пока же на неопределенное время после подписания Акта о каноническом общении единая Русская Православная Церковь оказалась в положении "кентавра" по отношению к экуменическому движению, когда одна ее часть готова общаться с католиками и протестантами, а другая - нет.

Русская Православная Церковь Заграницей

Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) объединяет около 500 тыс. последователей более чем в 30 странах мира. Наибольшее их количество проживает в США, Германии, Канаде, Австралии и Франции. Всего 454 прихода, объединенных в 16 епархий.

РПЦЗ не участвует в межцерковном экуменическом движении, не является членом Всемирного совета Церквей.

Раскол в Русской Православной Церкви и его преодоление

1921 - образование Карловацкого Синода.

1927 - декларация заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. РПЦЗ отказывается признать ее.

1943 - Поместный Собор РПЦ МП. Избрание Патриархом митрополита Сергия.

1945, 1974, 1988 - РПЦ МП обращается к РПЦЗ с призывами признать его.

1990 - решение РПЦЗ об открытии "параллельных" епархий в России.

1995 - первая совместная комиссия РПЦ МП и РПЦЗ.

2001 - избрание главой РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы), сторонника воссоединения с Московским Патриархатом.

2003 - встреча Владимира Путина с митрополитом Лавром. Обращение Патриарха Алексия II к русской эмиграции.

2004 - первый визит митрополита Лавра в Москву.

2006 - IV Всезарубежный Собор одобряет Акт о каноническом общении, но просит РПЦ МП выйти из Всемирного совета Церквей.

2007 - подписание Акта о каноническом общении. Восстановление единства Русской Православной Церкви.

http://www.ng.ru/politics/2007-05-18/1_anafema.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме