Возрождение джихада

(радикальный исламизм и иракский кризис)

Новости Москвы 
0
112
Время на чтение 7 минут
Весной 2007 года ситуация на Ближнем Востоке характеризовалась двумя наиболее значимыми аспектами - усилением радикального исламизма в ряде арабских стран и повышенной активностью США в попытках развязать выгодным для себя образом иракский узел.

11 апреля 2007 г. в алжирской столице были совершены два террористических акта. Первый взрыв произошел в 30 метрах от резиденции премьер-министра Алжира Абд аль-Азиза Белькадема (его в этот момент не было в резиденции). В этом же здании находится одно из учреждений министерства внутренних дел. Второй взрыв прогремел почти одновременно с первым неподалеку от полицейского отделения в районе Баб аз-Завар (в восточном предместье столицы), расположенном вблизи автострады, ведущей в алжирский международный аэропорт. Мощность взрывов была очень большой - террористы (по заявлению взявшей на себя ответственность за взрыв группировки) использовали около 1900 кг взрывчатки, причем около 700 кг было использовано для взрыва у резиденции премьер-министра. По сообщению министерства внутренних дел Алжира в результате террористических актов погибли более 30 и было ранено более 200 человек.

Почти одновременно с террористическими актами в Алжире в Марокко, в Касабланке, 9 апреля 2007 г. во время операции по задержанию группы исламистских боевиков двое террористов-смертников произвели взрывы, в результате чего несколько полицейских было убито и ранено. Марокканская полиция арестовала около 30 террористов, которых обвиняют в "организации заговора" и планировании террористических актов, целями которых должны были стать стратегические объекты и туристические комплексы. Еще 40 наиболее опасных исламистских боевиков, причастных к громким террористическим актам в Касабланке в 2003 г. и в марте 2007 г., находятся в розыске. В том же апреле 2007 г. в Саудовской Аравии была предотвращена попытка совершения серии террористических актов, направленных против государственных учреждений и объектов нефтедобывающей индустрии. Саудовские органы безопасности задержали 172 подозреваемых в причастности к радикальным исламистским группировкам и изъяли крупные суммы денег.

Рост весной 2007 года угрозы терроризма под флагом ислама в Алжире, Марокко, Саудовской Аравии не сводится к изолированным проявлениям экстремизма. Это своеобразная кульминация процесса усиления в последние несколько лет радикального салафитского (от арабского салаф - праведный предок) ислама как в указанных выше странах, так и во всем арабо-мусульманском мире.

Причины этого явления коренятся, с одной стороны, в социально-экономическом кризисе, который переживают практически все арабские страны, в том числе Саудовская Аравия, когда современное мировое разделение труда отводит им роль сырьевых придатков Запада. В результате жизненный уровень ощутимо повышается только у правящей элиты и узкого слоя, причастного к экспорту природных ресурсов, в то время как значительная часть населения, в том числе молодежи, остаются неимущими. С другой стороны, политика США, поддерживающих Израиль - американского стратегического союзника, и оказывающих военно-политическое давление на те арабо-мусульманские страны, которые не следуют в русле американской политики, воспринимается большой частью мусульман, так называемой "арабской улицей", как война против ислама. Это используют лидеры экстремистских салафитских группировок, провозглашающих своей целью создания на основах Корана исламского государства, в котором восторжествует "исламская социальная справедливость". Единственным способом создания исламского государства эти лидеры провозглашают джихад (священную войну) против "ближнего врага", т.е. тех арабских режимов, которые, по их мнению, отступили от Корана и стали сателлитами Запада, и "дальнего врага" - Запада в целом, США и Израиля, в частности, которых они называют "новыми крестоносцами".

Что касается Саудовской Аравии, то исламистское движение, оппозиционное правящей династии, возникло здесь в начале 90-х гг. Его участники выступали против пребывания на территории страны американских войск, прибывших сюда по просьбе короля Фахда во время агрессии Ирака против Кувейта в 1990 г., и обвиняли правящую династию в забвении "подлинного ислама" и использовании нефтедолларов на содержание многочисленных членов королевской семьи.

Боевики из наиболее известных саудовских экстремистских группировок "Муджахидины Аравийского полуострова" и "Исповедующие истинную веру Аллаха", предположительно связанные с Аль-Каидой, осуществили с начала 2000-х гг. большое количество террористических актов. Наиболее громкими из них были взрывы в мае и ноябре 2003 г. в саудовской столице Эр-Рияде в кварталах, где преимущественно проживали американские граждане, а также в 2005 г. взрывы в районе комплекса зданий министерства внутренних дел.

В Марокко террористические акты на протяжении последних нескольких лет осуществляли несколько исламистских группировок, наиболее известными из которых являются "Салафитский джихад" и "Боевая марокканская исламская группа". Марокканские боевики имеют тесные связи со своими алжирскими собратьями, в частности, те из марокканцев, которые недавно вступили на путь джихада, проходят в Алжире своеобразную "стажировку" в рядах наиболее известной алжирской радикальной группировки "Салафитская группа для проповеди и борьбы" (СГПБ). Эта организация взяла на себя ответственность за взрывы в Алжире 11 апреля 2007года. С сентября 2006 года. СГПБ официально вступила в Аль-Каиду и сейчас называется "Аль-Каида исламского государства Магриб".

Можно напомнить, что СГПБ, выделившаяся в 1997 г. из другой алжирской экстремистской группировки "Вооруженные исламские группы" (ВИГ), вступила в 1998 г. в созданный в том же году Бен Ладеном "Всемирый исламский фронт"1. Основатель СГПБ и ее первый эмир Хасан Хаттаб, так же, как нынешний ее руководитель Абу Мусаб Абд аль-Вадуд, имели постоянные контакты с руководством Аль-Каиды, в том числе с Айманом Аз-Завахири - правой рукой Бен Ладена. Айман Аз-Завахири приветствовал и благословил вступление СГПБ в Аль-Каиду, и в одном из своих заявлений осенью 2006 г. угрожал использовать боевиков СГПБ - Аль-Каиду исламского государства Магриб для нанесения удара по "алжирскому режиму, который вошел в антиисламский сговор с Францией и США". СГПБ совершила ряд террористических актов в Алжире в 2006-2007 гг., в том числе подрыв автобуса с российскими специалистами-нефтяниками 3 марта 2007 г.

Необходимо отметить, что выбор исламистскими террористами для осуществления террористических актов именно этих трех стран (Алжира, Марокко и Саудовской Аравии) не случаен: они рассматриваются исламистскими лидерами как "марионеточные тиранические режимы, выполняющими волю новых крестоносцев".

Мощный импульс новому подъему радикального исламизма дало американское вторжение в Ирак. Эта страна, после свержения режима Саддама Хусейна и разрушения старых государственных структур, превратилась в полигон для радикальных исламистских группировок, ведущих джихад против США и их союзников, и плацдарм для распространения политического влияния Ирана.

Из Ирака происходит расползание терроризма под флагом ислама в сопредельные арабские страны. Известно, что в рядах различных радикальных группировок, ведущих борьбу в Ираке против оккупационных сил и нынешнего марионеточного иракского режима, участвуют граждане многих арабо-мусульманских стран, в частности, сотни алжирцев и марокканцев. Вернувшись на родину с полученным "боевым опытом" они вступают в экстремистские группировки и применяют его здесь против "своих" режимов.

Вашингтон, естественно, пытается найти выход из иракского кризиса который не выглядел бы как поражение. При этом развязывание ближневосточного узла и решение иракской проблемы рассматриваются администрацией Дж. Буша, в первую очередь, с точки зрения их влияния на внутриполитическую ситуацию в США и предстоящие осенью 2008 г. президентские выборы.

Дж. Бушу удалось с помощью вето заблокировать резолюцию, принятую демократическим большинством Конгресса и требующую определить график вывода американских войск из Ирака. Тем не менее, противостояние Дж. Буша с американскими законодателями продолжается. Как откровенный вызов нынешней администрации США можно расценить визит делегации американской Палаты представителей во главе с ее председателем Ненси Белуси в Сирию и ее переговоры с сирийским президентом Башаром Асадом. Тем важнее для Дж. Буша продемонстрировать американской общественности положительные результаты своей ближневосточной политики и, в первую очередь, стабилизацию ситуации в Ираке. Это необходимо сделать до осени 2007 г., когда возьмет старт президентская кампания. В противном случае, как об этом предупредили Дж. Буша республиканские сенаторы во время встречи с ним 8 мая 2007 г., Республиканской партии грозит раскол.

Сейчас американский Белый дом, пытаясь изменить в свою пользу развитие ситуации на Ближнем Востоке и, в частности, в Ираке сделал ставку на выстраивание коалиции из лояльных США арабских режимов, а именно членов Совета сотрудничества государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Оман), Египта и Иордании. По замыслу Вашингтона, эта коалиция должна противостоять усиливающемуся иранскому влиянию в Ираке, оказывать поддержку нынешнему иракскому правительству Нури аль-Малики, а впоследствии, возможно, заменить в той или форме американское военное присутствие в Ираке. Предполагается, что арабо-мусульманское военное присутствие в Ираке, в отличие от американского, не вызовет такого сопротивления у иракского населения и "арабской улицы".

Подобная политическая рокировка (замещение американских войск в Ираке войсками лояльных Соединенным Штатам арабских государств) может позволить Вашингтону, не теряя лица, убрать свои войска и объявить об успешном завершении иракской войны. Американская дипломатия активно работает сейчас в этом направлении.

На саммите руководителей арабских стран - соседей Ирака (в нем принимали участие также Египет, Сирия и Иран), проходившем под эгидой США в египетском городе Шарм аш-Шейхе 4-5 мая 2007 г., была принята резолюция о поддержке усилий нынешнего иракского правительства по восстановлению "национального согласия и стабильности" в Ираке. С целью убедить руководителей вышеупомянутых арабских стран реально поддержать иракское правительство Ближний Восток посетили министр обороны США Роберт Гейтс, госсекретарь Кондолиза Райс, вице-президент Дик Чейни. Причем визит последнего в ОАЭ чуть было не совпал с пребыванием здесь президента Ирана Ахмадинежада, который также вел переговоры с арабскими руководителями, но с диаметрально противоположной целью - уменьшить американское влияние в регионе и не допустить изоляции Ирана.

Практически все арабские лидеры, отрицательно относясь к усилению иранского влияния в Ираке, в то же время выступают против применения в отношении Ирана военной силы. Администрация США начинает сталкиваться с достаточно жесткой критикой ее политики в Ираке даже из лояльных Вашингтону арабо-мусульманских кругов. Так, король Саудовской Аравии Абдалла открыто заявил, что "американская оккупация Ирака не законна". В то же время, по сообщениям египетской газеты "Аль-Ахрам", суннитские представители иракского парламента, посетившие США, распространили в американском Конгрессе заявление, в котором требуют вывода американских войск из Ирака, а также утверждают, что нынешний премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (представитель шиитской общины) имеет негласные связи с иранским руководством и с шиитскими вооруженными исламистскими группировками.

Американский сценарий стабилизации ситуации вокруг Ирака, даже при достаточно большой экономической и политической зависимости арабских государств от США, натолкнется на существенные трудности. Что касается радикального исламизма, то глубинные причины его возникновения в обозримом будущем никуда не исчезнут, и соответственно, экстремистские исламистские группировки будут продолжать действовать.

К сожалению, роль России на Ближнем и Среднем Востоке и в Персидском заливе в настоящее время не просматривается. Те политические преимущества, которые Москва получила после визита в регион президента В.Путина, не были закреплены и сейчас сходят на нет.



1 См. Б.В. Долгов Исламистский вызов и алжирское общество. М., 2004. С.139

http://www.fondsk.ru/article.php?id=734
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Долгов
На первом месте должны быть интересы государства, а не бизнеса!
О начавшихся переговорах президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана
04.09.2023
Всё зависит от разрешения ситуации на Украине
О победе Эрдогана и политике Турции в отношении России
29.05.2023
Почему не победил Эрдоган?
Об итогах президентских выборов в Турции и прогноз на второй тур
15.05.2023
Россия находится в Сирии в сложном положении
Что стоит за обвинениями Эрдогана в адрес Москвы в невыполнении договорённостей?
22.11.2022
Вступление Ирана в ШОС — позитивный шаг для глобальной политики
Востоковед Борис Долгов о том, что стоит ожидать от вступления Ирана в ШОС
17.09.2022
Все статьи Борис Долгов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07