Ответы на вопросы: что вы можете сказать о жертвенной любви Иисуса Христа согласно творениям святых Отцов?

0
424
Время на чтение 5 минут
- Что вы можете сказать о жертвенной любви Иисуса Христа согласно творениям святых Отцов?

- Святые Отцы говорят то же, что и Евангелие. Они только раскрывают на доступном нам языке, на уровне идей и мыслей, контекста нашего мышления то, что дано в Евангелии. Жертвенная любовь Христа открыла миру то, чего религиозный мир никогда не знал, что Бог есть совершенная Любовь. Не такая любовь, как у нас: "сейчас я люблю, а через час ненавижу" или "сейчас я люблю больше, а потом буду любить меньше". И не просто милосердие, подобное нашему милосердию: "сейчас я могу помиловать, а потом наказать", когда милость меняется на гнев, и наоборот. Его любовь абсолютная, неизменяемая.

Как мы своими глазами можем глядеть и на доброе, и на худое, так и божественная любовь не изменяется от свойств человека, всегда остается любовью, даже если этот человек есть сущий антихрист. Святые Отцы показывают это на образе людей, которые достигают совершенной любви. Св. Исаак Сирин в своем знаменитом "Слове о сердце милующем"1 пишет о таком человеке. Будучи спрошен, что есть сердце милующее, св. Исаак ответил: "Возгорание сердца у человека обо всем творении, о человеках, птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце".

И дальше: "Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим".

Макарий Великий был назван "земным богом"2. За что? Не просто, как мы скажем, "за совершенство". Мы не понимаем, что такое совершенство. Но, как сказали святые Отцы, за его удивительное снисхождение к грешному человеку, за удивительную любовь к тем, от которых мы с презрением отвернулись бы, с кем бы и разговаривать не стали, эта удивительная любовь к согрешающему человеку, сделала его богоподобным.

Итак, прежде всего жертва Иисуса Христа открыла человечеству, что Бог есть не царь, который одного казнит, а другого милует, и во что бы то ни стало требует исполнения своей воли. Нет! Он есть совершенная Любовь, оставляющая в полноте и неприкосновенности человеческую свободу.

И еще эта Жертва открыла нечто, более потрясающее и фантастическое для религиозной мысли всех людей и всей истории, что Бог есть абсолютное смирение. Разве Он не мог родиться императором, всемирным царем и повелителем? Мог, но Он добровольно взошел на крест и это свидетельство не просто потрясающей любви, но и потрясающего смирения, которое нам трудно себе представить.

Подумайте, кто, обладающий полнотою власти, который может предоставить 12 легионов ангелов (Мф. 23, 56), позволит себя оскорблять, терзать, распинать? Вот смирение, которое нам открыла жертва Христа.

Отсюда проистекает потрясающее для человеческого сознания следствие. Оказывается, будучи смирением, Бог не может насильно ни одного человека заставить делать добро. Самое большее, что Он может сделать, выражусь нашим бедным человеческим языком, - просить, умолять человека: "Голубчик, сиди на мягком кресле, не садись на кол. Тебе, конечно, кажется, что ты будешь сидеть на колу и вертеться, и это будет так интересно. Нет, тебе будет плохо, ты погибнешь". Я говорю о заповедях Божьих, они - мольба Бога к человеку не делать себе зла. Не осуждай - ты себя ранишь, не завидуй - ты себя уничтожаешь, не ненавидь - ты попадешь в руки дьявола. Здесь дано принципиально новое понятие о грехе. Грех это не нарушение закона деспота, за которое тебя накажут. Нет! Грех - это нарушение самой природы нашей души и тела. Мы же знаем, почему нельзя садиться на горячую сковороду, наша кожа это прекрасно знает. Грехом нарушаются законы нашего духовно-телесного организма. Вот что такое грех, а ведь он во всех религиях понимался как нарушение воли грозного Судьи.

Недавно я был в городе Гусь-Хрустальный. Там, в одном закрытом храме, есть музей, и в нем есть редкая картина В.М. Васнецова "Страшный суд". Экскурсовод-женщина мне объясняет: "Вот видите, здесь Христос сидит. А вот Его Мать, а вот Иоанн Креститель, они умоляют Его: "Помилуй этих грешников, которые страдают в аду". А Он говорит: "Нет, они слишком много нагрешили, должна восторжествовать правда, хватит". Бог - справедливый Судья".

Мне понравилось, как замечательно экскурсовод выразила нашу языческую психологию. Но нет, не Бог нас отвергнет, а мы можем не принять Бога. Бог есть величайшая Любовь и Смирение. Он только стучит в наше сердце - "Откройте!" А мы Ему: "Отойди, не мешай мне с Твоей совестью, Твоими заповедями. Я без Тебя знаю, как мне жить". А Бог снова просит, как последний нищий: "Откройте!" 3

Только подумайте, не Бог отвергнет человека, но человек, зараженный своими страстями, не захочет Бога.

Приведу другой пример. Однажды довелось ехать в поезде с одним моряком, молодым симпатичным человеком, и разговор у нас зашел насчет ада и рая. Он говорит: "Да чтоб я в рай пошел? Ни за что! Зачем он мне нужен, что я там буду делать, в этом раю? По садочку ходить, на цветочки смотреть? Да вы что? Водочка, девчонки, музыка - вот мне что надо. Никакого Бога мне не нужно".

Он так искренне говорил, потому что ад представлял себе как свободную жизнь, а Бога как узы: нельзя того, нельзя другого. Он совсем не понимал, что такое грех. Он думал, что грех - это нарушение запретов деспота - Бога, который придумал заповеди, чтобы нам похуже было жить. На самом деле все не так, грех - это нарушение законов нашей человеческой природы. Грех - это то, что несет нам страдание и может принести смерть. Бог только умоляет и говорит: "Не делай себе зла".

Однажды в детстве моя маменька сказала мне: "Лёшенька, смотри, не вздумай на морозе язычком лизать железную ручку двери". Только маменька отвернулась, Лёшенька тут же прилип к ручке. И был вопль велий. Этот опыт мне очень помог в понимании того, что такое грех. Ведь не маменька меня наказала, она только сказала, чего нельзя делать. Так и наш Бог христианский открыл нам, что Его заповеди есть только просьба к нам не делать себе зла. В этом смысле жертва Христова открыла совершенно новую эпоху в понимании Бога и в отношении человека к Богу. Мы с вами счастливые, потому что христиане и знаем это.

- Какой смысл в Ветхом Завете имеет слово "Элохим"?

- В Библии есть целый ряд имен, которыми называют Бога. Все они имеют один корень "Эл", то есть "Бог". Этимологически все эти названия не имеют существенного значения: "Бог сил", "Бог власти", "Господь" и т.д. Это взаимозаменяемые понятия и более ничего. Но известно, что некоторые придают этим именам чуть ли не магический смысл. Христианство решительно выступает против магии, против предания имени определяющего, спасительного смысла. У нас эту идею имени сильно развивал отец Павел Флоренский, который дошел до заблуждения, что нельзя почитание имени Иисусова заменять почитанием Самого Иисуса.

Для нас нет существенного значения, какое из имен Божиих мы употребим.



1. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 48. О различии добродетелей и о совершенстве всего поприща. - М:Правило веры, 1993, стр. 206-207.

2. " Об авве Макарии Великом утверждали, что он был, как сказано в Писании, бог земной; потому что как Бог покрывает мир, так и Авва Макарий прикрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал" Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. - Изд-во Свято-Троицкой Сергиевской Лавры, 1993, с. 109.

О житии Макария см. также гл. 19 "Лавсаика" и гл.30 "Истории монахов".

3. "Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения... Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать". - В.Н.Лосский. Догматическое богословие. Гл.10. Образ и подобие. - М., 1991.

http://www.russned.ru/stats/1137
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Осипов
Все статьи Алексей Осипов
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35