Воссоединение Церквей - начало новой церковной жизни

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
284
Время на чтение 7 минут
17 мая 2007 года произойдет событие, которое представляется важнейшим в современной истории Русской Православной Церкви и России. Оно тем более значительно, что имеет трагическую и давнюю предысторию, причем настолько давнюю, что рядовому современному православному человеку она уже становится малоизвестной и чуждой.

Единство Русской Православной Церкви в России и за рубежом - эта сложная проблема, которая в течение десятилетий обросла различными домыслами и неверными толкованиями, сегодня, наконец, решена. Это событие, преодоление внутреннего разделения - великое историческое достижение Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви и, конечно, их предстоятелей.

Почему же эта проблема настолько тяжела, и почему она была столь неподъемна в течение многих десятилетий?

Прежде всего, вспомним, что Церковь - это не такой, как иные, общественный институт, Не такой, каким его воспринимает и трактует секулярное общественное сознание, обычные светские люди. Это не некая общественная организация. Природа Церкви совершенно иного рода.

Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку "внешнему", с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что глава Церкви - это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе земной части Церкви. И еще - в Церкви нет мертвых, есть только живые трех "видов". Два - за которых молятся за здравие или за упокой, третья (вернее первая) группа - святые. Эту особенность - отличие Церкви от всех иных обретающихся на Земле корпораций, состоящих только из живущих телесно людей - почти всегда игнорируют по естественному или лукавому непониманию ее реальной жизни. Так и в распространенной литературе, и в науке - в религиоведении. А знание этих очень важных отличий необходимо, чтобы понять, почему происходят разделения в земной жизни Церкви. Разделения в Церкви происходят, как правило, от интервенций внешних, от внешних обстоятельств, по сути своей нецерковных, а в своем действии и в последствиях - антицерковных.

Разделение, которое изживается сейчас, и, которое переживается большинством верных чад Церкви, отдающих себе отчет в происходящем, началось давно, еще в 1922 году. Именно в 1922 году, а не позже. Этот год ознаменован известным собором в городе Сремски Карловцы в Югославии - Карловацким собором. На почве политических настроений и чаяний первой волны русской эмиграции началось это разделение, и оно было именно политическим, вдохновляемым политически озабоченной доминантной частью эмиграции. Эта часть эмигрантов вместо покаяния, к которому призывало само их трагическое положение изгоев (а оно соответствовало тексту псалма "На реках вавилонских..."), амбициозно и активно продолжала свою "политическую линию". Никаких уроков религиозных и нравственных она, к сожалению, из своего исторического поражения не вынесла, а на церковные дела влияние оказала негативное. Начатое за пределами России разделение внутри Церкви не имело, по сути, собственно церковного содержания. И поныне у Русской Православной Церкви и ее отделенной до 17 мая сего года зарубежной части нет никаких различий и никаких проблем по вопросам вероучительным, литургическим, уставным или обрядовым. Бытовые же различия между Церковью в России и за рубежом не большие, чем бывают между разными епархиями или приходами.

Еще полвека назад понятия "Зарубежной Церкви" в России не существовало, бытовало резкое, крайнее и неточное понятие "карловацкого раскола". Мы видим, что понятие церковного раскола реальному содержанию этого разделения не соответствует, ибо собственно церковной противоречий и не было. Но разделение было весьма чувствительно, ибо оно возглавлялось весьма авторитетными и сильными личностями. Во главе этого "карловацкого" разделения стоял выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917-1918 гг. - митрополит бывший Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). На Карловацком соборе сформировалось по сути своей нецерковное отношение к той позиции лояльности к господствующей власти, которую заняла Русская Православная Церковь, возглавляемая Св. Патриархом Тихоном.
Патриарх Тихон
Св. Патриарх Тихон - это личность объединяющая, "центростремительная", которой нет равных в российской церковной истории. Благодаря его великому историческому подвигу и происходит сейчас преодоление давнего разделения.

Нужно сказать прямо, что собственно церковных проблем между РПЦ и РПЦЗ не возникло позже начала разделения, не было никогда. Проблема единства, в основном, заключается в осмыслении отношения к внешним влияниям и факторам, к конкретным историческим событиям и действиям отдельных лиц нашей церковной истории ушедшего столетия. Сейчас и произошла эта перемена в отношения к внешнему, к политическому, то есть произошло преодоление отношения к воздействию м i ра, к влиянию "духа века сего". Реакция на курс лояльности к советской власти, выбранный Св. Патриархом Тихоном (после него иногда принимавший уродливые формы) легла в основу интерпретации отношений между Церквами. Многое в прошлых оценках было справедливо, но многое принадлежало своему времени, конкретной исторической ситуации, и не имеет ныне никакого отношения к бытию Церкви.

Для церковной истории ХХ века значительно, что была выдающаяся личность в западном русском епископате, свидетельствующая, что сегодняшнее объединение - естественное, а не искусственное. Этому иерарху самому принадлежит заслуга в преодолении в Церкви искусственных разделений внешними политическими факторами.

Это - митрополит Вениамин (Федченков). Он был епископом во Франции, затем митрополитом Московской Патриархии в США. Его роль в начале войны была исключительной. Его речь в 1941 г. в Madison Square Garden в Нью-Йорке послужила к объединению русской эмиграции (вспомним среди откликнувшихся только великие имена С.В.Рахманинова и И.И.Сикорского) в помощь борющейся против агрессии фашизма Советской России и занявшей четкую патриотическую позицию Русской Православной Церкви. Митрополита Вениамина называли "красным митрополитом", обвиняли в предательстве, но чего? В предательстве Церкви и Отечества его обвинить было невозможно.

Сейчас многое из истории взаимоотношений Церкви в Отечестве и Зарубежной Церкви забыто ради великого события объединения. В эти дни, когда недавно вспоминалась великая Победа в великой войне, нельзя забыть о том, что именно епископы Русской Православной Церкви, сохранившие верность Московской Патриархии в годы Второй Мировой войны на оккупированных территориях, соблюли там целостность Церкви и нации, а их эпархии явились истинное патриотическими формациями. С другой стороны, действия некоторых иерархов Зарубежной Церкви во время войны оказались исторически неоправданными. В качестве примера можно привести подобие сотрудничества с власовцами, надежды некоторых "зарубежников" при начале войны "освободить Россию от большевиков" при помощи фашистов. Подобные проявления несовершенных политических настроений, не имеющих отношения к церковной жизни, слава Богу, изжиты.

Подвиг Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром сегодня показал, что политиканство околоцерковной зарубежной общественности, которая пыталась ранее влиять, и небезуспешно, на чад РПЦЗ, линия оппозиционная по отношению к будто бы "красной" Церкви России - ныне эта линия Православной Церковью за рубежом полностью изжита. Закономерно, что этот выдающийся подвиг Зарубежной Церкви заслуживает того, чтобы забыть и простить прошлые несправедливости и претензии Зарубежной Церкви по отношению к матери-Церкви, совершившей в ХХ веке подвиг мученичества и исповедничества. Но отметим, что те на Западе, кто обвинял деятелей РПЦ в некоем предательстве церковных интересов, сами вольно или невольно обслуживали интересы антирусских и антицерковных политических линий.


"Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет - тому два", гласит старая пословица. Она верна. Уроки истории должны быть хорошо усвоены. С другой стороны, "быль молодцу не укор", если "молодец" действительно молодец. В последнее время поводом былого разделения и условием объединения, стали признаваться так называемое "сергианство" и его преоодоление. Но фактическое начало существования РПЦЗ относится ко времени ранее пресловутой декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского), относится к 1922 году. Самое существование Зарубежной Церкви канонически было оправдано только известным декретом Патриарха Тихона 1920 года, позволяющим автономно существовать тем епархиям, которые не могли по внешним обстоятельствам общаться с церковным центром. Это было формальное основание, повод к независимости Зарубежного Синода, вокруг которого и сформировалась РПЦЗ. Иногда проявления этой независимости были настолько негативны, что даже в биографии выдающихся зарубежных иерархов появились сложные моменты. Например, есть капризный момент в истории РПЦЗ и даже в биографии такого прославленного иерарха, как ныне канонизированный Святитель Иоанн (Максимович).

В 1945 году возглавляемое им шанхайское викариатство в составе всего экзархата перешло в юрисдикцию Московской Патриархии, но затем Свт. Иоанн под влиянием Зарубежного Синода порвал "с Москвой" и вышел из ее юрисдикции с частью паствы своего викариатства, игнорируя своего кириарха в Пекине митрополита Виктора (Святина), Это вызвало значительную смуту среди православных в самом Китае. Владыка Иоанн покинул Китай и эмигрировал со своими чадами в Америку, но эти события сыграли негативную роль в делах Церкви в Китае.

И еще надо сказать о том, что прежняя политическая позиция предшественников современной Зарубежной Церкви, ориентировка на восстановление прежней власти в России, попытки действовать едва ли ни в качестве политической силы дали возможность советской власти обвинять всю Русскую Православную Церковь в антисоветской деятельности, скрытой контрреволюционности, что осложнило значительно положение Церкви в СССР.

Современное руководство Зарубежной Церкви совершает по-настоящему великий подвиг, преодолевая имеющуюся оппозицию воссоединению, преодолевая устаревшие, закаменелые стереотипы в отношении к Русской Православной Церкви, преодолевая устоявшуюся поведенческую традицию, когда указывались все мыслимые и немыслимые прегрешения деятелей Церкви в России, но при этом забывались неблаговидные поступки деятелей собственных. Необходимо признать, что положение Церкви в миру в прошедшем столетии была чрезвычайно сложным, ее вынужденные компромиссы, зачастую, выглядели некрасиво, и не могли быть верно поняты в том отдалении, в котором протекала трагическая жизнь Церкви на родине и за рубежом.

Ныне воссоединение частей единой Русской Церкви прекращает ту "гражданскую войну", которую пытались перенести на церковную почву, и которую искусственно дотянули до наших дней. Это великая историческая заслуга Святейшего Патриарха Алексия, иерархов Русской Православной Церкви и иерархов Зарубежной Церкви, которые смогли стать выше политического максимализма, сопровождавшего ее на всем протяжении ее бытия. Это объединение открывает новую эпоху жизни единой Церкви в России и в русской диаспоре, за пределами Отечества.

Н. Гринев, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета

http://www.pravmir.ru/article_2022.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Н. Гринев
Все статьи Н. Гринев
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02