itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Супруги должны быть одного духа, православного". Батюшки и матушки

0
292
Время на чтение 7 минут
Информационная служба Псковской епархии, продвигаясь по приходам, бывая в домах священников, обычно разговаривает и с матушками. Матушка -хранительница дома, и, как правило, еще помощница батюшки в храме. В этот раз на Светлой седмице мы гостили в семьях священников Максима Горшкова в Новоржеве и Бориса Уварова в Бежаницах. Эти семьи складывались или формировались с благословения благочинного Дедовичского округа архимандрита Павла (Кравца). Дай Бог милости Божией благочинному. Надо сказать, что православная семья заметно отличается от обычной светской семьи, хотя бы тем, что там нет проблемы, где провести время, на какой дискотеке, и кто в доме хозяин. Времени свободного в семье священника не бывает, и хозяин в доме, конечно, батюшка, его слово определяет всю жизнь дома.

Бежаницы.

Отец Борис Уваров, настоятель храма свв. Петра и Павла:

Летом 1998 года я познакомился с Ольгой, моей матушкой, которая приехала к отцу Павлу (Кравцу) в Дедовичи, в Покровский храм управлять хором. На третий день знакомства мы решили пожениться, и поехали знакомиться с будущей тещей. Венчал нас отец Павел в Белой, в церкви Рождества Богородицы, и потом мы сразу поехали к нашему Владыке Евсевию. Рукоположили меня в дьяконы, а на Воздвижение Креста рукоположили в священника. Мне было 33 года.

В один месяц я венчался, стал диаконом и священником. Это было очень трудно. Назначили меня в Бежаницы, мы приехали сюда с матушкой, и так тут и остались. В Бежаницах уже восемь лет служу, до меня на этом приходе сменилось семь священников, никто не хотел служить, жилья не было.

Не было жилья и у нас, искали сначала, где переночевать, потом семь лет снимали квартиру, пока свой дом не построили, вот живем в нем полтора года. Когда купили сруб, то на него сел аист, три дня сидел, ворон отгонял, дело было на Троицкую субботу, хорошее знамение.

Матушка Ольга, Вы откуда родом?

Из Великих Лук.

А как Вы оказались в Церкви?

Я оканчивала Музыкальное училище в Пскове, была некрещеной. Тогда открывались храмы, а мне очень захотелось петь в церковном хоре. Это и стало причиной, почему я покрестилась в семнадцать лет, пела в Любятовском хоре в 1991 году у Николая Петровича Попова. Он был тогда регентом, хор был у нас очень хороший: молодые голоса, и бабушки наши пели, а мы у них учились.

Николай Петрович вдохнул в меня какую-то церковную жизнь - ведь я была неверующим человеком. Захотелось учиться дальше на регента в Лавре. Отец Владимир Попов дал мне рекомендацию, благословил и сказал: "Оль, тебе девятнадцать лет, ты окончила Музыкальное училище, а тебе еще три года учиться, но у тебя же есть музыкальное образование и тебе столько учиться не надо, два года - и замуж выходи!"

Приезжаю в Троице-Сергиеву Лавру и без своей воли поступаю сразу на второй курс, два года учусь и заканчиваю, получаю диплом. Потом поехала в Торжок учиться золотому шитью, знаменитой торжковской вышивке, училась два года, делала дипломную работу - покровцы. После прожила год в Торжке на монастырском подворье регентом и вернулась на родину в Великие Луки. Тянуло домой, приехала - назначили регентом Вознесенского собора.

Как Вы оказались у отца Павла в Дедовичах?

В Великих Луках есть монахиня, ее зовут Марфа, она в Вознесенском соборе свечки делала, и всегда мне дарила свечечку. Марфа мне сказала, что отец Павел хочет со мной поговорить, дала мне, нищему регенту, денег на дорогу, я и поехала в Дедовичи. Познакомилась тогда с отцом Павлом, который искал регента, и он меня спросил: "Что ты хочешь, чтобы здесь жить? Что я могу для тебя сделать, чтобы ты здесь осталась? - Говорю: мне либо квартира нужна, либо муж".

Мне двадцать шесть лет было, пора задуматься о будущем. А он мне говорит: "Вот и хорошо, мне Бориса надо женить", - в один день все решил. 4 сентября в день иконы Грузинской Божией Матери мы повенчались в Белой.

Вы легко вышли замуж, Вы понимали, что будете матушкой?

Я поняла, что уже все, что это - крест, служение. Именно служение, а не жизнь. Правда, люди, наверное, думают, что мне легко живется.

Знаете, обычные женщины могут пожаловаться на своих мужей и жалуются, у матушки нет такого права, а часто и желания делиться своими семейными тайнами?

Да. В Церкви есть праздники, которые длятся иногда и день, и другой, и третий, и когда совсем уже не могу, скажу, как я устала, а мне говорят: потерпи. Но думают обычно, что если я не работаю, значит, я дома лежу и отдыхаю. А мне бывает так тяжело, что хочется убежать и отлежаться где-то в медвежьем углу.

Не знают люди о том, что матушка не только домработница, но есть и работа в храме и для храма, для прихода?

Но и обязанности домработницы никуда не деваются. В храме - я регент, для батюшки - супруга, вышиваю для храма, дом наш еще строится, огород большой. У меня нет вообще никакого свободного времени. Никакого. Идешь на базар, не пройти, народ останавливает, спрашивает. Надо говорить с людьми, объяснять, как причаститься, как отпеть покойника, куда прийти, к кому обратиться. Когда я стала матушкой, я стала ощущать себя "лампочкой", меня все замечают, как образец какой-то.

Отец Павел меня называет "первой леди на деревне". Про меня все всё знают, иногда чего-то придумывают, и от этого неприятно. Мы ни про кого ничего не знаем, мы мало знакомы с кем-то, наша жизнь, в основном, проходит в храме, а про нас знают.

Говорят же, что дом священника с увеличительными стеклами, к нему всегда проявляют повышенный интерес.

Мы уже немного привыкли к этому и относимся спокойно.

Что же главное в матушке, Оля?

Жертвенность. Можешь - не можешь, хочешь - не хочешь, идешь и делаешь. Во мне, наверное, что-то было заложено, потому что как-то в пионерском лагере меня поставили на ворота сторожить вход в пионерский лагерь. Поставили и забыли. Я простояла до вечера, уже к ужину пришла, меня увидели и спросили: "Ты где была? - Ворота сторожила". Какая-то исполнительность, способность к послушанию была, наверное, заложена с детства. Ведь матушке нужно думать, что говорить и кому говорить - тогда ты - матушка. Нельзя равнодушно относиться к людям, выплескивать на них какое-то свое настроение.

А про вас не говорят: вот батюшка, богач, вон как живет?

Говорят. Мы семь лет снимали жилье, было очень трудно, а в этом доме всего полтора года живем. Почему-то думают, что нам кто-то строит, деньги нам дают, а этот дом строится на средства отца батюшки, который продал дом в Сибири, и строим мы его своими силами, я сама краску разводила, красила, батюшка печь придумал, сложил...

Скажите, Оля, а жизнь священника не имеет таких страшных потрясений в бытовом плане, как, например, жизнь обычной замужней женщины, у которой муж часто пьет, изменяет ей, груб, мало, что умеет делать по дому?

У нас все-таки другое. Хотя тоже бывают обиды, редко очень, но когда остаешься с домашними делами одна, а батюшка все время в храме. Я все понимаю, но у батюшки на первом месте - храм, а не я.

Вы выходили замуж за отца Бориса по послушанию, чувства так просто не родятся, а живете хорошо, как так получается?

Надо было устраивать жизнь. Слава Богу, на венчании никто не упал в обморок, а мы волновались оба очень и переживали. Но у нас дух один, православный, а это главное в семейной жизни, супруги должны быть одного духа, это сближает навсегда. Мы не проверяли друг друга на прочность, не жили в гражданском браке, для нас это было невозможно. Но вот нынешней молодежи посоветовала бы не торопиться закреплять свои отношения, и непременно венчаться, понимая смысл Таинства венчания.

Венчание укрепляет брак?

А как без венца жить? Это же блуд. Но надо понимать суть Таинства брака, и не пытаться венчанием просто удержать мужа. Таинство венчания для того проводится в нашей Церкви, чтобы жить могли супруги под благословением Божием, чтобы Господь помогал своей благодатью через Таинство венчания спасаться вместе. Вот так мы понимаем венчание, а не просто как укрепление супружеского союза.

Матушка показала нам пяльцы, на которых вышивает покровцы, поясы для батюшки, обложки для книг - размером с небольшой стол. Говорит: "Как за них сядешь, так и не разгибаешься часами - нельзя".

Новоржев.

Матушка Евгения:

Я познакомилась со своим будущим мужем в Пушкинском пединституте под Питером. Максим (настоятель храма Рождества Христова в Новоржеве -прим.) учился на географическом факультете, а я - на факультете психологии и педагогики. Мы поженились, когда я окончила второй курс, а Максим оканчивал пединститут. Семьи у нас были неверующие, но Максим очень хотел повенчаться, и мы повенчались через два года после ЗАГСа.

Жили в Сосновом бору под Питером, потом открыли для себя храм в Лебяжьем, а туда однажды приехал отец Павел (Кравец) из Дедович, он нас увидел и пригласил к себе - приезжайте, поучитесь, а потом, может, и до рукоположения дойдет. Мы все бросили, хотя бросать было нечего: ни квартиры, ни детей, и поехали в Дедовичи. Батюшка хотел поступать в семинарию, но отец Павел предложил практический вариант: помочь ему в храме на службах, а потом, как будет.

Первый ребенок у нас, еще до венчания, почти сразу после рождения умер - так роды приняли, но мы успели окрестить маленькую, дать ей имя София в честь Премудрости Божией. Я горевала до тех пор, пока мы не приехали к отцу Павлу, и один раз на клиросе я увидела, как принесли маленького ребенка причащать, заплакала.

Отец Павел увидел мое состояние и сказал: "Ну что, тебе ребеночка жалко для Господа? Пожалела?" На этом я и успокоилась. В Дедовичах устроилась работать в школе, отец Павел помог найти съемную квартиру, а Максим стал помогать батюшке в храме, и на Великий пост его рукоположил Владыка Евсевий в диакона. Через две недели рукополагали уже в Псково-Печерском монастыре на преподобную Вассу в священника, и в августе 2001 года мы приехали в Новоржев.

И как жизнь?


До рукоположения прожили в браке три года. Потом многое в моей жизни изменилось: мы приехали на Псковщину, стали жить в своем доме при церкви, хотя мы люди - городские. Только в этом году я стала работать, потому что два моих ребенка пошли в садик Ульяна и Максим. Когда мужа рукоположили, мне одна матушка в Дедовичах, монахиня, сказала: "Ты тоже стала духовным лицом и должна нести это". Жизнь матушки в чем-то тяжелее жизни обычной замужней женщины, здесь немного другая грань усталости, но и легче в чем-то: у меня есть уверенность в батюшке. У меня есть вера в него, а больше мне ничего не надо.

Сама жизнь матушки легкостью не отличается. Меня здесь все знают, наблюдают, какое поведение у матушки, даже, как одета смотрят... Дети в садике меня спрашивают: "Почему Вы не ходите в брюках. - Да у меня их нет, - отвечаю. - Как так, нет у вас брюк?" - их удивлению не было предела. Моя Ульяна, когда видит женщину в брюках, спрашивает: "Тетя не православная?" А маленький Максим меня обычно спрашивает в таких случаях: "Это тетя или дядя?"

В храме пока я бываю только на Богослужении, не принимаю участие в жизни храма, но мне дано послушание от моего духовника отца Павла за детьми смотреть. Дети в садике, где я работаю, в основном, крещены в церкви отцом Максимом.


У батюшки с матушкой двое детей: Ульяна с ветрянкой, в зеленке, и маленький Максим, которому нет еще и двух лет. Но дети считают, что их трое: "У нас Сонечка на небе", - так сказала Ульяна. Отец Максим, как православный священник, о Сонечке говорит:

"Нам было очень утешительно, что она крещена, и она теперь наш молитвенник. Мы знаем, что точно один из нас наследует Царство Небесное, значит, если по-человечески рассуждать, наше житие-бытие не напрасно. Мы знаем, что Соня всегда рядышком с нами и с нашими детьми, и оградит их, как мы говорим, от плохих ангелов. И наши дети знают, что у них сестра и она в Царстве Небесном".

Когда мы спросили разговорчивую Ульяну о матушке, ее маме, что в ней такого хорошего, Ульяна подумав, ответила: "Моя мама варит вкусный суп, и я очень ее люблю. И Максима". Игры у детей священника разные, но любят "играть в церковь", в Богослужение. Ульянка знает молитвы и пробует петь. В общем, замечательные малыши.

Спаси Господи!

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2907
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31