Эстонскому обществу нужно освободиться от искаженных стереотипов сознания

0
513
Время на чтение 9 минут

В Таллине 4 мая состоялся общественный форум «Гражданский мир», в котором приняли участие представили эстонского и русскоязычного населения столицы для обсуждения вместе с мэром города Эдгаром Сависааром путейнормализации общественной ситуации в Эстонии.

«Сегодня, после трагических событий недельной давности, мы чувствуем озабоченность и боль. Этим событиям предшествовал долгий монолог с позиции силы. Мы осуждаем как беспардонную политическую демонстрацию силы, проявившейся при демонтаже Бронзового солдата, так и продолжавшийся две ночи вандализм» - говорилось в принятом участниками форума обращении. Ситуацию в русскоязычной среде мы попросили прокомментироватьнастоятеляталлинского прихода свт. Николая в Копли прот. Игоря Прекупа.

- Во-первых, я бы употребил в обращении вместо понятия «вандализм» хорошее русское слово «погром», утвердившееся в европейских языках безо всякого перевода. Во-вторых, не было политической демонстрации силы: это было проявлением агрессивного политического бессилия.

Вначале я хотел бы сказать несколько слов о самом памятнике. Этот памятник - символ чести и достоинства русскоязычного населения, которое на протяжении существования независимости Эстонии вынуждено было ощущать себя аномальным, инородным телом в республике. Памятник в центре города оставался последним бастионом, свидетельством того, что подвиг тех, кто победил фашизм, почитается в республике. Этот памятник дожил до наших дней, поскольку не был образцовым символом советской идеологии: памятник скорбящему солдату на эстонской земле имеет глубокий смысл. Замысел скульптора касался, в первую очередь, бойцов эстонского корпуса, воевавших в советской армии. Им было о чем скорбеть: кто-то из родственников воевал на противоположной стороне, кого-то из близких отправили в концлагерь; этот корпус прошел все чистки, в том числе и после войны: часть офицеров корпуса отправились в лагеря под Норильском. Памятник, как отмечал митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, «поставлен тем разным по национальности и убеждениям людям, которые самоотверженно воевали, будучи проникнуты единым стремлением: освободить от нацизма как свои, так и другие народы». Этот памятник не отражает тоталитаристской идеи коммунистической диктатуры (как пытаются представить некоторые политические деятели) до такой степени, что его чуть было не сняли в сталинское время, поскольку он не соответствовал образу торжествующего воина-победителя. Говорят, что только смерть Сталина помешала демонтажу памятника.

Я хочу подчеркнуть, что очень многие эстонцы было против снятия памятника. Я участвовал в работе круглого стола по проблеме «Бронзового солдата» и должен сказать, что две трети его участников были изначально против переноса памятника.

- Как бы Вы охарактеризовали те события, которые происходили в Таллине неделю назад?

- К сожалению, в освещении событий наблюдается очень неприятная тенденция: отождествление протестующих и погромщиков. С той лишь разницей, что, в зависимости от политических симпатий, одни называют погромщиков «защитниками памятника», другие всех протестующих - «мародерами и вандалами». Действительно, среди погромщиков были те, кто протестовал. Но далеко не все протестовавшие пошли громить город (иначе последствия были бы намного более тяжкими). И далеко не все погромщики принадлежали к протестующим. Значительная часть тех, кто громила магазины, не была на площади перед Солдатом, а присоединилась позднее. Согласно официальным данным, треть среди арестованных за погромы в городе - эстонцы. Те, кто отождествляют погромщиков с протестующими, дискредитируют как саму идею протеста, так и тех людей, которые выходили на площадь выразить несогласие с политикой правительства. Беспорядки, произошедшие в городе, - это разгул шпаны, которая была среди протестующих. Погром - это не форма протеста, это проявление гнусности, которой нет оправдания. Другое дело, что подобные действия молодежи, неоднократно освещаемые СМИ, имели место и в ряде европейских стран.

Теперь что касается непосредственно развернувшихся столкновений. Полиция продемонстрировала неумение цивилизованно подавлять беспорядки и чрезмерную агрессию. Очевидно, что агрессия - и результат их страха; на полицейских выплескивали злость и накопившуюся за годы обиду. Надо отметить, что полицейские пошли в атаку только тогда, когда в них полетели камни, бутылки, было разорвано оцепление. У любого мог оказаться и нож, и пистолет против вооруженного дубинкой полицейского. Понятно, что страх не оправдывает таких явлений, как «обезьянник» в порту, где людей на протяжении многих часов заставляли сидеть или лежать на цементированном полу.

- Можно ли считать, что движение протеста охватило большую часть русскоязычного населения? Какие бы Вы назвали причины противостояния в эстонском обществе?

- У памятника собиралось не так уж много людей относительно всего русскоязычного населения. Крестные ходы в защиту Эстонской Православной Церкви Московского патриархата в 1990-е гг. собирали около десяти-пятнадцати тысяч человек. Внутренней солидарности с протестующими было больше, чем одновременно присутствовало людей: многие приходили и уходили. В разное время там побывало намного больше, чем находилось на момент разгона.

На мой взгляд, основные причины социальных катаклизмов, проявившиеся в том числе и в событиях на Тынисмяги, - доминирование в обществе ложных, искаженных стереотипов мышления. В русскоязычной среде сохранился советский стереотип мышления, который предполагал отождествление народа, коммунистической партии, советского государства, красной армии как единой и неделимой силы. Отсюда клише: «Мы гордимся тем, что во время Великой Отечественной войны, идя в атаку под красным знаменем «за Родину, за Сталина», ценой колоссальных жертв, победили фашизм и тем самым спасли мир от порабощения». Тогда как в эстонской среде сформирован другой стереотип: «Русские нас оккупировали в 1940 г., многих эстонцев убили, заточили в концлагеря, сослали в Сибирь или вынудили стать изгнанниками. Немцы нас освободили от русских в 1941 г. и многие из нас пошли добровольцами в их армию, а кого-то призвали, чтобы сражаться за свободу своей родины. Но в 1944 г. русские вернулись в Эстонию, и после победы над немецкими и нашими эстонскими солдатами восстановили оккупацию, которая продолжилась до 1991 г., когда наш героический народ в борьбе вновь обрел государственную независимость». В рамках этого стереотипа победа над фашизмом и советская оккупация со всеми вытекающими трагическими последствиями - явления одного порядка. Отсюда - ложный стереотип советского воина, как сатрапа тоталитарного режима.

И этот стереотип распространен не только в эстонской, но и в русскоязычной среде. Но распространенность среди рядовых граждан - это полбеды. По-настоящему страшно, когда советским идеологическим стереотипом руководствуются первые люди вроде бы демократического государства. Правительство заявляет о борьбе за реальный суверенитет Эстонии, а сами оказываются носителями советских стереотипов, тем самым продолжая традиции советской власти, о которых свидетельствует поговорка: «Коммунисты ушли, большевизм остался». Идеологическая «оккупация» продолжается, и проводниками ее являются те, кто, находясь у власти, руководствуется стереотипами коммунистического сознания. Провозглашая себя борцами за свободу эстонского народа, они продолжают заниматься тем же, чем занимались в своем номенклатурном прошлом: насаждать и оберегать стереотипы коммунистической идеологии, провоцируя народ на разрушительные для своей родины настроения и действия.

- Какова позиция Эстонской Православной Церкви Московского патриархата? Могла ли она повлиять или предотвратить разгоревшийся конфликт?

-Эстонская Православная Церковь неоднократно высказывала свой взгляд относительно дискуссии вокруг памятника. Митрополит Корнилий объяснял, что Церковь в принципе «не видит криминала» в самом перезахоронении останков, но «в настоящее время такая акция несвоевременна, вызывает накал страстей, озлобления и вражды и может привести к непредсказуемым последствиям». Что же касается переноса памятника, то по этому вопросу от имени ЭПЦ МП высказывалась однозначно отрицательная позиция. На встречах с представителями власти митрополит Корнилий неоднократно предупреждал о том, что необдуманные действия правительства могут спровоцировать протестные настроения у русскоязычного населения. 30 апреля он выпустил послание, обращенное ко всему эстонскому обществу, в котором заявил, что переживает «за происходящее, за горе, причиненное невинным или по недоразумению втянутым в конфликт людям, за озлобление и упрямство, не дающие услышать и понять друг друга, за ненависть, мстительность, невежество, глупость и прочие пороки, которые привели к переживаемому нашим обществом кризису», осудил действия правительства и поддержал право людей на протест. Митрополит Корнилий при этом заявил следующее: «Плохо то, что многие, взявшись за правое дело, не исправили в первую очередь себя самих и позволили своим низменным страстям выплеснуться наружу; что поддались на провокации и повели себя недостойно памяти павших воинов, и унизили, опозорили себя и своих единомышленников, осквернили память воинов, играя на руку тем, кто сеет в нашем обществе национальную ненависть; плохо, что, гневаясь, озлобились и сорвали зло на невиновных».

- Насколько я понимаю, многие в Эстонии рассчитывали на участие России в урегулировании конфликта. Насколько удачным оно оказалось?

- Я тоже полагал, что участие России может оказаться полезным, но сегодня оно стало для нас «медвежьей услугой» и дискредитацией внешнеполитического курса России даже в глазах русскоязычного населения. Делегаты Государственной Думы РФ - Ковалев и Слуцкий устроили здесь, по крылатому выражению М. Салтыкова-Щедрина, «бунт на коленях», заявив, что перенос памятника - это внутреннее дело Эстонии, как суверенной республики (спрашивается: чего тогда приехали?) и тут же, посоветовав эстонскому правительству отправиться в отставку, спровоцировали справедливое негодование эстонцев, которые в силу своего характерного упрямства встали на защиту правительства. Россия в очередной раз проявила себя носительницей советских установок и бесцеремонного отношения к Эстонской республике, как будто, забыв, что Эстония - республика не Советского, а Европейского Союза. Если бы не это вмешательство российских депутатов, Евросоюз уже давно дал бы пинка нынешнему кабинету, а после прошедших погромов и тем более после такого совета произошло смещение акцентов не в нашу пользу. Во-первых, молодежь повела себя по-свински, и с европейской точки зрения теперь может показаться, что давно надо было убрать памятник, чтобы не провоцировать беспорядки. Во-вторых, ситуация может представляться таким образом: если русские в Эстонии настолько маргинализованы, что устраивают погромы, то стоит оказать поддержку эстонским властям, которые, оказывается, так долго вели себя тактично и цивилизовано.

- Можно ли говорить, что в произошедших беспорядках ведущую роль играла молодежь? Почему это произошло?

- Лет восемь назад один наш академик Михаил Бронштейн произнес пророческие слова: «если дело так пойдет дальше, мы скоро получим поколение без мозгов, но с кулаками». Сегодня мы это получили. Ребята протестовали. Протестовали зверски. А откуда им научиться вести себя по-человечески? Понятно, что кто-то из них не умеет выражать свои мысли по-другому, их недовоспитали. Это наше упущение во многом. Но не надо оправдывать их; нам надо помочь им выкарабкаться, избавить их, может быть, от заключения, чтоб их на зоне не приучили окончательно к насилию.

Нужно признать, что русскоязычная молодежь росла в атмосфере эдакого «цивилизованного унижения». Хотя вроде бы явно русских не оскорбляли, но при этом постоянно нам прямо или косвенно напоминали: вы чужие, неполноценные, раз не можете язык усвоить, вы никогда не будете равны тому, кому повезло родиться эстонцем. Ребята учились в школах, в которых преподавали учителя, постоянно трясущиеся от унизительных проверок на знание языка, вообще находящиеся в обстановке нестабильности, сознательно создаваемой для русскоязычного населения. Русская школа сегодня - это просто школа для тех, кто пока не готов получать образование на государственном языке: временно-вынужденный бархатный апартеид для людей неполноценных в социально-политическом отношении.

О том, какая ситуация сложилась в среде русскоязычных подростков, может проиллюстрировать следующий анекдот: «Приходит сын к матери и спрашивает: «кто я по национальности?» - «Я еврейка, у нас национальность по матери передается, значит, ты еврей». Вечером приходит отец с работы: - «Папа, ты кто по национальности? - «Я чеченец, у нас национальность по отцу. Значит, ты чеченец». Мать аккуратно спрашивает: «Сынок, а почему тебе это интересно?» - «Ваньке игрушку подарили. Я вот думаю: обменять или отобрать». Очень многие современные люди совершают моральный выбор, руководствуясь неморальными мотивами. В основе их морального выбора лежит поиск идентичности. Человек идентифицирует себя с какой-то группой и относительно того, что в этой группе принято и типично, совершает свой выбор. Понятиями «что такое хорошо и что такое плохо» многие не руководствуются принципиально. Это поколение не учили задумываться над этим вопросом, перед ними не стояла проблема выбора между хорошим и плохим, и что мы хотим от них?

Я много раз во всяких комиссиях, заседаниях предупреждал, что ситуация взрывоопасна, что могут быть столкновения; но поскольку серьезных эксцессов до последнего времени не происходило: власти всерьез моих слов не принимали.

- Каким на Ваш взгляд видится решение проблемы?

- Необходима стратегия освобождения общества от искаженных стереотипов сознания, чтобы этнические сообщества знакомились друг с другом через лучших представителей культуры. Важной частью этого должен стать радикальный пересмотр политики в сфере образования: в частности, педагогический процесс должен строиться на принципе культуросообразности. В русскоязычных школах необходимо воспитание на основах русской культуры, с ознакомлением и непосредственным общением с лучшими носителями эстонской культуры. Соответственно эстонцы о русских смогут судить не по политическим авантюристам, оскорбительно ведущим себя в отношении Эстонии, не по агрессивным и развязным подросткам, не по асоциалам, которых те же СМИ как будто бы специально выставляют напоказ, но по тем людям, которые и на своем примере, и через беседы, лекции знакомили бы их с богатейшим наследием русской культуры. Только тогда появится стабильность, уважение, толерантность и понимание в эстонском обществе.


Справка. Прот. Игорь Прекуп родился в 1962 г. в Кишиневе. Закончил в 1980 г. специализированную художественную школу и поступил в Таллинский художественный институт, который закончил в 1986 г. по специальности "график-станковист". К вере пришел, учась на пятом курсе института. В 1988 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1991 г. В 1990 г. рукоположен митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (ныне - Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, в 1992г. - во священника епископом Таллинским и Эстонским Корнилием. В 2004 г. защитил в Санкт-Петербургской духовной академии дипломную работу на тему «Православный взгляд на преподавание христианской этики в старших классах средних школ. (Опыт составления методологических пособий)». Является руководителем отдела религиозного образования и катехизации Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Преподает религиоведческие дисциплины в общеобразовательных гимназиях Таллина и в гимназии г. Маарду. Представитель ЭПЦ МП в Совете Церквей Эстонии, а также на круглом столе по проблеме "Бронзового солдата" при Таллинском городском собрании.

Материал подготовила Надежда Белякова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Прекуп
Как любить детей?
Как Церковь должна реагировать на дело священника Глеба Грозовского? Размышляет протоиерей Игорь Прекуп
29.11.2013
Все статьи Протоиерей Игорь Прекуп
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11