Троице-Одигтриева Зосимова пустынь

0
255
Время на чтение 7 минут
"Молитвами иноков Господь содержит мир сей",- говорил святитель Димитрий Ростовский. Такое понимание иночества вошло в плоть и кровь русского народа. Именно поэтому никогда не умирало на Руси монастырское строительство, а только приостанавливалось в дни открытых гонений на Церковь

Троице-Одигтриева Зосимова пустынь
Троице-Одигтриева Зосимова пустынь
В 1786 году сын смоленского вице-губернатора, потомок славного рода, девятнадцатилетний Захар Васильевич Верховский удалился в Коневский монастырь под начало прославленных старцев Адриана Василиска. Коневская обитель располагалась на острове Коневец в Ладожском озере. Суровость климата и строгость устава стали хорошей школой иноческой жизни начинающего подвижника.

Ревностно и смиренно исполняя все послушания, даваемые ему, юноша заслужил любовь братии и сподобился принять иноческий чин от старца Адриана, получив при постриге имя Зосимы.

В 1789 году Зосима вместе со своим наставником старцем Василиском удалился в пустынный скит неподалёку от Коневского монастыря. Вскоре, однако, о богоугодной жизни отшельников стало известно в округе и к ним потекло множество людей искать совета и утешения. Не терпя людской славы, Василиск и Зосима с благословения старца Адриана отправились в холодную и далёкую Сибирь. После различных мытарств, едва не погибнув в тайге, подвижники устроили себе кельи в пустынной, тяжёлой для человеческого обитания местности. Но и сюда вскоре устремились люди за словом истины.

Старец Зосима
Старец Зосима
В 1820 году несколько женщин с благословения старцев устроили в деревне Сидоровка, находящейся почти в пятидесяти километрах от их келий, монашеское общежитие, которое вскоре было перенесено в окрестности города Туринска. Ранее там находился основанный в 1624 году епископом Киприаном мужской монастырь, упразднённый в 1764 году.

Через некоторое время, однако, из-за клеветы отец Зосима покинул Туринский монастырь и прибыл в Москву. [1]

Митрополит московский свт. Филарет (Дроздов) предоставил Зосиме келью в Чудовом монастыре, а по прибытии духовных чад старца из Сибири благословил открытие новой обители уже в пределах Московской епархии.

На предоставленной благочестивой москвичкой Бехметьевой земле отец Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню и освятил её в честь Смоленской иконы Божией Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец, уроженец Смоленска, особенно почитал.

Трудно приходилось новой обители. Крайне скудное, болотистое место, отсутствие хороших дорог и населённых мест делали жизнь сестёр и их старца неимоверно тяжелой. Но сколько раз в истории Церкви обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращали их в ухоженные и прекрасные для жизни места. Под мудрым управлением старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам отец Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором.

Свт. Филарет Московский
Свт. Филарет Московский
24 октября 1833 года старец Зосима скончался. Его жизнь оставила глубокий след в русском сознании. Достаточно указать на мнение некоторых учёных о том, что образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Ф.М. Достоевского навеян не только преподобным Амвросием Оптинским, но и отцом Зосимой.

Рукотворным памятником старцу стала его обитель, Троице-Одигитриева Зосимова пустынь,(2) открытая, однако, только через десять лет после его кончины. В 1838 году на средства грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над его гробом был воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1841 году по ходатайству покровительствовавшего обители митрополита Филарета, повелением императора Николая I Троице-Одигитриева женская община была утверждена на правах общежития. Вскоре на средства купца С.П.Лепёшкина и других благочестивых мирян в обители возвели каменную ограду и несколько келейных корпусов. В 1852 году в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящён второй храм общины, куда перенесли чтимый образ Пресвятой Девы. Во время наполеоновского нашествия крестьяне расположенного в пяти километрах сельца Архангельского скрывали эту икону в густом лесу, как раз в том месте, где старец Зосима впоследствии положил начало своей обители.

Первой начальницей общины стала племянница отца Зосимы Вера.

Под её началом количество насельниц обители достигло ста монахинь и послушниц, и в 1856 году община была возведена в ранг монастыря. В день торжества Божественную литургию совершил сам митрополит Филарет. Игуменья Вера сумела сохранить и упрочить в обители тот истинно монашеский дух, который придал ей старец-основатель. Вот что писал о посещении Зосимовой пустыни епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) архиепископу Тверскому Савве (Тихомирову): "Был 27 сентября в Зосимовой пустыни и понял, почему Вы были так расположены к этой святой обители. Таковых бо есть Царствие Божие, и они хранимы Богом для распространения на земле даров благости Божией. Я не служил там, но пробыл 24 часа в общении молитвенном и бесед душеполезных с матушкою и "старшими сёстрами".

Троице-Одигтриева Зосимова пустынь
Троице-Одигтриева Зосимова пустынь
В это же время любил посещать обитель мальчик Василий родом из близлежащего сельца Архангельского. Этот мальчик стал в дальнейшем одним из величайших подвижников XIX века - старцем Варнаваю Гефсиманским. Монахиня Таисия в своей книге "Русское православное женское монашество XXVIII-XIX веков" пишет: "Старец отец Варнава, в миру Василий, родился в тридцатых годах XIX века в крестьянской крепостной семье, под Москвой, недалеко от Одигитриевой Зосимовой пустыни. Мальчик Вася любил бегать туда и оказывать монахиням различные услуги, и они, в свою очередь, любили услужливого, смышлёного мальчика". Можно предположить, что впечатления, полученные в Зосимовой пустыни будущим старцем, повлияли на отца Варнаву при основании им Выксунской Иверской женской обители.

В 1869 году после долгого управления обителью скончалась игуменья Вера. Новой настоятельницей стала мать Афанасия, в миру Наталья Григорьевна Качалова. Родиной новой игуменьи было село Стрельна, расположенное невдалеке от величайшей святыни русского Православия знаменитой Оптиной Пустыни. Духовным отцом Натальи Качаловой был оптинский старец схимонах Антоний, который и направил её в 1845 году в обитель отца Зосимы. До своей кончины в 1881 году игуменья Афанасия постоянно посещала Оптину, где получала духовные наставления старцев. Любовь сестёр к матушке Афанасии была столь сильна, что, когда епархиальное начальство хотело перевести их игуменью в более благоустроенный монастырь, они умолили оставить им их настоятельницу.

Игуменья Афанасия заботилась и о материальном положении обители. Она завела при монастыре скотный двор и конюшню, а средства, получаемые от них, тратила на ремонт монастырских построек и на помощь нуждающимся.

Сразу после кончины матушки Афанасии находившийся в обители настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий спросил у сестёр: "Не беспокоили ли вы её чем ?", на что монахини ответили: "Мы её ничем не беспокоили, но её поразила весть о смерти царя, (3)с тех пор она закрыла глаза и замолчала". На отпевании архимандрит Сергий, утешая плачущих сестёр, сказал: "Не унывайте, а молитесь за неё, она за вас будет молиться у престола Всевышнего, и Он не оставит вас Своей милостью".

Господь не оставил обитель Своей милостью. Новой настоятельницей стала внучатая племянница старца Зосимы Магдалина. Она оказалась достойной преемницей игуменьи Афанасии. Любя и ценя церковное пение, Магдалина пригласила в обитель преподавателей обучить сестёр, многие из которых до поступления в монастырь были простыми крестьянками, правильному и стройному церковному пению. Будучи суровой подвижницей, игуменья Магдалина старалась оградить монастырь от мирского шума. Заботясь в тоже время и о его материальном процветании, она приобрела в окрестностях пустующие земли для монастырского хозяйства. Любя чтение, матушка Магдалина приучала к нему и сестёр обители. При ней особенно сильно выросла монастырская библиотека с великолепным выбором книг духовно- нравственного содержания.

После двадцатилетнего управления обителью, 27 ноября 1901 года, игуменья Магдалина скончалась. Её заменила игуменья София. Трудами новой настоятельницы в обители возвели новый храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Расходы на строительство в значительной мере покрывались за счёт возрастающей доходности монастырского хозяйства ибо русские иноки и инокини трудились много и хорошо. Обитель владела шестьюстами десятинами земли и имела большое хозяйство, что позволяло поддерживать монастырские строения и обеспечивать всем необходимым сестёр, число которых непрерывно росло и к началу ХХ века приблизилось к трёмстам.

В Зосимовой пустыни имелись странноприимный дом, где кормили всех приходящих к святыням обители богомольцев, больница и богадельня, содержавшиеся на средства монастыря. Значительные суммы тратились на помощь неимущим крестьянам, на милостыню нищим и всем нуждающимся. Кроме того, в принадлежащем монастырю московском доме, на Плющихе, жили бедные девочки и девушки, получавшие от монастыря средства к существованию.

Террор обрушившийся на Церковь после победы большевизма, не миновал, конечно, и Зосимовой пустыни. Под видом женской трудовой коммуны обитель сумела просуществовать до 1928 года. Были репрессированы монастырские священники: отец Михаил и отец Дмитрий, а также последняя настоятельница обители игуменья Афанасия. На территории монастыря разместились инвалидный дом и клуб "Смычка". Погибли иконы, колокола и книги, было разорено монастырское хозяйство. В тридцатые годы разрушили храм Смоленской иконы Божией Матери. В храме Рождества Иоанна Предтечи устроили водонапорную башню и склад, а главный собор обители -Троицкий - обезглавили и превратили в клуб. Мощи старца Зосимы были перезахоронены на монастырском кладбище, которое впрочем, тоже оказалось полуразрушенным.

В 1968 году в бывшем монастыре разместился пионерский лагерь "Бекасово".

Хотелось бы верить, что обитель старца Зосимы - Троице-Одигитриева Зосимова пустынь возродится к жизни и в её стенах вновь начнётся Божественная служба.



[1] Подробности гонений на старца, устроенных дворянами Васильевыми, можно узнать из книги "Зосимова пустынь" (М.,1903).

http://www.pravaya.ru/side/14/12068
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Ефремов
Майдан: оптимистическая трагедия
Размышления историка о настоящем и будущем Украины
18.02.2014
Утомленные державным бременем
Русские националисты и апология государственного суицида
29.05.2012
Дух Истины и дух разделения
О Православии на Украине
26.03.2010
Как возникла мова
Немного из истории украинского языка
03.03.2010
Все статьи Александр Ефремов
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21