Если я не люблю свою Родину, то рано или поздно я отдам её Антихристу

Беседа с президентом Союза христиан-военнослужащих Олегом Аскаленком

0
124
Время на чтение 13 минут
Правая. Ру: Олег, в наш век глобализации, когда люди все чаще перестают друг друга понимать, все меньше остается способов обратиться к человеку, докричаться до его души. И среди этих немногих способов остается любовь к своей земле. На Ваш взгляд, может ли быть использовано чувство патриотизма в деле миссии?

Олег Аскалёнок: У каждого свое понимание патриотизма. У Сталина - свое, и у Путина свое. С точки зрения политики все меняется, все преходяще. Кутузова мы сейчас все признаем как русского патриота. А между прочим, Александр I его патриотом не считал, потому что Кутузов постоянно отступал, сдавал Москву и так далее. Или взять Солженицына. Патриот он или нет? Сейчас мы говорим, что он конечно - патриот. А он был диссидентом, его выгнали отсюда с позором. Сам по себе вопрос патриотизма размыт. Я патриотизм определяю с библейских позиций. Точка отсчета - Священное Писание. Это когда-то для меня патриот был тот, кто ест гречневую кашу и блины. А сейчас я этот вопрос рассматриваю со строго библейских позиций. И сейчас я задаю себе вопрос: что такое патриотизм? И отвечаю: это любовь к земле, к тому месту, где ты родился и вырос. В чем эта любовь выражается? Для меня патриотизм - это то, что Иисус говорил о патриотизме - люби ближнего своего, как самого себя. Патриотизм - это и есть любовь к ближнему, не делания ему зла, забота о нем. А у нас сейчас столько "патриотов" развелось, куда не посмотри - одни "патриоты"! И при этом огромное количество алкоголиков, аборты, а в армии - сплошная дедовщина. Да еще такая, что матери говорят: давайте объявим бойкот призыву. Бардак тотальный. Но откуда берется настоящий патриотизм? Патриотизм - это когда люди уважают друг друга, когда чистые подъезды, везде порядок и все ухожено...

- Но речь идет не о патриотизме как государственной идеологии, а как о естественном чувстве, о естественном мировоззрении. Речь идет о любви к коллективному ближнему. Некоторые сейчас говорят, что любить Родину не надо, потому что самого такого понятия в Писании нет и ничего об этом якобы не написано и что есть только одна Родина - на Небесах. Как быть?

- Самого слова "патриотизм" в Библии, конечно, нет, если перевести его дословно. Но нельзя любить ближнего, если ты не любишь тех людей, кто живет вокруг тебя. Это означает любить своих людей и свою страну. Хочу сразу оговориться - страна и государство - разные для меня вещи. Государство иногда делает все, чтобы перевернуть все иначе. А страна - это дело совсем другое. Пришел как-то ко мне один корреспондент и спрашивает: "Вот, вы - баптист, о чем вы будете молиться на поле боя?". Я ему так и отвечаю: "Знаете, буду молиться, чтобы моя рука не дрогнула и мушка с прицела не соскочила". Вокруг моих слов был большой шум. Но для меня все очень просто. Какой-то особой дилеммы для меня в этом отношении не стоит. Бери оружие и защищай Родину. Первый принцип - возлюбить ближнего своего, а второй принцип - отдавать душу за этого ближнего, если потребуется. Но как его любить, если я буду смотреть на него равнодушно, когда он находиться в беде? Любовь для меня это - действие. Был один случай. Повстречал я несколько лет назад мужика, который работал на объекте сторожем зимою. Зарплату ему не платили, теплой одежды не выдавали. А он по ночам дежурил, мёрз страшно. Я ему отдал свою лётную куртку, обогрел, накормил. И только после этого я стал говорить ему о Евангелии. Иначе какая это любовь? Что подумает этот человек? "Ты парень, конечно, молодец, о Боге рассуждаешь красиво, а я тут замерзаю". А когда я ему помог, его даже любопытство разобрало: "А чего ты это для меня все делаешь?". Вот тогда уже я начал говорить ему о Боге, спокойно, не навязывая ничего. И сейчас у нас с ним отличные отношения.

- Огромное количество людей испытывают естественную привязанность к своей земле. Не важно, через какую идеологию они прошли: старую советскую, новую российскую, или еще какую. Важно другое - нельзя просто взять и вычленить эти чувства из человеческой натуры. Поэтому возникает такой вопрос: если от этих чувств нельзя отказаться, то можно ли это чувства использовать? Ведь мы знаем, что они являются очень мощным фактором, определяющим самосознание человека в окружающем его мире, конституируют человеческую личность. Можно ли этот фактор игнорировать в деле миссии?

- Если он есть, то игнорировать его будет глупо. Его нужно использовать. Взаимоотношения эти всегда надо учитывать, иначе будем потом расхлебывать проблемы. Если я - русский, то у меня есть все равно восприятия этой территории, этого народа. Но все нужно делать правильно. Вот у меня есть знакомый парень. Он пошел служить в армию в 2001 году. Пошел сам, потому что он был такой настырный. Он попал в Севастополь на флот и ему там сломали позвоночник. И он теперь прикован к инвалидному креслу. Как ему говорить о любви к Родине, которая его "бортанула" таким образом? Но моя задача - объяснить, что Бог его любит и почему, если он его любит, этот парень оказался именно в таком положении. А объяснив, попытаться примирить его с этим положением. Понятное дело, я не начну с ним разговор о патриотизме, о любви к Родине. Истерию нагнетать - не наша сфера. Но есть и другое. Мне недавно попался на глаза один интересный сайт. Там изображен Храм Христа Спасителя с полумесяцом вместо креста на куполе. И подпись: "Ислам - религия для русских". Это тоже - люди, которые среди нас живут. Как тут быть? Наше дело - проповедовать любовь. Моя задача - открыть человеку Христа, показать ему Его сердце. Вспомните главу из Деяний о праведном сотнике Корнилии. Сказано, что его одобрял весь народ иудейский. Для наших реалий это приблизительно то же самое, если бы оккупированная Украина вдруг начала одобрять какого-нибудь гестаповца. А римляне были оккупантами для Иудеи в каком-то смысле похлеще, чем гитлеровцы на Украине. И возникает вопрос, который я задал нашим генералам: где нам набрать таких Корнилиев для нашей армии? Но Бог говорит, что наличие самого по себе Корнилия еще мало. Он говорит: пошли за Петром, потому что придет человек Божий и тебе надлежит спастись - тебе и всему дому твоему. И поэтому, если любовь к Родине спасает, то тогда - аминь, я буду проповедовать любовь к Родине. Но проблема в том, что сама по себе любовь к Родине не спасает. Масса людей, которые любят свою Родину, идут в погибель и пропадают без Бога. Наша проблема в том, что мы ищем врагов, а не друзей. Как же проповедовать любовь? Был у нас в казарме такой случай. Один верующий солдат пришел служить и его стали регулярно избивать. Говорили ему: "До тебя тут служил один стукач, ты пришел тоже, чтобы стучать на нас?". Ну а поскольку верующему врать нельзя, он отвечает: "Буду. Причем регулярно. Но не офицерам, а Богу". И тогда ему придумали наказание. Дали этому солдату табуретку и сказали: "Будешь на ней стоять и читать солдатам Библию, пока не они позасыпают". И он целый месяц стоял и читал Библию, благодаря Господа за такое "наказание". И там был еще один хлопец из Дагестана, который этого верующего солдата избивал. Он его бьет, а солдат улыбается. Тот его спрашивает: "Ты чего улыбаешься?". Он говорит: "Я Бога люблю". Дагестанец говорит: "Я тоже бога люблю". Верующий солдат ему отвечает: "Нет, кто любит Бога, тот так не поступает, как ты". И вот через неделю этот дагестанец перестал драться, потом перестал материться. Потом как-то ночью поднимает его и ведет в соседнюю казарму. Верующий идет, а у самого ноги ватные, потому что он не знает, что сейчас с ним сделают. Приводит его дагестанец, а там еще 70 человек мусульман сидят. И ему дагестанец говорит: "расскажи о том Боге, которого ты любишь". И стали его регулярно водить. В результате 30 человек обратились ко Христу. У них там образовалась своеобразная такая "ночная церковь". Дедовщина прекратилась и прочие безобразия. Патриот ли это солдат? Для меня - конечно патриот.

- Мы говорим о патриотизме, как о языке. Понятно, что любовь к Родине без любви к Богу быть не может. Это нонсенс. Вся история человечества доказывает этот факт. А мы же говорим о любви к Родине еще и в таких обстоятельствах, когда она неизбежна. Человек держит в руках оружие, чтобы ее защищать. Он принимал присягу, в конце концов...

- Я свой рассказ офицерам всегда начинаю с книги Суворова, с того момента, где он размышляет о качествах воина. И перечисляет их: патриотизм, отвага, мужество, смелость, смекалка. И тут же он приводит цитаты из Библии. Этот человек никогда не начинал ни одного сражения без возношения молитвы к Богу. Суворов говорил: "Бог - наш генерал, он нас водит, от него победа". Если я буду говорить, что Суворов был протестантом, то это будет неправдой. Он был православным. Чем был силен русский солдат? Не численностью, не оружием, а прежде всего - силой своего духа. Не зря ведь русское воинство было христолюбивым воинством. Поэтому проповедь в армии должна обратить воина ко Христу и показать ему, что его сила - в Боге. Только оттуда он может черпать источник своих побед. Конечно, мы имеем дело с измененными судьбами людей, измененными обстоятельствами. А обстоятельства у всех разные, не говоря уже про их влияние. Вот Петр идет по воде, глядит в глаза Иисуса и для него вода становиться дорожным асфальтом. А когда начинает смотреть на обстоятельства - он начинает тонуть. Мы не призываем солдат не служить. У нас есть лагеря и военно-патриотические клубы. И если родители приводят к нам своего ребенка и пишут заявление, что они согласны, если его сына готовят в армию в нашем лагере. Мы учим молодого человека не только по вере, а по закону исполнять, что ему положено. Кесарю - кесарево, а Богу - Божье. Кесарь придумал службу, значит надо идти и служить. Нам говорит молодой человек: а я боюсь служить. Я тогда отвечаю: раз боишься, читай пророка Даниила, как он сидел во рву со львами и про пещь огненную с отроками.

- Олег, Вы упомянули о военно-патриотических клубах доармейской подготовки. Сколько их у вас, как много людей посещают их? Насколько они вообще эффективны?

- Постоянно действующих клуба пока три. Мы проводим также военно-христианские лагеря. Работают там бывшие офицеры. Есть у нас и действующие офицеры, а также верующие. Они собирают детей. Половина детей приходят из подвалов и улиц, половина - нормальные дети. 10-12 дней устраиваем такие сборы. Мы действуем через церкви - все происходит за счет их ресурсов, финансов. Там, в лагерях уже разбирается библейская тема - кто воин по сердцу Божиему? Разбираем все подобные вопросы. У нас есть спецназовцы, которые обратились к Богу. Они работают инструкторами, следят за боевой подготовкой ребят. Верующие следят за духовной подготовкой. Сначала, в первые дни дети говорят: нам трудно, заберите нас отсюда. А потом говорят: мы не хотим уезжать. Настолько большое желание у них было продолжать эти встречи, что потом они стали проходить два раза в неделю. Немало случаев, когда в армию уходили такие ребята, а потом офицеры частей, куда они ушли, говорили нам: мы никогда еще не получали настолько подготовленных солдат. И сами ребята говорили, что если бы не наши клубы, то им в армии было бы намного тяжелее. Мы объясняем, что такое дедовщина, как воспринимать это явление, что с ним делать. Главное - чтобы на тебе оно не продолжалось, не двинулись эти "традиции" дальше.

- А в действующей армии вы работаете?

- В частях мы тоже проводим подобную работу. Некоторые офицеры нам так и говорят: "Хоть черта проповедуйте, но сделайте так, чтобы у нас не вешались и не стрелялись". Ужас ведь что сейчас в военных частях творится в регионах, какая динамика суицидов! Мы приходим к командирам частей и говорим: "Вам ведь все равно, что будет. Давай мы попробуем". Через три года - идеальный порядок.

- Есть ли у вас программы и специальные методики такой работы?

- По каждому отдельному случае пока мы действуем отдельно. Но мы сейчас, правда, готовим отдельную книгу, где есть академически выверенные методики и программа, в которую входит 54 занятия. Помимо проповедей, показываем фильмы, потом на основании просмотра строим занятия. Показываем самые разные картины - от боевиков до "Бен-Гура". И говорим после каждого фильма на основе увиденного: как надо поступать, а как поступать не надо. Потом этот великолепный фильм "Остров" - он в армии сейчас просто на "ура" идет. Раскаяние, возвращение человека к Богу. Нужно еще понять, что мы в армии не проповедуем протестантизм. Мы говорим о христианстве в армии. Мы в своем журнале публикуем самые разные точки зрения, не только протестантов. Есть у нас и православные. Мне очень много достается от тех и от других. Одна история с "камуфляжной Библией" что стоит. Нам говорят православные, что мы что-то там от себя напечатали. Особенно православным не нравится "Божий план спасения". Мы говорим: напечатайте тогда свое. Пусть о вас узнают от вас самих. Но ведь этого нет. А пока мы все ругаемся, общее дело стоит.

- То есть, вы открыты для других точек зрения?

- Конечно. Более того - ко мне часто православные приходят, спрашивают, как и что делать. У меня друзей много среди православных. И среди моих знакомых военных в наших обществах тоже много православных. Я им говорю: давайте искать те точки соприкосновения, которые нас объединяют, а не разъединяют. Сегодня, хотим мы того или нет, мы стоим перед угрозой исламизации. Если мы еще и друг другу будем чубы сшибать, то ничего хорошего от этого не будет. Сейчас русский Ванька пьет, его на миллион в год меньше становится. Демография среди русских отвратительная. А "там" с демографией все в порядке. У них такая еще тенденция: а зачем завоевывать Россию, когда ее можно тихо получить? В Чечне рождаемость составляет +30. В Пензенской области: -14. Взять хотя бы Китай. Фиктивный брак в Приморье стоит 5 тысяч долларов. Вот вам и "война". Что же касается армии, то нельзя не отметить неграмотное поведение многих православных священников в армии. Взять хотя бы их чванство. У меня мужья сестер - православные священники. Они меня просят: "Ты только не говори, что ты - наш родственник, а то наши карьеры будут под угрозой". Мы встречаемся и часто обсуждаем общие проблемы. Один из них ко мне приходит и просит совета. Говорит, хочу тут молодежную работу у себя затеять. Я говорю: очень хорошо. Мы садимся, обсуждаем. Он говорит: "Все классно, сейчас пойду со всем этим к отцам, спрошу, что отцы скажут". А отцы - бабах! - и его сразу "приземлили". А что сделать? Есть священники, а есть Православие и это для меня в очень многих ситуациях - разные вещи. Есть замечательные священники. В Чечне с одним встречаемся. Он - иеромонах, звать вроде отцом Александром. Но все его зовут "батяня". Такова его "кличка" в армии. Шесть раз его в плен брали, сам уже без зубов. Но так он любит этих солдат, что его просто так не обойдешь. Мы идем одетые в камуфляж, а он увидел нас, кидается к нам с объятиями: "Ребятки!". Мы ему вроде объяснять, что мы - баптисты, протестанты, а он в ответ: "Да какие вы протестанты! Братаны!!". И давай обниматься со слезами. Критиковать таких легче всего, а вот съезди и поработай в Чечне, как он.

- Вы и в Чечне ведете работу?

- В Чечне мы тоже ведем работу. По 2-3 раза в месяц туда выезжаем. А там без разницы, кто приезжает с проповедью к солдатам, никто на это внимания не обращает. Солдатам Евангелия раздаем. Нужно сказать, что чеченцы очень хорошо нас принимают. Пока ты в его доме - ничего с тобой не случится. Был такой случай - одного нашего мусульмане попросили почитать "из своей книги". А у него руки грязные были. Он пошел, без какой-либо задней мысли руки помыл с мылом, приходит им читать, открывает Библию. А для чеченцев уже одного этого знака было достаточно - сами они никогда без омовения рук за Коран не примутся. И они говорят: "Эта вера - настоящая!". Я часто езжу по разным странам, по армиям, спрашиваю, как у вас там. Поразил один случай. В Америке, в одну часть прислали пять православных из "бывших русских". Только их привезли - сразу им выделен был капеллан православный. Их мало, но уже свой капеллан. Самое большое потрясение у меня вызвали корейцы. У них сейчас 60% офицеров - верующие христиане. Причем не только номинальные. Когда корейский курсант поступает в училище, ему говорят: солдат - это твой сын, это твой младший брат. И ты его должен любить, как своего брата. И вот это их патриотизм. Супер! В одной части там было крещение. Каждый месяц они в этой части крестят 5-6 тысяч солдат. Ежегодно крестят 220 тысяч солдат и офицеров. Не служить в армии для корейца - страшный позор. Там нет никакой контрактной системы, все по призыву. И все служат. Уже детей готовят к службе. Вот это - армия!

- А вы сами как относитесь к институту капелланов в российской армии?

- Вопрос о капелланстве для нашей армии неоднозначный. С одной стороны - я за, с другой - против. Капеллан ведь в первую очередь - военный. Появятся "старшие капелланы", "младшие капелланы", "форма 47" и все прочее. Потом введут строгое присутствие на молитве и сразу же эту идею затопчут.

- Используете ли вы в своей работе психологов и их методики?

- У нас есть люди с психологическим образованием. Есть и те, которые заведуют кафедрами в университетах. Один такой приезжал, он профессионально занимается проблемой суицидов. И он наработал огромный опыт такой работы. И успех у нас поэтому тоже ощутимый. Собираем людей, проводим семинары среди местных психологов и смотрим, насколько все это приемлемо. Сейчас, в одну из частей, которую мы посещаем, в первый раз за мою память пришло 30 человек с высшим образованием. А то общий уровень новобранцев все ниже и ниже. Скоро до уровня питекантропа дело дойдет. Техника все сложнее, а солдат все хуже. Мы приходим и говорим с людьми. У солдат самые большие проблемы - суицид и дедовщина, у офицеров - сплошь разбитые семьи.

- Проблема чувства коллектива у верующих в армии присутствует?

- Конечно. Как и чувство национальной сплоченности. Русские в армии почти все - разрозненные и отчужденные. А те же дагестанцы все - как один кулак. То же и на конфессиональном уровне. Православные - все больше по одиночке, в силу определенных причин. Протестанты - все заодно, несмотря на деноминацию - пятидесятник ты или баптист. Но мы помогаем всем, как православным, так и протестантам. В Чечне был случай - солдаты попросили нас иконы привезти и крестики. Мы договорились с людьми, объездили церкви, закупили ящик икон, крестики, и все привезли им. Такой у меня принцип: если тебе это помогает идти к Богу, то пусть это будет. А то есть среди нас такие: мы здесь самые умные и вперед с шашкой наголо. А я таким говорю: ты сперва сядь и почитай святых Отцов. Ты там столько всего найдешь.

- Одним словом, вы в армию идете не только со словами утешения?

- Мы все военные. Я все это пережил на собственном опыте. Я понимаю, что солдату надо сказать.

- То есть, не надо специально человеку объяснять, что надо Родину любить?

- Это де-факто. Как и де-юре. Что мне тогда прикажете, обратное проповедовать? Давайте не любить Родину? Какой же ты мужик, если ты свою Родину не любишь? И если ты Родину не любишь, то кого тогда любить? А я могу начать с себя, могу начать с окружающих. Я был в Америке, увидел там столько идиотизма и индивидуализма, что иногда думаешь: Господи, избави меня от того, чтобы я там жил. Дело ведь в отношениях между людьми. Индивидуализм там настолько глубокий, что люди не знают, кто живет рядом, хотя 40 лет живут рядом на одном и том же месте. Спрашиваешь их: "Почему же вы столько лет живете рядом и никого не знаете?". А человек в ответ: "Они ко мне не ходят, и я к ним не хожу". Вот и вся любовь. А мы - народ коллективный. Русскому жить самому по себе - противоестественно. А в армии - тем более. Там в одиночку вообще не выживешь.

- Что Вам говорит Ваша любовь к Родине?

- Я родился здесь, в этом месте. Для меня это место имеет значение, так или иначе я принимаю эту культуру. Я и нашим протестантам говорю: "Эта страна всегда была и останется православной". Но все поголовно православными все равно тоже не будут и это надо понимать. Просто есть определенная категория людей, которая все это не принимает внутри. И вот именно они - наша аудитория. У нас большая семья - все разные. Мама и браться сестер - православные. Уж сколько сил я потратил, чтобы убедить маму стать баптисткой! Но она - ни в какую. Говорит: "Сынок! Я уж как была православной, так и останусь. Уж не мучай меня". И я оставил это дело. Но это мне не мешает ее любить. И мы все друг друга любим и никто никаких в семье межконфессиональных "войнушек" не устраивает. Что нам мешает в нашем доме, в России так себя вести? Скажу по секрету, что если бы протестанты победили и в России протестантизм стал бы государственной религией, то был бы такой тихий ужас, что не приведи Господь! А если я не люблю свою Родину - эту землю, на которой живу, то это приведет к тому, что я ее рано или поздно отдам Антихристу. Так оно и будет, если так к ней относиться - "это все не мое, ну и фиг с ним!" Мы так дождемся, что после нас придут бесчинники - все эти гомики. И тогда начнется такая вакханалия, все начнет распадаться. Социальные связи в стране и так трещат по швам. Да, каждый должен говорить себе - я мерзкий грешник и если ты ударишь меня, я должен подставить тебе другую щеку. Но если ты начнешь творить беззаконие и бесчиние, то я тебя обязан остановить. Если все такие чистоплюи и непротивленцы, то что теперь, и насильников с убийцами повыпускать из тюрем? А кто же невинных тогда защитит?

http://www.pravaya.ru/faith/13/12060
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Аскалёнок
Все статьи Олег Аскалёнок
Последние комментарии