Православная трапеза

Почему монахини решили открыть ресторан как миссионерский проект? В чем его миссия?

В ноябре 2006 года при екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре открылся ресторан. "Православная трапеза" находится в одном из зданий монастыря, попасть в ресторан можно прямо с улицы. В монастыре хотят, чтобы "Православная трапеза" стала местом, где верующие в тихой и спокойной атмосфере смогут пообщаться друг с другом или отпразновать какое-нибудь событие. Кроме того, сестры возрождают традиции парадных обедов и занимаются поиском дореволюционных рецептов.

У Ново-Тихвинского монастыря один из самых больших приходов в Екатеринбурге. По воскресеньям на Литургию собирается более 600 человек. Рядом с храмом находится маленькое кафе, в меню - чай, кофе, выпечка, домашние пельмени и вареники, которые прихожане охотно покупают домой. Многие заходят в кафе после службы, чтобы выпить чай с булочкой и поговорить. Однако в кафе всего два столика, и в воскресные дни посетителям приходится перекусывать стоя или брать свежие вартушки и грибные пироги на вынос.

Два года назад сестры решили, что было бы правильно вместо тесного кафе сделать что-то вроде настоящей столовой или закусочной. Если люди так активно покупают домашние полуфабрикаты, то, наверное, они бы с удовольствием обедали и ужинали в такой столовой при монастыре. Днем там обедали бы студенты (поблизости расположено несколько учебных заведений), а по выходным и праздникам - прихожане.

"Мы стали думать, где закусочная может быть устроена: или за стенами, или на территории монастыря, - вспоминает монахиня Марфа, которая возглавляет "Православную трапезу". - Обратили внимание на трехэтажное здание, которые два-три года как было возращено монастырю, но стояло фактически брошенным. Перекрытия сгнившие, крыша в аварийном состоянии, хотя стены невероятно прочные, толщина больше метра... Выяснилось, что когда-то в этом здании располагалась трапезная, поэтому мы получили благословение и начали капитальный ремонт".

В августе 2005 года началась реконструкция здания. А следующим летом перед монастырем возвели парусиновую палатку с окнами, в которой организовали кафе. В меню - салаты, семга, судак на гриле. Из спиртных напитков только вино. Монахиня Марфа рассказывает, что все лето в кафе были гости.

Одновременно продумывали концепцию для будущего заведения. Сестры консультировались со специалистами, беседовали со спонсорами, смотрели за восстановлением здания и постепенно пришли к мысли, что следует делать не закусочную, а полноценный ресторан. "Наш монастырь все время на виду, - рассказывает монахиня Марфа. - Чуть ли не каждую неделю приезжают гости, которых надо как-то принимать. До того как мы открыли ресторан, это было проблемой, приходилось беспокоить сестер, накрывать столы, готовить. К тому же и один из благодетелей обители настойчиво советовал подумать именно о ресторане. Он часто бывает в дорогих заведениях, и, по его наблюдениям, приличных мест, где было бы вкусно, но при этом спокойно, где можно было бы пообедать семьей, в Екатеринбурге нет". Когда окончательно решили создавать именно ресторан, подготовка помещения уже шла полным ходом. Сестрам пришлось на ходу вносить изменения и даже сменить подрядчика. Изучать ресторанный опыт сестры поехали в Москву. Они посетили три столичных ресторана, которые относятся к разряду лучших: "Ностальжи", "Continetto Antinori" и "Пушкинъ".

При создании "Православной трапезы" сестры также старались выбирать все самое лучшее: мебель, посуду, обрудование на кухню. Все продукты обязательно свежие, в ресторане запрещено использовать замороженное мясо (только охлажденное). В результате "Православная трапеза" встала в ряд с самимыми дорогими ресторанами Екатеринбурга. Обед или ужин стоит 1200 рублей, хотя по воскресеньям для прихожан готовят доступные обеды за 150 рублей.

Интерьеры "Православной трапезы" напоминают убранство дворянских гостинных - с колоннами, лепниной на стенах и мягкой цветовой гаммой. В залах современная мебель, текстиль, а на стенах сменная экспозиция из картин или икон.

Русская тема легла и в основу меню. Сперва была идея вообще готовить лишь русские блюда, даже намеревались сложить русскую печь, но потом передумали: все-таки в классицистском интерьере печь выглядела бы неуместно. Да и русская кухня к XIX веку изменилась в связи приездом в Россию поваров из Франции. "Эти повара оставили много записей о том, какие блюда они готовили для русского дворянства, - рассказывает монахиня Марфа. - Мы специально ездили в бывшую Ленинскую библиотеку, искали эти записи и рецепты".

Меню в ресторане постоянно меняется. После Масленицы, когда пекли блины по старинным рецептам, в том числе и многослойные с бизе, вводили меню Великого поста. "На время поста у нас действовало четыре разных меню: овощное, меню с морепродуктами и без масла, - говорит шеф-повар Сергей Шевелев. - Причем блюда из морепродуктов мы подавали только по субботам и воскресеньям". В меню нет крепких спиртных напитков, только вино. Днем и вечером в зале ненавязчиво звучит фортепьянная музыка.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благославил создание ресторана, полностью поддержал инициативу сестер и побывал в "Православной трапезе" после открытия.

На плакате, который висит у входа в ресторан, написано, что здесь можно отметить крестины, юбилеи, дни рождения и другие праздники. В ресторане уже было несколько банкетов. Венчания в "Православной трапезе" пока не отмечают. "Если только это не пара средних лет, которая тихо решила повенчаться", - добавляет монахиня Марфа.

Ново-Тихвинская обитель известна на всю страну тем, что возрождает старые русские традиции. Сестры восстанавливают традиции древнерусского богослужебного пения, так называемых одноголосных распевов, обращаются к древним традициям иконописи. В "Православной трапезе" тоже занимаются изучением старины. Сестра Марфа рассказывает, что в ресторане хотят воссоздать традицию парадных обедов, которая была распространена в XIX веке. Первый парадный обед устроили на Рождество. Приглашены были благодетели обители, их семьи и друзья. Составили меню из четырех смен блюд, продумали программу, в которую входило чтение стихов и игра на скрипке, каждому гостю сделали именные таблички на стол. "Все прошло очень хорошо, тепло и как-то даже по-семейному. Под конец никто уже на своих местах не сидел, все ходили по ресторану, перезнакомились друг с другом", - вспоминает монахиня Марфа.

Основная работа по организации ресторана легла именно на ее плечи. "Конечно, о ресторанах я не знала ничего и до прихода в монастырь особенно не готовила, - рассказывает она. - Но меня благословили на эту работу, поэтому хочешь - не хочешь, а пришлось разбираться. Я даже сама проектировала, как расставлять оборудование, показывала схемы специалистам. Ошибки, конечно, были". Монахиня Марфа сама находила поставщиков, ездила на переговоры, выбирала оборудование. Сестры даже связались с одним из известных московских поваров Юрием Рожковым и ездили к нему на консультацию.

"Делать ресторан при монастыре - дело очень ответственное, - объясняет монахиня Марфа. - Мы хотели, чтобы наш ресторан был по-настоящему профессиональным и современным". Интерьер ресторана создавался под руководством монахини Анастасии. Музыку подбирала монахиня Венедикта, которая раньше преподавала в Екатеринбургской консерватории. В выборе рецептов и дегустации меню участвует инокиня Исихия. До пострига она преподавала французский и английский языки в школе.

Однако самих сестер гости ресторана не видят. Обслуживают их обычные девушки-официантки, на кухне тоже работают светские повара. О том, что ресторан создан обителью, напоминают кружка для сбора пожертвований в зале, молитвы перед началом и после трапезы, иконы на стенах и еще салтфетки, на которых вышито "Ангела за трапезой". У гардероба лежат православные журналы "Фома" и "Нескучный сад".

В "Православной трапезе" работают самые разные люди. Главный критерий - профессионализм и нравственные качества, а не религиозные убеждения.

Во время нашей беседы сестра Марфа часто подчеркивала, что "Православной трапеза" - это бизнес-проект, который должен приносить прибыль. Через четыре месяца после открытия ресторан вышел на самоокупаемость. За январь в "Православной трапезе" побывали больше тысячи посетителей. "Мы пока не можем прогнозировать посещаемость, так как наше меню привязано к церковному календарю, - говорит сестра Марфа. - Должен пройти хотя бы год".

Людями деловым и современным недостает вдумчивого, неторопливого общения. Сегодня этой "привилегией" вполне пользуются только насельники монастырей. Как поделиться этим опытом с мирянами? Ресторан "Православная трапеза" - один из возможных вариантов ответа. В некотором смысле - это новый взгляд на православную миссию в современном мире.

http://tserkov.info/numbers/monastery/?ID=2147
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Людковская:
Православная трапеза
Почему монахини решили открыть ресторан как миссионерский проект? В чем его миссия?
02.05.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019