Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ответы на вопросы: можно ли православному христианину принимать участие в каких-либо молебствиях с представителями других религий и конфессий?

Алексей  Осипов, Русская неделя

28.04.2007

- Как вы знаете, Вселенские соборы рассматривали этот вопрос и однозначно запретили молиться с инославными1. Но к этому запрету можно привести любопытную иллюстрацию. Бывают исключения: на автомобиле можно ехать только по правой стороне, однако когда по той же стороне навстречу тебе мчится другой автомобиль, то приходится сворачивать влево, объезжать и вновь возвращаться на правую сторону. Значит, есть сверхправило: "нет правил без исключения".

Поэтому заданный вопрос не совсем прост. Вселенские соборы проходили в Византийской империи, где христианство было государственной религией, и церковные законы фактически имели тот же статус, что и законы гражданские, политические. И эти правила тогда решительно запрещали не только молитвы, но даже и общение с иноверными. Но времена меняются и многие правила вместе с ними. Приведу вам правило Вселенского собора, которое сегодняшний христианин не исполняет и не может исполнить: "Если кто моется с евреем в бане - отлучается от Евхаристии"2. А вы, наверное, когда приходите в баню, даже не спрашиваете, есть тут евреи или нет?

Тем не менее, эти правила имели и имеют до сих пор большой смысл. Я говорю в том числе о правиле, запрещающем молиться с иноверными. Какой же смысл, спросите вы?

Прежде всего, при наличии этого правила те самые епископы, которые устанавливали это правило, общались и с еретиками, и с иноверными. И не только епископы, но и благословленные ими учителя, наставники и катехизаторы. Как же они могли это делать? Дело в том, что нам всем дана заповедь - "Итак, идите, научите все народы" (Мф. 28,19). Но научить может только тот, кто сам уже настолько убежден, настолько крепок в Православии, настолько хорошо его понимает и так может преподать его другим, что ему такое общение не только безопасно, а является его миссией - проповедь Христа. Итак, с инославными общались те самые Отцы соборов, которые устанавливали это правило. Тогда кому же было запрещено общаться? Христианам, не утвержденным в вере, вчера крестившимся, ничего не знающим, мало что понимающим, находящимся под сильным влиянием языческих идей. Образно говоря, нельзя же слабому ребенку сказать: "Иди к тому дерущемуся дяде и свяжи его". Каноны предупреждали основную массу верующих людей, живших как в то время, так и нынешних: не общайтесь, не слушайте, не читайте еретических книг. Непонимающий человек может увлечься, смутиться, заразиться и перемешать все в одну кучу, как в Ноевом ковчеге. Вот о чем говорят соборные правила. И нам всем, за редчайшим исключением, необходимо им следовать.

Когда же проходят межконфессиональные мероприятия, тогда на них посылают образованных и верующих людей. Они, имея опыт пастырской и богословской работы, постараются насколько это возможно показать, что такое Православие, представителям других религий.

Ведь кругом все говорят: "Бог один!" Верно, Бог един. Но мы, люди, представляем Бога в различных образах. Возьмите историю религий, каких только там нет фантазий о Боге и о богах. И только христианство открыло людям истинный облик Бога, Кто Он есть. Поэтому когда люди разных конфессий собираются вместе и молятся, они подобны тем, которые вместе находятся на корабле в бушующем море, и каждый кричит своему богу. Помните историю пророка Ионы? Все молились на корабле (Ион. 1,5). И Библия нисколько не осуждает, что Иона молился со всеми.

Итак, правила нужны, им нужно следовать. Но могут быть исключения. Поэтому святые Отцы и сказали: "Нет добродетели без рассуждения". Нельзя слепо следовать букве, буква убивает3.



1. Например: "С еретиками вместе не молиться и не ходить на молитву в их сборище" - Правила святых апостолов п. 49, Лаодикийский собор п. 33

2. 11 правило VI Вселенского собора: "Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен". Книга правил. С.-Петербург: Титул., с. 78.

3. Но и не имея надлежащей богословской подготовки, браться за обращение инославных и иноверных в православие - непростительное безрассудство, противление церковной дисциплине жизни.

http://www.russned.ru/stats/1083



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме