Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Под натиском гламура. Часть 2

Ольга  Новикова, Православие и современность

27.04.2007

Часть 1

Воспитание потребителя

Выходит, стремление людей к красоте является сегодня вполне реальным экономическим фактором. Иначе как объяснить столь массовое увлечение философией "велнесса" (в переводе с английского "велнесс" означает "хорошее самочувствие"), которая пропагандирует повальное посещение тренажерных залов, массажных кабинетов и соляриев, а также использование ароматерапии и необычных косметических процедур (от обертывания водорослями до обмазывания шоколадом). А чего стоит эта преувеличенная (даже несколько болезненная) забота о здоровье, объясняющая появление всевозможных биологически активных добавок вроде вытяжки из коры кактуса или хребта акулы, наводнивших магазины и аптеки? В продаже имеется также богатый ассортимент чаев "для похудения" из экзотических растений, якобы моментально очищающих организм от шлаков, а также йогуртов с полезными бактериями, регулирующими работу кишечника и обещающими "красоту изнутри". Страшно даже представить, как эта красота может выглядеть. А сколько сил и средств затрачивается на борьбу с целлюлитом, словно других проблем просто нет!

В один ряд с этими явлениями можно поставить и расцвет гламура, очевидно связанный с воспитанием массового потребителя. На это затрачены огромные рекламные бюджеты и привлечены лучшие специалисты по маркетингу, проводящие довольно агрессивную политику. Как вам понравится, например, следующее выражение из книги, посвященной основам бизнеса, согласно которой главной задачей является достижение власти над подсознанием потребителя: "Безусловно, наша концепция подразумевает в чистом виде манипулирование потребителем, постановку его в зависимость от товара или услуги, нужда в которой может быть более чем сомнительна, но такова природа человека. Люди хотят платить за возможность демонстрации своего воображаемого статуса, своей жизненной позиции, и они найдут способ сделать это. Наша же задача - совместить эти стремления подавляющего большинства людей и извлечь прибыль из этой ситуации". Впечатляет? А вот как описывается сам потребитель: "Потребитель - это индивид, требующий удовлетворения своих нужд... Помните, потребитель не любит думать и старается воспринимать все однозначно... Потребитель ленив... Потребителя можно сравнить с сумасбродным и избалованным ребенком, которого окружают тысячи "родителей", уговаривающих его выбрать очередную "конфетку", от созерцания усилий которых он начинает капризничать все больше".

Товар же, наоборот, представляется "олицетворением заложенной в него потребителем личностной ценности, а возможно, даже ее синонимом или подменой ее". Так, мать, покупающая дочери или сыну определенную упаковку сока, по мнению авторов этой книги, должна чувствовать, что ее выбор продиктован заботой о своем ребенке. Этим же чувством должны проникнуться и посторонние покупатели, и даже кассир. При покупке банального стирального порошка потребитель должен "не только осознавать высокое качество продукта и его моющие свойства, но и ощущать себя очень хорошим хозяином или хозяйкой", а при покупке бутылки пива - "модным или преуспевающим человеком". За державу обидно? Не то слово.

Красота и... красота

Таков циничный рыночный подход к человеку, подход, продиктованный стремлением управлять его желаниями, потребностями и мечтами. Что ж, в бизнесе прибыль первична, и, наверное, не стоит ожидать от его представителей гуманного отношения к человеку. Но победит ли гламур в войне товаров за души населения? Думаю, что все-таки нет. Основания для надежды есть, тем более что в последнее время гламур из синонима принадлежности к высшему обществу постепенно превращается в синоним пошлости. В общем, если мы будем противостоять тому, что гламур диктует нам стиль и пристрастия в одежде, способ времяпрепровождения и понимание того, насколько "удалась" наша жизнь, мы перестанем быть просто потребителями, которым навязывают выгодные продавцам поведенческие модели и стереотипы потребления.

Многие работники индустрии моды любят цитировать фразу Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир". Однако мало кто удосужился понять мысль классика до конца и осознать, что речь идет вовсе не о фотомоделях с параметрами 90/60/90. И действительно, красота духовная - это вам не гламур. Ее просто так не купишь.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20070425.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме