Вокруг этой битвы и ее значения для нашей истории развернулась довольно острая борьба в отечественных и зарубежных СМИ. Сегодня практически никто не может уже отрицать сам факт сражения и того, что оно состоялось именно в этом ареале Гдовского района на восточном берегу Чудского озера, в зоне впадения в него реки Желчи, хотя еще недавно такие попытки имели место.
Однако со стороны ряда и зарубежных, и российских историков либерально-западнической направленности по-прежнему наблюдается явное стремление принизить значение этого сражения, ставшего действительно очень важным историческим событием, и изменить в историческом самосознании нашего народа облик Александра Невского, получившего статус святого Русской Православной церкви.
Отрадно, что в противовес им в последние годы появился ряд важных новых исследований по этой проблеме, в том числе таких серьезных авторов, как В.А. Кучкин и А.Н. Кирпичников, которые убедительно показали важность этого события и исследовали ряд важных деталей сражения, действий Александра Невского и его противников. Сохраняют во многом свою значимость и изданные еще в 1960-е годы работы Ю.К. Бегунова, И.Э. Клейнберга, И.П. Шаскольского и других исследователей, проанализировавших письменные источники о Ледовом побоище.
Нельзя не отметить усилия псковских краеведов, особенно Гдовского района Псковской области, где мне недавно довелось побывать и ознакомиться с рядом местных преданий и результатами изысканий Гдовского краеведческого музея. Еще Александр Сергеевич Пушкин учил очень внимательно относиться к местным преданиям, которые далеко не всегда попадают в труды маститых историков.
Так, на гдовской земле мне довелось услышать о том, что нацисты в 1942 году специально взорвали Вороний камень, который упоминается в летописях как один из ориентиров для точного определения места битвы.
Специалисты отмечают, что Ледовое побоище - одно из немногих крупных событий военной истории Древней Руси, которое освещается источниками двух сторон - как отечественными, так и источниками противника. Для большинства же сражений того периода с участием русских войск мы имеем только односторонние сведения (или русские, или сведения враждебной стороны).
Сегодня для нас очевидно, что новгородцам и псковичам противостояли жестокие и беспощадные завоеватели, не считавшие православных христианами и действовавшие против русских так же, как против "неверных" на Ближнем Востоке и против язычников в Пруссии. Это отчетливо видно при внимательном прочтении ряда западноевропейских летописей. В Пруссии, как известно, Тевтонский орден вел войну на уничтожение и добился своего, полностью истребив на этой территории славян-пруссов.
Александр Невский оправданно не видел вообще возможности получить какую-то помощь от Тевтонского ордена в противостоянии монголам в тот момент. Оценивая сегодня те альтернативы, которые имелись у князя, мы должны иметь в виду, что сотрудничество другого русского князя - Даниила Галицкого с Западом, с Римско-католической церковью в борьбе против монголов практически ничего не дало Руси, но привело к отсоединению от нее Галицкой Руси. Когда же она вернулась в состав нашего государства, то оказалась во многом инородным телом. Сегодня в культурно-цивилизационном отношении есть явное противоречие между этой частью Украины и ее центральной частью, не говоря уже о востоке и юге Украины.
Надо помнить и о том, что в 1204 году крестоносцы-католики разграбили и разгромили православный Константинополь - столицу Византийской империи - вместо того чтобы совместными усилиями бороться с мусульманами. То, что произошло с Византией, не могло не повлиять на восприятие Запада русскими князьями, православным духовенством Руси.
Не надо забывать о том, что Тевтонский орден в средневековой Европе был значительной силой. Его значение, по словам крупнейшего немецкого военного историка Ганса Дельбрюка, определялось тем, что этот орден в качестве "передового бойца" и католической церкви, и европейского рыцарства "имел за собой не только Германию, но и всю Западную Европу".
Очевидно, что столкнувшиеся силы Тевтонского ордена и их союзников из числа эстов, с одной стороны, и русского воинства - с другой не были многочисленными. Но из-за этого нельзя занижать историческое значение этого сражения.
Академик Кокошин, хотя и является в настоящее время председателем Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, продолжает как ученый заниматься военно-исторической тематикой. В своих изысканиях по истории Отечественной войны 1812 года он несколько раз ездил на Бородинское поле, встречался там с местными музейными работниками и краеведами, побывал в местах боев с наполеоновской армией под Малоярославцем и в других местах, где обнаружил малоизвестные результаты исследований по этой войне местных краеведов.
В последнее время ученый занялся изучением событий, связанных с победой князя Александра Невского над немецким войском на Чудском озере в 1242 году, которая в соответствии с Законом "О днях воинской славы и памятных датах России" отмечается как День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.
Невская битва 1240 года, в ходе которой князь Александр одержал победу над шведами, была коротким, блестящим ударом. Битва же при Чудском озере имела свою стратегическую предысторию. Она произошла в результате весьма логичных, со стратегической точки зрения, действий Александра Невского.
Прежде чем идти на Псков, князь разгромил немцев в Копорье, которые утвердились там за несколько лет до этого, построив небольшую крепость. Затем он бросил свое войско на Псков и освободил его. После освобождения Русской земли Александр переносит военные действия в занятую немцами Эстонию и добивается их поражения на Чудском озере.
Примечательна битва при Чудском озере и в тактическом отношении, где Александр Невский нашел оптимальное решение в борьбе против исключительно грозного и опасного противника, обладавшего высокой степенью воинской выучки и дисциплинированностью.
Рыцарство как тяжеловооруженная конница представляло собой совершенно особый вид войск, ибо, по авторитетной оценке того же Дельбрюка, ни один из других родов войск - ни легковооруженные всадники, ни пешие кнехты, ни стрелки - не могли устоять в единоборстве против рыцарей, от которых зависел исход боя. Стоимость вооружения одного рыцаря и его боевого коня была огромной: она доходила до стоимости нескольких деревень. В русском войске, как известно, рыцарей не было. Были сравнительно хорошо вооруженные всадники из личной дружины князя, но все же они не были столь тяжело вооруженными и не имели таких мощных защитных доспехов, как рыцари.
Рыцарские ордена отличало от остального рыцарства то, что в них для поддержания дисциплины применялась строгая система наказания, точным предписанием регулировались как служба, так и личная жизнь рыцаря. В силу этого рыцарское войско Тевтонского ордена обладало сравнительно высокой дисциплинированностью в отличие от других рыцарских формирований и соответственно повышенной дееспособностью.
"Старшая Ливонская рифмованная хроника" дает цифру потерь тевтонских рыцарей в 20 человек. На основании этого некоторые авторы стараются принизить значение битвы при Чудском озере, делают вывод о якобы незначительности этого сражения.
Надо знать реальную историю войн этого периода Средневековья, чтобы понять, что это были по меркам этого времени весьма значительные потери. В битве, например, при Бувине в 1214 году победившие французы потеряли всего трех рыцарей, но исход этого сражения определил характер франко-германских отношений на многие десятилетия вперед. Французские источники, правда, говорят о 70 погибших немецких рыцарях в том сражении, однако есть достаточно оснований считать эти оценки преувеличенными, что было обычным для победителей во все времена.
В результате этой победы Александра Невского немцы длительное время не решались на крупные наступательные действия в отношении Руси. Сразу же после победы Александра Невского они прислали послов в Новгород Великий просить мира, и мир был достигнут.
Победа при Чудском озере, одержанная Александром Невским над Тевтонским орденом, имела огромное морально-психологическое значение, ибо она произошла в исключительно тяжелый для Руси момент, когда большой части русских земель был нанесен серьезный ущерб в результате монгольского нашествия, а многие города превратились в руины. Разгром немецкого рыцарского войска предоставил возможность для грядущего возрождения нашей страны и сохранения ее культурно-цивилизационной идентичности.
Исход этой битвы во многом определил то, что на Руси было обеспечено сохранение веры, культуры, языка, традиций и обычаев русского и других этносов нашей страны.
http://www.redstar.ru/2007/04/26_04/4_06.html