"Вера должна вызывать чувство дискомфорта"

0
118
Время на чтение 4 минуты
Среди молодых японцев все больше людей, которые не испытывают материальных затруднений, но при этом даже после крошечной неудачи отчаиваются и кончают жизнь самоубийством. Или убивают своих детей - потому что те им мешают, или членов своей семьи - если что-то складывается не так, как они предполагали. Или начинают пить, чтобы сбежать от действительности, или применяют сильные лекарственные препараты...

Мария Мацусима - супруга православного священника, регент хора в храме Благовещения Пресвятой Богородице в Нагоя (Западная епархия Японской Православной Церкви). Вместе с мужем ведет четыре странички в православном японском интернете: о духовной музыке, о храме, о церковном хоре и страничку по литургике. Убеждена, что сегодня интернет - важная площадка для миссионера. Потому что в современном мире многие впервые узнают о Христе... из интернета.

Вы говорите, многие японцы не смогли ответить, что меняется в человеке, когда он приходит в Православие?.. Я попытаюсь понять, почему так получилось...

Знаете, когда я была маленькая, если у нас дома вечером не было соли, мама посылала меня к соседям. И я шла. Это было для меня частью общения с другими людьми. А теперь проще взять кредитную карточку и пойти в круглосуточный супермаркет, чем постучаться в соседний дом. Люди просто перестают общаться друг с другом.

Среди молодых японцев все больше людей, которые не испытывают материальных затруднений, но при этом даже после крошечной неудачи отчаиваются и кончают жизнь самоубийством. Или убивают своих детей - потому что те им мешают, или членов своей семьи - если что-то складывается не так, как они предполагали. Или начинают пить, чтобы сбежать от действительности, или применяют сильные лекарственные препараты... К нам в храм каждый год приходит несколько душевнобольных людей. Особенно часто встречаются люди, страдающие депрессией. Сегодня те японцы, кому не удалось заработать денег или сделать карьеру, считают свою жизнь неудавшейся. Потому что других качественных ее измерений, кроме профессионального успеха, для них уже не существует.

Япония, пережившая после Второй мировой войны экономический бум, стала с материальной точки зрения очень богатой. Но стали ли японцы счастливее при всем материальном изобилии и комфорте - вот вопрос... Мне кажется, едва ли. Жизнь стала более удобной, но люди при этом - более одинокими.

Большинство современных японцев, если спросить их о вере, скажут, что они неверующие - у них нет интереса к религии. Многие считают себя материалистами. Но я думаю, что в глубине души даже молодые люди чувствуют какое-то душевное неудовлетворение. Как будто им чего-то не хватает.

Хотя страна изменилась, и люди изменились тоже. Они все меньше думают о внутренних переменах. Для японцев очень важны не личные, а социальные отношения - с коллегами по работе, соседями, родственниками. Эти отношения выстраиваются по довольно четкому сценарию, в котором у каждого есть своя роль. Такова традиция: каждый должен добросовестно исполнять свою роль, на этом испокон веков стоит все японское общество. Личным эмоциям в отношениях между людьми чаще всего просто нет места.

Поэтому, когда японец приходит в храм, внешне его жизнь и жизнь его семьи может никак не измениться. Он будет и дальше с утра до вечера вкалывать на фирме и уделять работе в разы больше времени, чем семье. Меняется другое - отношение к жизни. И самое главное - меняется ее цель.

Когда ты приходишь ко Христу, в твоей жизни появляется Абсолют, по сравнению с которым все земные измерения - вторичны. Да, у тебя могут быть жизненные успехи и неудачи, но у тебя всегда есть нечто большее. Твоя жизнь, оказывается, нужна Богу. И даже самый простой и незаметный твой труд Ему пригодится. Со временем вообще перестаешь сравнивать себя с другими людьми, потому что, успешен ты или нет, твои личные отношения с Богом зависят от другого. И Господь всегда направит тебя по самой подходящей тебе дороге - только доверься Ему. Дистанцируйся от своего магического заклинания "я хочу" и постарайся быть благодарным за все радости и горести. И тогда каждый день будешь воспринимать как дар Божий.

Говорят, Православие - это неудобная вера. А мне кажется, это как раз очень хорошо. Это важно, чтобы в нашей комфортной жизни хоть что-то было неудобно, хоть что-то не решалось нажатием кнопки на пульте. Тогда человек вспоминает о том, что он не всесилен, что он уязвим и вообще - смертен. Вот пример. Я регент хора в православном храме и знаю, как это сложно - петь без музыкального сопровождения. Но зато в хоре мы постоянно внимательно слушаем друг друга, слушаем священника - и вместе делаем общее дело. Такое человеческое единение происходит за каждой Литургией. И это самое важное - ведь в одиночку спастись невозможно...

Другая сложность состоит в том, что в Православии предписания, что можно делать, а что нельзя, - не самоцель. Самое главное - любить Бога. А уж насколько совесть тебе позволит воспользоваться твоей свободой - зависит от тебя. Это колоссальная ответственность. Но еще святитель Николай в своем дневнике отмечал, что японцы - это люди, которые стремятся соблюдать правила. То есть, с одной стороны, мы очень дисциплинированны. А с другой - очень ограничены этими своими правилами. Если же японец приходит в Православие, он начинает понимать, что чисто формальное соблюдение правил и сами по себе эти правила - ничего не значат, если за ними не стоит живая вера. Это своего рода прививка от фарисейства.

И очень важно суметь передать этот опыт своим детям. У нас два сына: старшему 25 лет, младшему 20. Мы старались воспитывать их личным примером - чтобы они не только в церкви, но и в повседневной жизни видели, что мы живем как христиане. Для них это было естественно. Но ходили они в обычную японскую школу, расписание которой, конечно, не имело ничего общего с православным календарем. Естественно, часто бывали накладки. Мы, например, очень переживали от того, что по воскресеньям в школе постоянно устраивались какие-то спортивные мероприятия. Теперь наши сыновья стали самостоятельными людьми, и старший, к сожалению, не очень-то ходит в храм. Мы не настаиваем: думаю, что со временем он вернется в Церковь, просто у каждого человека свой путь ко Христу. Зато младший - активный прихожанин, он участвует в каждом богослужении. Он сознательно так выстроил распорядок своей жизни, что всегда может присутствовать на службе.

Конечно, наши дети то и дело ощущали разницу между тем, как их воспитывали в семье, и тем, что они видели вне дома. В этих случаях они всегда обращались к нам с вопросами. И я считаю, очень важно, чтобы родители разъясняли ребенку разницу во взгляде на мир верующего и неверующего человека. Мы всегда это делали, и за своих сыновей я в этом смысле спокойна.

Алла МИТРОФАНОВА, Анастасия ВЕРИНА

http://www.foma.ru/articles/472/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мацусима
Все статьи Мария Мацусима
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02