itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вечные страсти: от Баха до Алфеева

Епископ Иларион наполнил западные passiones духом православия

Новости Москвы 
0
355
Время на чтение 4 минуты
"Страсти по Матфею" прошли с успехом в Москве и в Риме. Епископ Иларион выразил чувства, близкие всем христианам.

В конце марта в Большом зале Московской консерватории, а затем в главном концертном зале Рима Auditorium Conciliazione с успехом прошла премьера сочинения епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею". На премьере в Москве присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и папский нунций в России архиепископ Антонио Меннини.

"Музыка епископа Илариона - это хорошая подготовка всех нас к спасительным дням Страстной седмицы", - сказал Святейший Патриарх Алексий II, обращаясь к слушателям в начале второго отделения концерта.

В основу сюжета "Страстей по Матфею" епископ Иларион положил 26-ю и 27-ю главы Евангелия от Матфея, в которых повествуется о страданиях и смерти Христа. Музыкальное произведение состоит из четырех частей: "Тайная вечеря", "Суд", "Распятие" и "Погребение". Его исполнил Большой симфонический оркестр и хор Государственной Третьяковской галереи под управлением дирижера Владимира Федосеева.

"Музыка и религия - одной природы. Эти сферы помогают человеку познать мир. И нам радостно, что епископ Иларион соединил их. Это титанический труд! Вызывает восхищение то, что владыка нашел в себе волю вернуться к музыке на серьезном уровне через 20 лет (!). Он создал качественное произведение от первого до последнего звука и продемонстрировал выдающуюся школу, которой славится Московская консерватория", - считает профессор Московской консерватории и декан композиторского факультета Александр Кобляков. Концепция "Страстей по Матфею" на тексты из православного богослужения Страстной седмицы появилась у епископа Илариона за рулем автомобиля, когда он ехал из Вены в Будапешт. Сначала он предполагал написать сочинение минут на сорок, но в итоге получилась развернутая композиция почти на два часа.

Епископ Иларион рассказывает, что две недели партитуру изучал его учитель композиции в Московской консерватории Владимир Борисович Довгань, который вынес свой "приговор". Затем партитуру просмотрел Владимир Федосеев, и вскоре начались репетиции.

Как известно, "Страсти по Матфею" есть у Баха, и епископ Иларион, называя свое произведение именно так, сознательно желал продемонстрировать связь своего сочинения с произведением немецкого композитора. В то же время это не стилизация "под Баха". В современной композиции "Страстей по Матфею" можно обнаружить то, чего нет у Баха: многовековой дух древнерусского церковного пения, который помогает слушателю почувствовать молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и осмыслить через века крестную смерть Богочеловека. В западной музыкальной традиции Страсти Христовы почти всегда подчеркнуто эмоциональны и иллюстративны. В православной же традиции отсутствует натурализм, "страдания остаются за кадром" - на первом плане Воскресение Христово! Это и есть то "золотое зерно", которое присутствует в музыке епископа Илариона.

Во время московской и римской премьеры "Страстей" внимание публики привлекли не только великолепные оркестр и хор, но и чтец-"евангелист" в исполнении протодиакона Виктора Шиловского. "В этой музыке есть сила, тонкость и красота. Федосеев великолепно руководил оркестром, хором и солистами. Если бы мой отец был здесь, он был бы так же глубоко потрясен исполнением "Страстей", как и я", - приводит слова Замиры Менухин-Бентал, дочери скрипача Йегуди Менухина и директора музыкальной школы его имени в Лондоне, издание "Татьянин день". А вот мнение Янины Чайковской, вдовы композитора Бориса Чайковского: "Эта музыка не может быть подвержена никакому музыкальному анализу! Это большая редкость, чтобы в наше время современный композитор написал такую духовную музыку, которая ведет в Церковь. Если после премьеры зал встал и долгое время аплодировал, значит, в наших людях есть духовность".

"Эта музыка становится своего рода мостом, связывающим столетия и культуры. Она затрагивает глубинные пласты памяти человека и помогает почувствовать себя истинным созданием Божьим", - считает член Союза композиторов России Антон Висков. "Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой и тональной музыке, которая восстанавливает утраченную связь между людьми, - заявил Интерфаксу декан композиторского отделения Московской консерватории Александр Кобляков. - Но у нас, композиторов-профессионалов (не в упрек будет сказано владыке Илариону), восприятие музыки иное, чем у публики. У нас уже "испорченные уши"! Хотелось бы услышать больше многомерности, смелости и коллизий. Демократизм языка владыки Илариона, наверное, продиктован желанием наибольшей коммуникации с залом. Но Бах никогда не шел на компромисс со слушателями. Он создавал сложные формы музыки, наполненные далеко не простой полифонией. Баховские "Страсти по Матфею" начинаются с конца сюжета, то есть с шествия Христа на Голгофу, и только потом рассказывается вся предыстория. Такой вот смелый, новаторский прием использовал Бах. А ведь он написал "Страсти по Матфею" более 300 лет тому назад! Несмотря на мои замечания, я поздравляю владыку Илариона с победой. Впечатление после премьеры осталось праздничное".

Мировая премьера "Страстей по Матфею" в Москве и Риме - это знаковое событие. Епископ Иларион воздвиг "культурно-просветительский мост" для цивилизованного диалога стран христианского Запада и Востока. В традиционную форму западных passiones он вложил православное литургическое наполнение и показал, что это может быть красиво и логично. Впервые в XXI веке православный архиерей и "прекрасный коммуникатор" между Россией и Европой показал удобный путь к сближению культур.

"Современный мир ставит перед христианами новые вызовы, отвечать на которые надо сообща, через сближение, а не через отдаление друг от друга. Епископ Иларион выражает чувства, которые близки всем: не только верующим, но и всем тем, кто интересуется нашей страной", - сказал накануне премьеры "Страстей по Матфею" в Риме архиепископ Корсунский Иннокентий.

http://religion.ng.ru/art/2007-04-18/7_alfeev.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Благовещенская
Музыкальная проповедь
Мир услышал "Рождественскую ораторию"
17.01.2008
Все статьи Алла Благовещенская
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04