Пелевин: личность или личина? Часть 2

0
285
Время на чтение 4 минуты
Часть 1

Неглубокая "тарелка" В. Пелевина

... Атеисты отвергают идею Божества вообще.
А неодеисты поклоняются несуществующему Богу.
- Но для них-то Он существует?
- Нет! В том их выверт. Они знают, что Он не существует,
и поклоняются Его несуществованию...
Эдуард Геворкян. "Времена негодяев"

Феномен Виктора Пелевина уже много лет находится в центре внимания литературоведов, психологов, философов. Большое, если не сказать огромное, количество статей и материалов в сети Интернет... Дискуссии о книгах и о самой личности автора... Может быть, не стоит лишний раз затрагивать тему, "умножая без нужды сущности"? Пожалуй, все же стоит. Поскольку цель нашей публикации - попытка определить то место, которое в романах, повестях, рассказах Виктора Пелевина занимает религия. Попытка увидеть ту роль, которую в своих работах автор ей отводит. Потому что книги его - в руках читателей, в том числе читателей-христиан. А слова и идеи из этих книг - в их головах, в душах. Идеи и слова писателя яркого, возможно, самого заметного сейчас для молодежи и для людей среднего возраста. Писателя, как теперь принято говорить, культового. Культ же, как известно, неотъемлемая часть религии... Но наш разговор не об очевидном уже культе самого по себе Виктора Пелевина. Разговор о месте религии в его книгах.

На первый (да и на второй) взгляд, Пелевин в своих книгах отводит околорелигиозным конструкциям значительное место. Более того, во многих работах писателя именно эти конструкции - несущие, именно на них все и строится. Так обстоит дело и в его романах, и в его рассказах. Будь то вавилонское язычество и богословские споры псевдо-Березовского и псевдо-Радуева в романе "Generation П", буддизм в "Чапаеве и Пустоте" и "Иване Кублаханове", шаманизм в рассказе "Бубен верхнего мира"... По страницам "Священной книги оборотня" бродит не менее "священная" языческая корова, которой молятся спецслужбисты, чтобы не кончилась кормящая страну (?) нефть... Поистине фантасмагорический калейдоскоп.

Однако, что стоит за всем этим? Калейдоскоп фальшиво составляет причудливые, завораживающие узоры, умножая грани и увеличивая число отображений всего лишь кусочков, осколков битого цветного стекла...

Ну и прекрасно, скажет иной читатель: так же, как Пелевин выводит на свет (и на суд) своих поклонников и сторонников массовую культуру, попсу, PR, рекламу, он поступает и с чуждыми своим читателям-христианам религиями, культами. Что же в этом такого?

На наш взгляд, "такого" во всем этом довольно много.

Прежде всего, на ум приходит, что, возможно, такое вот вольное (и к тому же такое упорное) обращение к настолько различным культам под одной обложкой - не более чем орнамент, украшательство1. "Стиль требует", плюрализм на дворе. Поиграть "в бисер", показать собственные возможности вживания в другую религиозную культуру... "А хотите? Вот вам вроде бы буддизм, около-шаманство, почти что ислам!" Может, так оно и есть? И это не самая неприятная из возможных догадок.

Дело в том, что можно увидеть за таким "литературным стилем" обращения с религией и гораздо более неприятную для любого верующего (и христианина в особенности, о чем позже) идею снижения, низведения пафоса религии именно до обслуживания сюжетной линии ("приправы" к сюжету, так сказать). Или же до положения "затравки" сюжета, в том случае, когда сам сюжет закручен вокруг определенной религиозной идеи (такой, как она понимается Виктором Пелевиным). По сути, в книгах имеет место по меньшей мере опошление священного. Что и есть массовая культура. Где же здесь ее "критика", приписываемая Виктору Пелевину многими исследователями его книг? Массовая, популярная культура продуцируется и "возвышается", одновременно и "естественно" принижая священное... Собственно, лишь таким путем попса и "поднимается" в современном множественном, количественном мире. Через утрату этим миром качества религиозного. Через утрату цельности души.

Пожалуй, в разбираемом здесь случае можно говорить о некоей симуляции религиозных феноменов, имитации понимания священного. Ведь если предположить на самом деле серьезное отношение и создателя текста, и читающего текст ко всем упомянутым религиям, то что же есть в таком случае экуменизм? Уж тогда лучше пусть это было бы "игрой" с религией в угоду литературному тексту. А не экуменистским заигрыванием. Хотя, насколько известно, Виктор Пелевин, как было модно говорить во времена публикации "Generation П", позиционирует себя в качестве буддиста.

Что сказанное выше - не надуманные отвлеченные и тенденциозные рассуждения, можно попытаться показать и на примере из совсем, казалось бы, другой области.

В перестроечные времена плохи были та светская газета и тот журнал, в которых не обсуждалась поразившая тогда внезапно многих мысль о том, что коммунистическая идея имеет некие признаки идеи религиозной. Мысль на самом-то деле была не нова, но сейчас речь не об этом.

Никто, пожалуй, не станет отрицать того, что в советском обществе после первого спутника и полета Гагарина сложился на десятилетия культ космоса и космонавтов. Отношение к ним было настолько трепетно-мистическое, что существовала именно вера и в космос, и в космонавтов как в особых людей, делающих особое дело - преодолевающих земное.

Виктор Пелевин не прошел мимо и этого проявления человеческой веры. В повести "Омон Ра" он низводит всю отечественную космонавтику до уровня фарса и иллюзии, не оставляя камня на камне и от этой земной веры целых поколений людей. В "Омон Ра" явно читается мысль о том, что любая вера - это иллюзия. И рано или поздно она будет развеяна. Чего стоит луноход на педальном велосипедном приводе и павильонные съемки якобы Луны! А для того, чтобы выпускники "летной школы имени Маресеьва" стали героями, им всем уже заранее ампутируют ноги.

Да, мы живем в мире имитаций и спекуляций. Чтобы увидеть их, не нужно обладать проницательностью культового писателя. Вот на столе лежит пачка каши быстрого приготовления. Яркая цветная картинка. На ней вполне аппетитная тарелка с кашей, которая отчего-то сдобрена ломтиками помидоров и листиками зелени. Да и тарелка какая-то для каши мелкая, как в советском общепите подавали. Рядом с тарелкой каши, завернутые в салфетку... нож и вилка!

Да, каша совсем не "гламурна". И вот, появляется желание ее "окультурить". Цивилизовать. Осовременить. Ввести в контекст постмодерновой "попсы". Результат - на картинке. Утрачивается сам тысячелетний смысл народного, традиционного явления. Теряется, убивается символизм каши. "Хлеб да каша - пища наша" не вяжется с аккуратно-холодно блестящими ножом и вилкой. Есть кашу ими просто нельзя.

Мы не в коем случае не сравниваем кашу с религиозностью, но примерно такое ощущение, какое мы попытались описать, возникает при рассмотрении спекуляций на религиозных идеях в книгах Виктора Пелевина. Религиозные идеи у Пелевина поданы в неглубокой "тарелке" популярной культуры, а "вкушать" эти идеи читателю предлагается по всем правилам хорошего тона современного гламура, расчленяя умственными "столовыми приборами" сравнения и анализа. То есть - воспринимая эти идеи не с верой, принимая (или не принимая) эти идеи не душой. Воспринимать Виктора Пелевина в качестве писателя, всерьез относящегося к религии, явно не стоит.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20070413.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03