itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Между религией и наукой конфликта нет"

Интервью с академиком РАЕН П.В.Флоренским

0
396
Время на чтение 6 минут
Как интерес к явлениям, которые в быту принято называть "чудесами", уживается с религией и наукой? В этом вопросе мы попросили помочь разобраться председателя Рабочей группы по изучению чудесных знамений при Синодальной богословской комиссии Московского патриархата Русской православной церкви, профессора, академика РАЕН П.В. Флоренского.

- Павел Васильевич, с какой целью создавалась возглавляемая Вами рабочая группа, известная в народе как "комиссия по чудесам"?

- Синодальная богословская комиссия, при которой действует наша рабочая группа, - это высшее философское, идеологическое подразделение при Патриархии. Мы занимаемся чудесными знамениями, происходящими в лоне Русской православной церкви. Но только в православии! Мы не хотим касаться того, что происходит в иных конфессиях. Это неудобно, как лезть в чужие семейные отношения. Там есть свои мыслители, свои думающие люди.

Так, предмет наших наблюдений и исследований - "маслопоявление", хотя гораздо чаще это явление называют "мироточение" - происходит в очень многих конфессиях. И у шаманов. Это явление сопровождает, может быть, некий духовный процесс. Как и многие другие чудеса, оно не прерогатива христианства и православия. И возникает вопрос: всегда ли "маслопоявление" связано с добрыми силами? По крайней мере, некоторые экстрасенсы проделывали разные, и не менее замысловатые фокусы. К чему это приводило - я и не обсуждаю. Хотя такие иногда интересные феномены бывают, что "покопаться" хочется. Великий химик-органик Бутлеров был спиритом, а великий Менделеев - руководителем комиссии вроде нашей, по научному анализу чудес. И он не верил в спиритов. Конфликт их общеизвестен.

Именно как ученый я и вошел в комиссию, так же, собственно, как и мои коллеги. Двигает нами то же чувство, что и движет учеными вообще - любопытство. Интереснее всего работать на пограничных областях, на грани необъяснимого. А то, что происходит в храме - там все благодатно, в этом верующий человек не может сомневаться.

- Но любопытно все же - в чем причины "мироточения"?

- Как такового "мироточения" нет. Есть маслопроявление, маслоконденсация. Если хотите - елеепроявление. Это не миро, а некое масло, иногда благоуханное, иногда безвкусное и бесцветное, без запаха. Миро - это вещество, которое варит патриарх на всю Россию раз в несколько лет, и которым человеку раз в жизни лоб помазывают при крещении. Это абсолютно священное вещество. И в таком словоупотреблении можно усмотреть или неграмотность, или провокацию, уж не знаю что.

Но есть два места, где это происходит в "товарном" количестве. Одно в Клину, другое в поселке Локоть в Брянской области. Комната обставлена как иконная лавка, рядами стоят иконы, кюветы, и течет, течет... Литрами натекает в сутки благоуханное масло. Все это сопровождается молебнами, благочестивым поведением хозяев, постоянными посещениями батюшек, паломников, которые оставляют там деньги. Но что все ставит под вопрос? Одна из благодатей в православии есть послушание, мир, благодеяния, уважение к матери-Церкви. И там, и там эти очаги мироточения не пользуются поддержкой районного благочинного и областного архиерея. И это сразу позволяет мне сомневаться в благодатности происходящего. В одном из этих мест я - неблагочестиво, конечно - поставил эксперимент. Сказали: вот сегодня, наверное, "снизойдет мироточение". Постелили большую тряпицу, положили иконы. Люди привозят туда иконы на "размироточивание" - термин-то какой! - на них появляется масло, и они вроде бы продолжают мироточить и дома. Меня спрашивают, почему я не привез икону. Я объясняю, что если это такой святой продукт, то держать его дома я стесняюсь. Положили эти иконы, а я нечаянно на тряпице забыл лист бумаги. Ручку там, отнюдь не благодатную, забыл. Приходим. Действительно, на иконах масло благоуханное. А на бумаге - масло только там, где она торчала из-под иконы. И на моей ручке тоже - масло. Допустим, что происходит конденсация. (Я исключаю вариант с жульничеством). Тогда это нейтральный естественный процесс - вещество конденсируется на любой поверхности, что невозможно по простым расчетам плотности пара. Провели анализы вещества из обоих "чудесных" мест. В первом случае масло на основе обычного подсолнечного, только с отдушкой. В другом - масло оливковое, и тоже с отдушкой.

Где-то в Интернете появилась информация, что "комиссия по чудесам в чудеса не верит". Я верю. Но дело сложнее и хуже - я не верю в благодатность многих из них. Я очень их боюсь. Экстрасенсы, также претендующие на сверхъестественные способности, очень много вреда сделали, отправили на тот свет бездну народа. Если это не просто шарлатанство, то делано темными силами.

- Вы рассказали о тех случаях, когда "маслопоявление" происходит, так сказать, за оградой церкви. А внутри?

- В церкви масло появляется в очень небольших количествах, легкий налет на иконе - и все. А для исследований нужны значительные объемы вещества.

- Научная комиссия по религиозным чудесам - в этом сочетании нет мировоззренческого противоречия?

- Противопоставление религии и науки - проблема, придуманная в Западной Европе, когда католическая церковь стала злоупотреблять своим авторитетом и вмешиваться в чужую область. В результате произошла реформация. У протестантов конфликта религии и науки нет. В этом смысле мусульмане поступили правильно. У них каждый текст, в том числе и научный, начинается с фразы: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного". В исламе изучение твари Божьей есть само по себе богословие. И в действительности между религией и наукой конфликта нет. Просто это разный подход к основным вопросам бытия. Плоскости почти не пересекающиеся, если говорить о чистой вере, а не о религии как мировоззрении. Что главное в религии? Этика. А наука - аэтична, безэмоциональна. Ученый режет лягушку и наблюдает бесстрастно. А этика говорит: нехорошо!

Вопрос не в том, существуют ли чудеса. Для действительно верующего человека все проникнуто благодатью Божией и все чудо. Но интересна граница между чудесным явлением и тем, что можно объяснить рационально. Наука - это цепь из множества звеньев, но эта цепь конечна. Всегда остаются вопросы, на которые наука пока не может ответить.

Мы сейчас переживаем неимоверное, удивительнейшее чудо: в истории еще не было случая, когда бы в храм хлынула такая масса народа, чтобы ежечасно строились храмы, так как это происходит в последние годы в России. Конечно, есть и издержки. В Церковь и священнослужители, наряду с подавляющим большинством благодатных людей, пришли те, кто принес с собой амбиции. В частности, такое болезненное, уродливое явление, как креационизм, когда уверяют, что мир действительно дословно создан в шесть дней. И все, что написано в Библии, надо понимать дословно - в переводе с древнееврейского на современный русский. Но эта тенденция идет не из глубин православия, как уверяют креационисты в роскошно изданных антиэволюционистских сочинениях. Сочинения эти проплачиваются зарубежными фондами, ассоциированными с некоторыми протестантскими сектами, даже не с ортодоксальным лютеранством. Понятно - кто платит, тот и "музыку" заказывает. А ведь в дореволюционной России церковники были самым образованным классом. В наши дни недалекие неофиты принялись травить науку, ставя в неудобное положение истинных верующих.

- Вы с осторожностью относитесь к увлечению людей чудесами, даже если они связаны, пусть и не напрямую, с традиционными религиозными убеждениями народа. Но ведь многие нуждаются в таких, может быть, грубых, ощутимых проявлениях мира духовного, зримые чудеса помогают верить, дают людям, измученным социальными и духовными неурядицами мира земного, надежду на высшую реальность...

- Благословляя нашу рабочую группу, митрополит Филарет Минский говорил, что сейчас создается некая "парацерковь", "церковь чудес", которая отвлекает людей от Церкви. В храме происходит великое чудо - пресуществление Святых даров - и хватит! Хочу подчеркнуть: Господь действительно врачеватель всего.

Но дошло до чего: висят плакаты с подробным расписанием, к какому святому, с какой проблемой обращаться. Как в собесе. Не надо требовать от церкви лечения болезней, как от врачей! Мы все, например, подаем записки о здравии и за упокой. И этого достаточно. А на Синае, в монастыре св. Екатерины, записки подают просто с именами. Насельники монастыря объясняют: неужели Бог не разберется сам, без подсказок, если это конечно тот Господь, в которого верят и которого знают христиане? Вот она - сила веры.

- К изучению каких еще чудесных явлений Вы обращались как ученый?

- Известно чудо на горе Фавор, когда на день Преображения - а этот сезон в Израиле безоблачный - собираются облака. Я заказал космические снимки горы в этот день. На них видно, как в ночь собираются облака кругом горы Фавор. А на следующий день они все к морю уходят. К сожалению, пока не удается организовать получение подобной съемки Иерусалима на Пасху. В чем важность этих явлений - облака над Фавором и схождение Благодатного огня на Пасху? В конце концов, у нас нет отсчета в датах связи человечества с Богом. Она априори признается в Юлианском календаре. Есть научное объяснение астрономическим явлениям. А этим нет. В канун Пасхи, по Юлианскому календарю, в субботу сходит огонь один раз в год в храм Гроба Господня. И благодать на гору Фавор в день Преображения Господня. Раз в год собираются в одном месте облака - в жару, в пустынном климате! Это уникальные моменты, когда человеческий календарь "гвоздями прибит" к космосу.

Я снова мечтаю попасть Иерусалим на Пасху, имея магнитофоны и приемники. Если это молнии - а это молнии - то они должны по грозоотметчику Попова отмечаться во всех диапазонах. Если начнутся помехи, природа этого явления электрическая. Лишает ли это объяснение Божеской благодати чудо? По-моему, нет.

- А вообще, имеет ли смысл искать объяснения тем явлениям, которые, как считается, служат знамениями свыше?

- Кто-то читает молитвы, кто-то пишет иконы, кто-то строит храм. А мы изучаем творения Божьи. Это тоже один из способов богослужения. Как говорила моя покойная бабушка, если с любовью и благочестиво, то можно.

Беседовал Андрей Мельников

http://stoletie.ru/tayna/070404142525.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Флоренский
Протоколы заморских мудрецов
Об аферах и заблуждениях в области экологии
09.11.2021
О сохранении памяти и передачи традиций
в семье священника Павла Флоренского
03.03.2021
Крысолов вернулся
Листая старую тетрадь…
10.02.2021
«Народ наш хороший, только уж очень доверчивый…»
Памяти Михаила Яковлевича Лемешева († 6.01.2021). Воспоминания
16.01.2021
Все статьи Павел Флоренский
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Человек
10.04.2024 19:16
10 лет Брянскому землячеству в Санкт-Петербурге
Новый комментарий от Наталья Сидорина
10.04.2024 19:00
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
10.04.2024 18:39
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Новый комментарий от С. Югов
10.04.2024 16:59
«Нам не нужно бояться имперских амбиций!»
Новый комментарий от РОНОЛ
10.04.2024 16:31
Состояние полиции Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв.
Новый комментарий от Советский недобиток
10.04.2024 15:35
«Банки варенья и корзинки печенья» Авену и Фридману
Новый комментарий от Русский Иван
10.04.2024 15:01