Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В горящую избу...

Наталья  Пушкарева, Столетие.Ru

26.03.2007


Роль женщин в истории России …

Еще несколько десятилетий тому назад исследователи прошлого редко задумывались над этим вопросом - женщины в судьбе России.... Хотя никто не оспаривал того факта, что в истории России - богатой именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, просветителей, деятелей культуры - немало женских имен. Настало время восстановить историческую справедливость...

Источники, которыми пользовались ученые, диктовали скептическое отношение к "женской теме" - в них почти не отразилась повседневная жизнь и быт безмолвных героинь прошлого. Но кто составлял большинство хроник и летописей, кто был автором статей древних законов и сводов норм церковного права, дипломатических актов и научных трактатов? Мужчины. Именно они "не пускали" женщин на убористые столбцы хроник, практически "забывали" о них...

Вещая Ольга

Пристальное чтение древнейшей русской летописи позволяет убедиться: даже начало русской государственности (X-XII века) тесно связано со значительными деяниями женщин. Например, среди основателей Киева, древнерусской столицы, летопись называет не только князя Кия и его братьев, но и "сестру их Лыбедь". Имя же великой княгини Ольги (на фото) упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся государственных деятелях прошлого. Эта княгиня, правившая Русью в 945-964 годах, удостоилась за свою мудрость в деле собирания земли русской, а также приобщения руссов к христианству прозвания вещей. Именно она - женщина! - провела первую в истории России успешную финансово-административную реформу. В отличие от всех предшествующих правителей Руси, собиравших подати с подвластных народов, "отнимая и грабя", Ольга приказала установить фиксированный размер дани, распорядилась о порядке ее сборов и периодичности.

Право на владение собственной землей давало древнерусским женщинам самостоятельность и в личном плане, и в обществе. Имея в руках немалые денежные средства, женщины привилегированного сословия участвовали в политических интригах, ведя самостоятельную линию во всех административных делах. Имущество женщины и ее положение в обществе определяли ее будущее. Так, например, княгиня Анна Романовна, жена Владимира - "крестителя Руси" (980-1015), самостоятельно не княжила, но имя ее осталось в истории: это первая женщина, принимавшая участие в составлении правового кодекса.

Знатные киевлянки, за которыми их отцы давали в качестве приданого несметные богатства, были желанной партией для любого европейца. Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, выданная за короля Франции Генриха в 1048 году, хорошо знавшая латынь, уверенно ставила свою подпись на официальных документах королевства Франции. Подобными Анне были и другие ее современницы с Руси, прославившиеся в Европе не столько как жены монархов, но и как дальновидные и честолюбивые политические деятельницы.

Главная предпосылка этого феномена - высокая по тому времени образованность русских женщин.

Центрами образования на Руси долгое время были монастыри, где девочек обучали грамоте, "врачебной хитрости", а также "пению, швению и иным ремеслам". Особое внимание придавалось изучению иностранных языков. У некоторых княгинь были собственные библиотеки, а иные были сведущи не только в учительной книжности, но литературе (в особенности поэзии), математике, знали труды античных философов. Азбуку и письмо в XII - XIII веках постигали даже некоторые простые крестьянки и ремесленницы, которые вели переписку со своими заказчиками.

Среди "книжных" женщин Древней Руси есть такие видные фигуры, как русская княжна Добродея-Зоя, автор первого в истории врачевания медицинского трактата, написанного женщиной, а позже Марья-летописица, дочь князя черниговского Марья Михайловна. Рассказывая об истории своего княжества в 20 - 40-х годах XIII века, она по-женски эмоционально описала ужасы монгольского завоевания.

Во время ордынского ига XIII-XV веков русские женщины часто становились жертвами нападений, грабежа, полона. Но лишь только пробились первые ростки национального возрождения - вновь на исторической арене появились активные деятельницы - княгиня Евдокия, основательница нескольких московских церквей, супруга великого князя московского Дмитрия Донского. Эпоха московской Руси и национального возрождения (XIV - XV вв.) отмечена деятельностью таких замечательных женщин, как знаменитая "республиканка" - жена новгородского посадника Борецкого Марфа, вступившая в политический поединок с самим великим князем московским, а также дочь первого русского царя - Ивана III, Елена Ивановна, чьи дипломатические таланты помогли отодвинуть военный конфликт между Польшей и Россией. Летописи говорят о том, что женщины Московии XV - начала XVI веков мало чем отличались от своих западноевропейских "сестер", среди которых были и создательницы собственных гильдий, и владелицы рудных разработок.

Во времена "Домостроя"

В 1520-1570 годах появилась серия законов, направленных на ограничение прав и привилегий боярства в пользу "служилого сословия". Сама идея поместного землевладения, когда земли получались не в наследство, а за "службу верную", исключала получение земли женщинами. В сужении имущественных правомочий женщин кроется причина резких перемен в их социальном и семейном положении. Морально-этическим кодексом взаимоотношений между супругами стал в середине XVI века "Домострой", где было определено "право" мужа на главенствующее место в семье, на власть над женой и детьми. С появлением "Домостроя" и упомянутых указов женщины оказались практически отрезанными от общественной жизни. Затворническое воспитание в теремах на началах "Домостроя" формировало особый тип женской личности. Большинство воспитуемых становились воистину смиренными.

Но были и такие, кто - напротив - проявлял редкую энергию, упорство, фанатизм в отстаивании идей. Неслучайно среди участников религиозных движений XVII века так много женщин. Вспомнить хотя бы члена "Кружка ревнителей благочестия" Анну Ртищеву - "советницу" своего мужа Федора, открывшего церковную школу при Андреевском монастыре. В их числе и другие сторонницы "старой веры" - боярыни Ф.П. Морозовa, Е.П. Урусова, дворянка М.Т. Данилова.

Известной долей самостоятельности пользовались в XVI веке и жены служилых дворян, на которых падали заботы по хозяйству во время пребывания мужа на "государевой службе".

Частные земельные акты того времени говорят о хозяйской сметке жен служилых людей, о знании ими действовавших в то время законов, позволяют воссоздать увлекательную и во многом неожиданную картину их активной предпринимательской деятельности. Среди восстановленных женских прав в конце XVII века появилось и право на свободное волеизъявление при оформлении завещаний, а также при вступлении в брак.

Правда, заключением брачных сделок в основном занимались родители. Их слово было законом, и церковь стояла на страже нравственности семейной жизни. Постепенное усвоение обществом общечеловеческих норм жизни, милосердия, сострадания вело к повышению духовности женщин, выработке особых черт женского характера. Случайно ли, что жертвенная судьба высокородной дворянки Натальи Долгорукой, поехавшей вслед за мужем в середине XVIII века в ссылку в Сибирь, стала предтечей самоотречения жен декабристов и осталась в памяти потомков?

Век императриц

XVIII век подарил России целую плеяду выдающихся деятельниц. И если до конца XVII века женщина на троне еще казалась немыслимым явлением, если даже сводная сестра Петра I царевна Софья, вставшая во главе государства благодаря стрелецкому восстанию, управляла государством не полноправно, а от имени братьев, не говоря уже о ее предшественницах (княгине Ольге или матери "грозного царя" Елене Глинской), то в XVIII веке положение переменилось. На трон взошла жена Петра I Екатерина, за ней последовали Анна Иоанновна, Елизавета Петровна (на фото) и. наконец, "царица-матушка" Екатерина II.

Более 70 лет Россией в XVIII столетии управляли женщины!

Немалое влияние на изменение прав женщин оказали реформы начала XVIII века в области просвещения. Сподвижник Петра I Ф. Салтыков выступил с предложением расширить систему светского образования женщин, создав для этого специальные губернские училища. Кроме того, к середине того века в каждом дворянском доме, отличавшемся достатком, можно было встретить гувернеров: их нанимали для обучения дочек, получавших таким образом знание "обхождения" (хороших манер) и иностранных языков.

Не прошло и полувека, как в числе обычных жительниц двух столиц, старой (Москвы) и новой (Петербурга) появилось немало число тех, кто были увлечены не только чтением, но и сочинением мемуаров, воспоминаний, кто вел свои дневники. Сама императрица Екатерина II брались за перо, чтобы оправдать и прославить свою жизнь. А Елизавета Петровна вошла в русскую историю, отменив - ранее, чем это было сделано в Европе - смертную казнь. Екатерина II стала образцом государственной деятельницы - ловкой и удачливой, сумевшей, несмотря на сильнейшие социальные потрясения (восстание под предводительством Е.И. Пугачева), не проиграть ни одной войны и существенно расширить территорию государства.

В годы правления Екатерины II в России возникло первое образовательное учреждение для женщин - Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (1764 г.), стали выходить первые женские журналы, публиковаться первые женские литературные опыты.

Традиционная историография всегда пыталась принизить значение "женских правлений" в России, утверждая, что во всех успехах и достижениях роль собственно правительниц была ничтожно мала, формальна, что все зависело от их окружения, от тех образованных и энергичных государственных деятелей-мужчин, которые якобы и были истинными, а не показными вершителями судеб миллионов россиян.

Сопоставление "женской истории" XVIII века с предшествующими периодами, особенно с домосковским, X-XV века, позволяет преодолеть сложившийся стереотип. Несмотря на непохожесть образов напудренной светской щеголихи постпетровской эпохи и степенной русской княгини в шитом золотом бархатном летнике, - они неотделимы.

Знаменитых россиянок X-XVII веков и тех, кто управлял Россией после смерти Петра, - объединяют многие общие черты. Это и деятельная энергия, и честолюбие, и не только желание, но и умение принимать самостоятельные решения, а также присущие именно женщинам-правительницам политическая гибкость, желание искать и находить компромиссы. Сколько их было среди представительниц высшего света, увлеченных не столько прелестями и соблазнами придворной жизни, сколько изучением основ наук, искусства, истории, философии и права (графини М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина). Не успел возникнуть в 1756 году первый российский публичный театр, как в числе ярких сценических талантов ярко раскрылись дарования драматической актрисы Т.М. Троепольской, балерин А. Тимофеевой и А. Бериловой, а также несравненной Прасковьи Ковалевой (1768-1803), названной ее поклонниками "жемчужиной русской сцены" (впоследствии - жены графа Н.Шереметева).

Роль женщины в семье любого состояния оставалась значительной: воспитание и образование детей, заботы по хозяйству, право распоряжения домашним бюджетом - все эти обязанности женщин как жен и матерей были закреплены традицией. Законы и церковь защищали их честь и достоинство, сильная родня (семья женщины) могла заставить супруга, если он обижал жену, покаяться или с помощью церковных властей даже настоять на ссылке его в монастырь на полгода или на год.

70-летняя "эпоха женских правлений" сделала свое дело: в общественно-политической и культурной жизни России появился некий "женский фермент", благодаря ему началось быстрое становление женского самосознания, а вместе с ним - и "женского вопроса". Благородным целям усиления "социализации" женщин послужила "первая на русской почве организация для достижения общественных целей", Женское патриотическое общество. Созданное в 1812 году, оно положило начало женскому движению в России.

"Декабристки"

Первые десятилетия XIX века родили и новый женский образ в жизни и литературе. Воспитанные на романтической прозе, поэзии и гуманистических традициях XVIII века, читавшие Вольтера, Руссо и Гёте, образованные русские женщины обрели дивную силу нравственного чувства. Христианские идеи верности, жертвенности, страдания ради выполнения морального долга, которые внушались им с детства, и были основной семейного воспитания их матерей и бабушек, сформировали феномен женщины сильной духом, стойкой в соблазнах, самоотверженной в желании помочь другим, прежде всего близким, семье, мужу. И не случайно образ пушкинской Татьяны Лариной полвека спустя Федор Достоевский назвал национально-художественным типом.

Младшими сестрами членов Патриотического общества можно назвать "декабристок". Нравственный подвиг Е. Трубецкой, М. Волконской и тех, кто последовал их примеру, хорошо известен. Через этих женщин осуществлялась переписка заключенных, Е. Уварова (сестра М. Лунина) бралась за передачу и распространение в столице написанных в остроге политико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, декабристки сплачивали тех, кто оказался на поселении.

В это время в обоих столицах - Петербурге и Москве - немало образованных женщин стало хозяйками собственных литературно-художественных салонов. "Царица муз и красоты" З.Н. Волконская, "ночная княгиня" Е.И. Голицына, "легкокрылый мотылек" С.Д. Пономарева, представительницы рода Кутузовых и семьи Карамзиных, А. Елагина - все они если не разделяли сами идеи ликвидации или модернизации самодержавной системы, то желали принимать участие в обсуждении подобных вопросов. Их споры, тесно вплетенные в светский флирт, были формой приобщения столичных и провинциальных дворянок к общественной жизни.

Как шаг в этом направлении рассматривалась и благотворительная деятельность. Роль в ней обеспеченных российских женщин от императриц до провинциальных помещиц трудно переоценить.

Благодаря усердию жен российских правителей (Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в стране существовало немало женских рукоделен, воспитательных домов и "училищ для дочерей всякого звания", а к 40-м годам возникли и первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве.

Роль женщин-благотворительниц вполне может быть сопоставлена по силе влияния на общество с ролью их современниц из числа тех просвещенных аристократок, чье воздействие на ход исторических событий было заметным и однозначным. Например, великая княгиня Елена Павловна - тетка Александра II и жена одного из самых известных "либеральных бюрократов" того времени Д.А. Милютина - активнейше выступала с инициативой отмены крепостного права. Она поддерживала идею освобождения крестьян со значительным земельным наделом, компенсацию за который должно было выплатить помещикам государство.

Известную роль в поиске россиянками сфер применения их внесемейной активности сыграли события Крымской войны (1853-1856), с которой связано появление русской санитарной службы. Женщины в ней с самого начала играли огромную роль. Уже осенью 1853 года на театр военных действий прибыло несколько десятков "дам высокой души" - медицинских сестер Крестовоздвиженской общины (основанной великой княгиней Еленой Павловной). Аристократки Е. Будберг и А. Травина, сестры Е. Бакунина и Е. Хитрово (внучатые племянницы М. Кутузова) заставили признать, что героическое служение русскому солдату в госпиталях может быть весомым аргументом в пользу женского равноправия, о чем неоднократно впоследствии вспоминали многие участницы той акции. Хирург Н. Пирогов не уставал "дивиться их истинно стоическому самоотвержению", подчеркивал большие, нежели у мужчин, организаторские способности женщин, "опытность и распорядительность".

Академик в чепце

С 1858 года - года создания первой самодеятельной женской организации, нацеленной на помощь женщинам же - в России начался новый этап в истории развития коллективного самосознания россиянок. После 1861 года изменилась степень открытости политического режима, но господствующим идеалом оставалось представление о женщине как о верной подруге мужчины, матери и воспитательнице детей. Вся деятельность женщин вне привычных рамок семьи встречала недоумение, а то и неприятие. Это было время появления первых женщин-литературных критиков, журналисток, женщин-создательниц трудовых артелей и издательств, переводчиц и получивших образование в западных университетах женщин-врачей.

Весьма существенен огромный шаг вперед, сделанный женским коллективным самосознанием в России за полвека - с 1800 года по середину 1850-х: если старшая родственница великой княгини Елены Павловны императрица Мария Федоровна полагала, что предназначение женщины - лишь в том, чтобы "воспитывать в добрых нравах детей и вести хозяйство", то тетка царя-Освободителя открыто поддерживала тех энергичных представительниц российской молодежи, которые боролись за право быть студентками.

На улицах крупных городов середины 50-х годов XIX века появились девушки с книгами и тетрадями в руках. В 1860-е облик курсистки - слушательницы Высших женских курсов, созданных в Москве, Петербурге и ряде других крупных городов - уже редко кого удивлял.

Образ женщины-профессора, еще в 1830-е годы казавшийся комичным, спустя всего 30 лет стал объектом восхищения (С. Ковалевская (на фото), Ю. Лермонтова, А. Кашеварова-Руднева, В. Харузина, первый русский "академик в чепце" - археолог графиня П.А. Уварова), и идея допущения женщин на университетские кафедры оказалась у всех на устах.

Борьба за доступ к университетскому образованию была свидетельством набиравшего силу женского движения. Прошло несколько десятилетий - и младшие современницы первых русских "равноправок" (М. Трубниковой, Н. Стасовой, А. Философовой, М. Вернадской, Н. Корсини, М. Богадновой) получили право обсуждения женских проблем и требований с думской трибуны. Они неоднократно повторяли, что имена тех, кто были первыми, отныне навеки вписаны в летопись борьбы женщин за свои права.

Исторические силуэты порою ярки, а порою бледны из-за недостатка сохранившихся источников, но каждая женская судьба величественна и самобытна. Своими биографиями - и обычными, и выдающимися - они способствовали становлению феномена русской женщины, который славен во всем мире.

http://stoletie.ru/territoria/070323153216.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме