itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На службе у атома

0
428
Время на чтение 4 минуты
Каковы состояние и проблемы развития ядерного оружейного комплекса (ЯОК) России? Что ждет ЯОК в будущем? Какие законы нужны атомщикам? Эти и другие вопросы были рассмотрены на выездном заседании комитетов Совета Федерации по обороне и безопасности и по промышленной политике и Росатома, состоявшемся на базе ФГУП "Сибирский химический комбинат" (ЗАТО Северск, Томская область).

РОДИНА УРАНА


Выбор места проведения заседания неслучаен. Изначально (в середине прошлого века) Сибирский химкомбинат (СХК) задумывался как единый комплекс ядерно-технологического цикла с целью создания компонентов ядерного оружия для обеспечения обороноспособности страны. Позже оборонный заказ на СХК был сведен к нулю. Однако предприятие еще в конце 1990-х сумело выйти на прежний уровень выпуска товарной продукции за счет новых направлений в своей деятельности. В результате конверсии комбинат стал одним из ведущих производителей топлива для атомной энергетики. Одновременно налажен выпуск и других видов продукции, которые нашли применение в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и ряд других.
СХК в настоящее время - это восемь заводов, ТЭЦ, научно-исследовательский и конструкторский институты, а также комплекс вспомогательных производств. Говоря о ближайших задачах СХК, его генеральный директор Владимир Короткевич подчеркнул, что скорейшего решения требует вопрос о строительстве атомной станции, которая должна обеспечить регион теплом и электроэнергией. Она, подчеркнул Короткевич, даст новый импульс развитию экономики всего Сибирского региона. Отработавшая уже трижды свой ресурс ТЭЦ Сибирского химкомбината неперспективна, считают специалисты. Кстати, сегодня ее реконструкция ведется за счет средств США.
В ходе заседания неоднократно поднимались и вопросы функционирования закрытых административно-территориальных образований в целом. Участники заседания, среди которых были руководители таких ЗАТО, как Железногорск, Зеленогорск, Заречный, и президент ассоциации ЗАТО атомной промышленности Леонид Пенских выделили проблемы, связанные со статусом ЗАТО, их подчиненностью и решением задач по обеспечению государственной безопасности. Так, требует уточнения перечень полномочий, передаваемых органам местного самоуправления ЗАТО.

ЯОК В ЗАКОНЕ


Развитие ядерного оружейного комплекса и атомной отрасли в целом находится под постоянным контролем государства. В настоящий момент действует федеральная целевая программа "Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года". Специалисты отмечают, что структуры разработки, производства и авторского надзора за ядерным оружием функционируют в правовом поле международных документов, российского законодательства, другой нормативной правовой базы. Вместе с тем принятые федеральные законы не в полной мере учитывают специфику деятельности этой отрасли. Особенно это касается Земельного, Налогового, Трудового кодексов РФ. Поэтому чаще всего деятельность ЯОК регулируется подзаконными актами. Кстати, изменения в законодательстве, регулирующем правоотношения в гражданском секторе атомной отрасли, состоялись совсем недавно, в феврале 2007 года. Пришла очередь и ЯОК.
На заседании председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что в России в ближайшее время будет принят федеральный закон "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия", который станет современной правовой основой развития ядерного оружейного комплекса (ЯОК) страны.
- В рамках этого закона, проект которого сейчас согласовывается в правительстве страны, предполагается решить ряд актуальных проблем, связанных со статусом федеральных ядерных центров, мерами по их государственной поддержке, особенностями размещения оборонного заказа, и другие вопросы, связанные с развитием ЯОК, - сказал В. Озеров.
По его словам, среди проблем нормативно-правового характера, требующих безотлагательного решения по обеспечению устойчивого функционирования предприятий ЯОК, назрела необходимость внесения ряда изменений в действующее законодательство. "В частности, эти изменения касаются размещения заказов на поставки товаров ядерной продукции, выполнения работ и оказания услуг в рамках гособоронзаказа", - отметил сенатор.
Глава комитета также подчеркнул, что тщательного рассмотрения требует и вопрос эффективного управления государственным запасом специального сырья и делящихся материалов. "Дело в том, что планируемый уровень потребления урана сейчас превосходит объемы его нынешней добычи", - уточнил сенатор.
В ходе заседания сенаторы отметили необходимость рассмотрения в первоочередном порядке еще одного закона - "О ядерных установках военного значения". При этом все изменения в законодательство в сфере ЯОК и реализации принимаемых законов, отмечалось на заседании, должны находиться под жестким контролем Генпрокуратуры, Совета Безопасности России и Счетной палаты России.

В РУЖЬЕ


В заседании принял участие первый заместитель начальника 12-го Главного управления Минобороны России генерал-лейтенант Анатолий Коломийченко. Он отметил, что находящиеся на вооружении Российской армии ядерные боеприпасы надежно защищены, за их безопасным хранением установлен строгий контроль.
- Из всех видов оружия, находящегося на вооружении нашей армии, только ядерные заряды и боеприпасы не проходят полномасштабных испытаний в соответствии с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 года. В этих условиях боеготовность, надежность и безопасность действующего ядерного арсенала гарантируется специальными расчетами и экспериментальными исследованиями, - сказал генерал-лейтенант А. Коломийченко.
Комментируя итоги работы, председатель Комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что участники заседания - сенаторы, представители Минобороны и Росатома, ряд руководителей ЗАТО - в ходе своих выступлений привели целый ряд важных показателей и свидетельств, касающихся устойчивого и безопасного функционирования и развития ЯОК. И мы полностью поддерживаем курс на совершенствование и оптимизацию ЯОК, сказал Виктор Озеров. Вместе с тем, подчеркнул глава "оборонного" комитета верхней палаты российского парламента, комплекс нерешенных проблем в данной сфере оказывает негативное влияние на современное состояние ядерного оружейного комплекса. "В частности, необходимо оперативно внести ряд нормативно-правовых актов по регулированию процессов создания, эксплуатации, ликвидации и обеспечения безопасности ядерного оружия, определить статус федеральных ядерных центров, уточнить правовые основы их деятельности и т.д.", - сказал В. Озеров.
Председатель комитета также подчеркнул, что масштабные задачи по модернизации ЯОК требуют солидных бюджетных средств. "И мы будем поддерживать предложения по увеличению бюджетных ассигнований на 2008 год и в рамках трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы", - уточнил сенатор.
Виктор Озеров отметил, что в "условиях, когда США уже приняли новую программу по замене ядерных боеприпасов, в рамках которой планируется разработать новые ядерные взрывные устройства, наша страна должна держать ядерный арсенал в надежной боеготовности, чтобы адекватно ответить на современные вызовы и угрозы".

http://www.redstar.ru/2007/03/24_03/3_04.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наиль Гафутулин
Все статьи Наиль Гафутулин
Последние комментарии