Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

...А может, хватит воевать с костями?

Инна  Руденко, Комсомольская правда

21.03.2007


О неожиданных отголосках гражданской войны …

Мы намеренно помещаем статью Инны Руденко «...А может, хватит воевать с костями?»на «Воинстве.ru», несмотря на то, что мнение ее автора, а в еще большей степени цитируемые в ней высказывания из писем читателей «Комсомольской правды», конечно же не разделяются редакцией ИА «Белые Воины».
За той, в целом положительной реакцией, которым общество встретило перезахоронение останков генерала В. О. Каппеля в Москве, почти незамеченными остались негативные отклики, которые, тем не менее, были. И о них мы должны знать.
Они показывают, что общество наше во многом продолжает жить мифами, созданными еще в советское время. Некоторые верят им в силу незнания (не секрет, что книжные новинки сегодня с большим трудом доходят до провинции, да и Интернет есть далеко не у всех). Другие же плодят их сознательно. Чего стоит хотя бы статья историка Александра Широкорада«Не сотвори себе новых героев», с подзаголовком «Пышные перезахоронения потерпевших поражение белых генералов добра не принесут» опубликованная в «Независимом военном обозрении». В результате, в чьем то сознании рождается больная идея перезахоронения в России останков апологета мировой революции и ненавистника России Льва Троцкого. Видимо без этого примирения и согласия нам не достичь?..
По нашему глубокому убеждению отвечать на такие памфлеты, и такие нездоровые идеи необходимо новыми добротными исследованиями и популярными статьями. Полемика же, зачастую с не вполне адекватными людьми, ни к чему хорошему увы не приведет, так как бороться необходимо не за их умы, а за умы читателей.
Поэтому, несмотря на казалось бы уже немалые результаты, достигнутые историками Белого движения и Гражданской войны за последние десятилетия, работы впереди у нас еще очень и очень много. Просветительскую деятельность необходимо продолжать. И речь здесь идет не о том, чтобы создавать хвалебные оды тем, кто боролся с большевиками. Достаточно просто писать о них правду. Они этого заслужили. А без правды едва ли будет достигнуто то национальное примирение и согласие, о котором сегодня так много все говорят.
Поместив эту статью накануне без комментариев, мы шли на определенный риск. В результате получили отклики читателей, не согласных с мнением высказанным в материале. Благодарим за отзывы. Нас, с одной стороны, порадовали неравнодушные отклики читателей. С другой стороны еще раз подчеркнем: на сайте могут размещаться материалы, мнение авторов которых, не всегда разделяются редакцией. В дальнейшем постараемся не размещать их без соответствующих комментариев, дабы не вводить наших читателей в заблуждение относительной нашей позиции.
Руслан Гагкуев,
ИА «Белые Воины»


...А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.


Эти строки поэт Максимилиан Волошин написал - да не написал, а выдохнул - в разгар гражданской войны. Какую широту души, мудрость, какую любовь к родной стране и ее людям надо иметь, чтобы встать над братоубийственной схваткой во время схватки! Молиться и за белых, и за красных...

"Из убийц в герои"?

Но почему вспомнились эти строки сегодня? Да потому, что почта неожиданно принесла отголоски того кровавого времени, когда брат шел на брата, отец на сына, сын на отца. Почти век спустя!

"Сегодня по Первому каналу телевидения в новостях, - пишет Галина Дмитриевна Кичигина из Челябинска, - увидела торжественное богослужение в Донском монастыре при перезахоронении останков белого генерала В. Каппеля и была глубоко потрясена. Да этот Каппель слыл в нашей семье злым духом!"

И дальше она рассказывает почему: ее отец, прапорщик, сначала был адъютантом у этого белого генерала, потом связался с красными, за что тот приговорил его к расстрелу, отец чудом остался жив, зато его мать "по приказу Каппеля сожгли живьем на костре". Да и вообще - "В. Каппель был законченным кокаинистом и умер от этого, бежав в Харбин... И этот убийца моей бабушки возведен в ранг героя? Господи Боже мой, да что у нас в России творится!" Какое живое чувство в этом письме, будто пишет юная внучка, а ведь Галине Дмитриевне 83 года... Но с чувствами людей мы так и не научены считаться.

Не только на телевидении - на радио, в газетах говорили, писали о том, как три года готовилась энтузиастами операция по перезахоронению генерала Каппеля, организаторы подчеркивают, что это "народная акция", им помогали и Евгений Примаков, и МИД, и Министерство обороны, и церковь. Не знали точно, где могила в Харбине, - нашли. "Пролежавшие 86 лет останки генерала, - пишет одна из влиятельных газет, - поразили участников экспедиции". "Мощи Каппеля нетленны". Кое-кто заговорил даже о канонизации генерала, но церковные люди объяснили, "что если у его могилы будут совершаться чудеса" (?!), то тогда это будет возможно. А на могиле, мечтают организаторы акции, поставят такой же памятник, какой был некогда в Харбине: Голгофа с православным крестом и терновый венец над ней.

Голгофу прошли и те, у кого на могиле не крест, а красная звездочка. И потому так хочется попросить энтузиастов: поскромнее, потише, поделикатнее.

"Не будите во мне ортодокса!" - статью-размышление одного мудрого человека, истинного демократа с таким призывом храню с 91-го года. Она - против грубого, прямолинейного, неумело-невежественного отношения к истории. Но не умеем и сегодня достойно распрощаться с недостойным прошлым. Будим и сегодня ортодоксов. Вот образчик: О. А. Лебедев из Санкт-Петербурга тоже пишет возмущенное письмо о шуме вокруг Каппеля. "Придумали праздничный день примирения и согласия. Что ж, это в принципе неплохо. Но уж как-то однобоко реализуется это примирение. Торжественно хоронят битых белых генералов и царственных особ, так сказать "мирятся" с ними. И в то же время снесли памятники Дзержинскому, Свердлову, Сталину и многим другим деятелям революции - из лагеря красных. И Лебедев ошеломляет предложением: "Настало время перевезти из Мексики в Россию и торжественно перезахоронить останки выдающегося революционера, организатора Красной Армии Льва Давидовича Троцкого. Хотелось бы, чтобы редакция "Комсомольской правды" набралась смелости и начала кампанию о необходимости успокоения в Москве одного из наиболее ярких представителей красных.

Снова белые и красные... Гражданская война? Не "в ревущем пламени и дыме" - в головах? Но народ и так разъединен: на очень богатых и очень бедных, на русских и не русских, на казнокрадов-чиновников и униженных и оскорбленных ими. Вражды достаточно. Неужто реанимировать еще и старую? За каждой семьей в прошлом море крови. Мы ведь или воевали, или готовились к новой войне, или зализывали послевоенные раны, а потом снова, как в гражданскую, гробы в Россию шли из России. И потому снова хочется повторить: осторожнее с кровавым прошлым. Терпимее, скромнее, деликатнее.

Мифы и реальность

Перечитываю письмо Кичигиной. Ее еще не было на свете (родилась в 1924 году), когда генерал Каппель уже умер (1920 г.). Откуда у нее такие сведения о нем? От мамы, пишет Галина Дмитриевна, "она была прекрасной рассказчицей". О, эти "прекрасные рассказчики"... Под влиянием тотальной пропаганды они часто являются родоначальниками легенд и мифов. И вот оказывается, что генерал умер не от кокаина и не в Харбине. Во время известного Ледового похода провалился в полынью, отморозил ноги, их ампутировали (частично), и солдат просил привязывать его к коню... Простуда, ранения - умер на русской земле, сказав: "Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своей смертью среди них доказал это". Возможно, эти прощальные слова и легенда, но точный исторический факт: мертвого генерала солдаты не бросили, унесли (увезли?) через ледяной Байкал, в Чите похоронили. А когда пришлось отступать и дальше, выкопали тело, перевезли через сибирскую тайгу и похоронили в Харбине. Об этом рассказал мне историк Р. Гагкуев, автор и составитель книги "Каппель и каппелевцы". Он же считает, что вряд ли мог быть прапорщик (отец Кичигиной) адъютантом генерала, "в штабе было достаточно офицеров". И история с сожженной бабушкой вызывает у него сомнения: "Известно по документам, что генерал пленных красноармейцев отпускал, стремясь доказать, что воюет с большевиками, а не с простым народом". Но террор, это мы уже знаем и по современным временам, чудовищная вещь. Что белый, что красный, он приводил к примерам и пострашнее, чем рассказанное нашей читательницей.

Мифы часто одолевают реальность. "И вот уже какой-то урод, - пишет читатель О. Лебедев, - захлебываясь, вещает по телевидению во время перезахоронения белого генерала: "...Это тот самый Каппель, который в пух и прах разбил чапаевскую дивизию, да и самого Чапаева уничтожил под Лбищенском". Да никогда Каппель чапаевскую дивизию не разбивал, и погиб лишь штаб дивизии во главе с начдивом и отнюдь не от каппелевцев, а в результате ночного казачьего рейда". И тут наш читатель Лебедев прав.

Решили перезахоронить - хороните. Спокойно. Зачем шумиха, явное преувеличение заслуг генерала? Каково слушать подобные речи детям и внукам чапаевцев? А вот то, что пишет Лебедев дальше, - миф: "Да Каппель, по-моему, ничем не прославился, кроме идиотских психических атак, призванных продемонстрировать офицерское дворянское превосходство над "быдлом" - рабочими и крестьянами". Психические атаки навеяны сценой из фильма "Чапаев". К недавнему 120-летию со дня рождения Василия Ивановича о нем был сделан документальный фильм, и историк-комментатор (имя, проскользнув, не запомнилось, к сожалению) сказал: "В жизни было совсем не так. Шли на чапаевцев тогда не каппелевцы-офицеры в щегольских мундирах, а каппелевцы - восставшие против большевиков рабочие Ижевского завода, одетые в домашнюю одежду и с пением "Интернационала". (Тут нужен разговор о художественной и исторической правде, о том, что больше влияет на сознание людей, но он - отдельный.)

А Анка-пулеметчица, в жизни Мария Попова, которую Сталин определил в главную героиню чапаевок? О ней насочиняли столько легенд и мифов, что хотя она сама никогда себя Анкой не называла, но, возмутившись таким количеством приписанного ей, сами чапаевцы написали на нее письмо-донос.

Будем осторожны с мифами, которые рождаются и сегодня. За ними живые люди.

"Молюсь за тех и за других"...

Много лет назад в туристической поездке по Испании нашу группу сопровождала гид, "русская" испанка Росита. Во время их гражданской войны многих детей, как известно, вывезли в Советский Союз. Кое-кто потом остался, другие, как Росита, вернулись в Испанию к родным. Мы все ощущали Роситу совсем своей. Но вот Росита повезла нас в Долину павших. Как бы такое огромное кладбище, где мы увидели могилу Франко. Удивились: зачем нам этот диктатор, от которого она сама так пострадала, на годы разлученная с родными? Да только ли она?

Росита объяснила, что здесь похоронены не только Франко и франкисты, но и те, кто с ними воевал. "Мы решили сразу примирить две Испании. Не сводить годами старые счеты, а, примирив, оставить их в прошлом". В эти же дни подводились итоги конкурса школьных сочинений на ту же тему примирения, и Росита перевела нам опубликованное в газетах сочинение девочки-победительницы. Там было нарисовано сердце и стояли такие слова: "Моя страна - как мое сердце. У сердца две половинки, но оно у меня одно".

Впрочем, теперь это уже общеизвестный факт - о том, как спокойно Испания выходила из гражданской войны.

Вспоминаю о той поездке только потому, что кое-кого из нас (ведь десятилетиями вдалбливали нам, как ужасен белый террор, и замалчивали о терроре красном!) это братское кладбище и сама "наша" Росита шокировали. Оказывается, этот шок у многих жив до сих пор.

Вот еще одно письмо от Г. В. Козлова из Смоленской области. Оно вроде на другую тему, о Бронзовом Солдате, которого пытаются убрать в Эстонии, но начинается так: "Мнение, которое хочу высказать, не только мое, но и многих моих знакомых и друзей. Как это так? Днем показывают фильм "Вечный зов", где белые вешают отца Савельевых, а вечером мы видим перезахоронение белого генерала, да с какими еще почестями". И тут стоит вспомнить слова Г. П. Федотова, русского философа и историка, эмигранта первой волны, который, повидав уже послевоенных эмигрантов из России, писал: "Почти ни у кого мы не замечаем тоски по свободе, радости дышать ею. Большинство даже болезненно ощущают свободу западного мира, как беспорядок, хаос, анархию. Их неприятно удивляет хаос мнений на столбцах прессы - разве истина не одна?" Звучит современно, не правда ли?

Есть одна истина, столь необходимая сегодня. В письме Г. Д. Кичигиной она сформулирована так: "Худой мир лучше доброй ссоры". Галина Дмитриевна и не заметила, что эта добрая старая русская пословица противоречит всему тону ее письма...

"Боль без слез, память без ненависти" - так определили свои чувства солдаты, воевавшие друг с другом в мясорубке под Ржевом в Великую Отечественную. И обустроили два кладбища рядом: русское и немецкое. "Нельзя воевать с костями".

...Интересно: уже написав письмо и поставив под ним подпись, Галина Дмитриевна Кичигина вдруг делает приписку: "Отец, Хороших Дмитрий Михайлович, умер в 1950 году от инсульта. Похоронен в Москве, на Даниловском кладбище". Какая игра истории, какое совпадение и нам подсказка! Они лежат рядом, эти враги при жизни - Дмитрий Михайлович Хороших и Владимир Оскарович Каппель. Красный и белый. Не пора ли сейчас, не "в ревущем пламени и дыме", а сейчас, проявив наконец великодушие, сказать обоим: "Мир вашему праху"...

http://www.kp.ru/daily/23864/64071/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме